Любовь ПЕРЦОВА

редактор, сценарист

Полное имя:
Любовь Шевелевна ПЕРЦОВА

Дата рождения:
17 октября 1903
г. Николаев, Херсонская губерния, Российская империя

Дата смерти:
29 ноября 1960 (57 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
редактор, сценарист

Краткая биография

Перцова Любовь Шевелевна (иногда Савельевна) (17 октября 1903 [19.10.1905], г. Николаев (ныне Украина) — 29 ноября 1960, Москва)[1] — сценарист, редактор. Награждена орденом «Знак Почёта» (1950) и медалями. Беспартийная.

В 1921 году (после смерти родителей) переехала со старшей сестрой в г. Киев.
Со второй половины 1921 по 1923 — санитарка в детской больнице.
В связи с расформированием больницы два года находилась без работы.
С февраля 1926 по апрель 1930 — кондуктор при Киевском трамвайном парке им. Шевченко.

В 1930 году сценарий Любови Перцовой «Не задерживайте движение» был принят к постановке Киевской кинофабрикой «Украинфильм».
В 1930 году поступила на сценарно-художественный факультет Московского государственного института кинематографии (ГИК), который окончила в 1932 году.
В 1934 — 1935 — сценарист кинопоезда «Союзкинохроники».
В 1936 — 1941 — асс. режиссера, редактор и сценарист Московской кинофабрики, затем студии «Союзкинохроники» / Центральной студии кинохроники.

Любовь Перцова и Арша Ованесова. Фото из архива семьи Шейниных.

С марта 1937 — бессменный редактор и автор дикторских текстов киножурнала для детей «Пионерия» (инициатором создания киножурнала была Арша Ованесова); в декабря 1946 года  утверждена в должности ст. редактора киножурнала «Пионерия» (основание: Приказ Министерства кинематографии СССР № 252 от 07.12.1946 г.).
С осени 1941 г. по 1943 г. находилась в эвакуации в Алма-Ате (ныне Алматы, Казахстан), где со своей подругой и коллегой Аршой Ованесовой продолжила работу на Алма-Атинской студии кинохроники [2].
С 02 июля 1943 — редактор; с 01 октября 1944 по 12 декабря 1960 — старший редактор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Авторы сценария (совместно с  А. Ованесовой) документального фильма «Повесть о наших детях» (1945).

В март 1953 года по приглашению зам. министра кинематографии Латвийской ССР А. Хорошевского была командирована в Ригу для консультаций по киножурналу «Пионерия».

За работу неоднократно премировалась с объявлением ей благодарности.

Любовь Перцова скончалась 02 декабря 1960 года в Москве после продолжительной и тяжелой болезни.

___________________________
1. Даты жизни Л. Ш. Перцовой указаны в соответствии с "Личной карточкой по учету кадров".
2. Осенью 1941 года Центральная студия кинохроники была эвакуирована из Москвы в Куйбышев (ныне Самара) на базу Куйбышевской студии кинохроники; часть работников была эвакуирована в Алма-Ату, где продолжили работу на Алма-Атинской студии кинохроники. 

СЕМЬЯ 

Предположительно, родители погибли во время еврейских погромов в период Гражданской войны на Украине.

Сестры:
— Перцова Барг Эсфирь (род. в 1890 году в Николаеве).
— Перцова Дина Савельевна (род. в 1895 году в Николаеве).
— Перцова Юдифь Савельевна (род. в 1908 году в Николаеве).

Братья:
— Перцов Семён Савельевич (род. в 1893 году в Николаеве).
Хитерер Михаил Савельевич (род. 15 мая 1901 года в Николаеве), участник Великой Отечественной войны; воинское звание: инженер-подполковник; награжден орденом Красной Звезды (1944), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945).

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Игровые

1930 — Не задерживайте движение (героиня фильма — кондуктор трамвая Надя Савицкая доказывает, что может стать квалифицированным вагоновожатым); производство: «Украинфильм»; авторы сценария: Мокреева, Л. Перцова; режиссер Павел Коломойцев№ оператор И. Шеккер; художник В. Каплуновский

