Последнее изменение: 29.03.2024.
Некрасов Виктор Платонович (04 (17) июня 1911, Киев (ныне Украина) — 03 сентября 1987, Париж) — писатель, журналист, сценарист. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1947). Член ВКП(б) — КПСС с 1943 по 21 мая 1973 гг. Член Союза писателей СССР (исключен в мае 1974 года). Член Союза кинематографистов СССР с 1958 года. Член французского ПЕН-клуба (1975). Член Баварской академии изящных искусств (1983). Кавалер ордена Искусств и литературы (февраль 1986).
C 1912 по 1915 год семья жила в Лозанне, затем в Париже, дружили с семьей Луначарских и семьями других политэмигрантов.
В 1915 году семья вернулась в Киев.
В 1936 году окончил архитектурный факультет Киевского строительного института.
С 1936 по 1938 год работал в архитектурных мастерских.
В 1937 году окончил театральную студию при Киевском театре русской драмы.
С 1938 по 1941 — театральный художник, актер, режиссер в театрах Владивостока, Кирова, Ростова-на-Дону.
Участник Великой Отечественной войны. Призван в РККА в августе 1941 года. Командир взвода в действующей армии, полковой инженер, заместитель командира саперного батальона по строевой части вплоть до июня 1944 года. Воинская часть: 1047 стрелковый полк 284 стрелковой дивизии (II); 227 гвардейский стрелковый полк 79 гвардейской стрелковой дивизии. Воевал в Сталинграде, на Украине, в Польше. Был дважды тяжело ранен. После второго ранения в 1944 году был демобилизован. Инвалид Великой Отечественной войны.
Награжден орденом Красной Звезды (1944), медалями «За оборону Сталинграда» (1943), «За отвагу» (1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945); орденом «Знак Почёта» (1960) и др.
С марта 1945 года по июль 1947 — заведующим отделом в газете «Радянське мистецтво» («Советское искусство») в Киеве.
В 1946 году опубликовал в журнале «Знамя» (№ 8 – 10) повесть «В окопах Сталинграда». В 1947 году повесть была удостоена Сталинской премии. В последующие годы переиздана большинством советских издательств общим тиражом в несколько миллионов экземпляров и переведена на 36 языков.
Был заместителем председателя правления Союза советских писателей Украины.
В 1957 году по повести «В окопах Сталинграда» на «Ленфильме» был снят фильм «Солдаты» (во французском кинопрокате «Четверо из Сталинграда»).
В 1958 году по мотивам повести «В родном городе» снят фильм «Город зажигает огни» (режиссер В. Венгеров).
10 октября 1959 года в «Литературной газете» в рубрике «Писатель предлагает» была напечатана статья Некрасова «Почему это не сделано?» (о памятнике погибшим в Бабьем Яре в Киеве) с протестом против планов сооружения стадиона.
В 1962 году в журнале «Новый мир» (№ 11, 12) опубликованы путевые очерки «По обе стороны океана», написанные на материале поездок в Италию и США.
19 января 1963 года в газете «Известия» напечатана редакционная статья «Турист с тросточкой», в статье очерки Некрасова «По обе стороны океана» подвергнуты резкой критике.
8 марта 1963 г. Н. С. Хрущев на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства обрушился на очерки Некрасова за «совершенно неприемлемый для нашего искусства принцип». 21 июня 1963 г. на пленуме ЦК КПСС он снова вернулся к этим очеркам, заявив, что чем раньше партия освободится от таких людей, как Некрасов, тем лучше. Некрасова стали прорабатывать в печати, на всевозможных заседаниях и собраниях, возникло его персональное дело, закончившееся строгим выговором.
(Некоторые даты жизни и творчества В. П. Некрасова. Составил Лазарь Лазарев)[1]
По его сценарию в 1965 году на ЦСДФ вышел документальный фильм «38 