Документальные

1930 — СУ-12; производство: кинопоезд «Союзкинохроники»; автор сценария
1940 — Пионерская правда; авторы сценария: А. Ованесова, Л. Перцова; режиссер А. Ованесова; оператор: А. Лебедев; асс. режиссера Е. Козина; музоформитель А. Ройтман; звукооператор Д. Овсяников
1943 — Самое дорогое; производство: Алма-Атинская студия кинохроники; автор сценария в соавторстве
1945 — Повесть о наших детях (о детях в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссер А. Ованесова; авторы сценария: А. Ованесова, Л. Перцова; операторы: К. Богдан, Г. Гибер, К. Дупленский, И. Запорожский, П. Касаткин, Г. Монгловская, Н. Нагорный, М. Оцеп, П. Русанов, С. Семенов, В. Томберг, В. Цитрон, А. Свинцов; диктор: Л. Хмара; звукооператор: В. Нестеров; музоформитель: А. Ройтман
1946 — 200 (фильм о юбилейном номере киножурнала «Пионерия»); соавтор сценарного плана и автор дикторского текста
1946 — Путешествие по родному краю (фильм рассказывает об отдыхе советских детей во время летних каникул); автор сценария и дикторского текста в соавторстве с А. Ованесовой; режиссер А. Ованесова
1947 — Слёт юных пионеров Грузии; режиссер А. Ованесова; автор дикторского текста Л. Перцова; оператор Г. Монгловская; музоформитель А. Ройтман; звукооператор Д. Овсяников
1947 — Международный фестиваль молодёжи (о 1-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов, проходившем с 25 июля по 16 августа 1947 года в столице Чехословакии Праге); полнометражный; режиссер А. Ованесова; оператор В. Ешурин; редактор
1948 — XXX лет комсомола; режиссер А. Ованесова; редактор
1949 — Молодые строители коммунизма (о 21-м съезде ВЛКСМ); полномтражный; режиссер А. Ованесова; операторы: М. Ошурков, С. Семенов, В. Ешурин, А. Хавчин, Б. Макасеев, Р. Халушаков, Е. Мухин, А. Щекутьев; автор текста В. Величко; звукооператоры: Д. Овсяников, В. Нестеров; диктор Л. Хмара; редактор Л. Перцова
1952 — Пионерское лето; полнометражный; режиссер Т. Лаврова; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, М. Прудников; редактор Л. Перцова
1952 — Юные спортсмены (в фильме показаны тренировки и соревнования юных спортсменов на стадионах, в школьных спортзалах, бассейнах, катках, трассах: лыжников, гимнастов, бегунов, прыгунов, байдарочников, фехтовальщиков, боксеров, фигуристов, футболистов и баскетболистов. Занятия проводят заслуженные мастера спорта. Прием школьников в спортивные секции Московского стадиона "Юных пионеров");  режиссеры: Л. Дербышева, В. Катанян; операторы: М. Ошурков, О. Рейзман; редактор Л. Перцова

КИНОПЕРИОДИКА

Бессменный редактор, автор дикторских текстов, соавтор сценарных планов тематических номеров киножурнала «Пионерия». В период с 1936 по 1949 год выпустила 200 номеров киножурнала. 

_______________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог ГРАКФД. Биография: личное дело Л.Ш. Перцовой в ГЦМК (— Ф. 56. — Оп.2). Фото из семейного архива Шейниных. Реставрация фото: Татьяна Юрина.

Библиография

2017 — Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа: Учебное пособие [Автор-составитель: заведующий кафедрой режиссуры неигрового фильма, профессор ВГИКа В.П. Лисакович] (с. 299) (изд.: —М.; Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова)

Награды

1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1947 — Благодарность Министерства кинематографии СССР (Приказ Министерства кинематографии СССР № 272 от 14 декабря 1946 года; в связи с 15-летием выпуска киножурнала "Пинерия")
1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»
1950 — Орден «Знак Почёта» (за многолетнюю успешную работу в систем кинематографии и в связи с 30-летием советской кинематографии)

Цитаты

[...]В конце 1942 года на алма-атинской студии, где я работала ещё с довоенного времени, появились две маленьие, худенькие женщины из Москвы: Арша Ованесова и Любовь Перцова, постоянный редактор журнала «Пионерия» и верная подруга Ованесовой. К работе над журналом они привлекали буквально всех вокруг. Никогда не забуду одну из съёмок. По сюжету Ованесовой необходимо было снять улицы города, но заболел оператор, обычно с ней работавший. Арша знала, что мой муж, оператор по профессии, в этот день находился дома — не с кем было оставить двухлетнего сына. Не знаю, как Ованесовой удалось уговорить моего мужа, но только в конце дня, возвращаясь с работы домой, я увидела его во главе странной кавалькады, торжественно двигавшейся по улице.
В центре проезжей части ехала телега, запряжённая лошадью, на телеге сидел мой муж. Одной рукой он крутил ручку кинокамеры, а другой поддерживал сидящего рядом сына, который, конечно, был в восторге от происходящего.
За телегой шла Арша и дирижировала уличным движением: её звонким командам повиновались машины, автобусы и пешеходы. Так я впервые столкнулась с этим поразительным ярким явлением — Аршой Ованесовой.[...]

Семирамида Пумпянская, режиссер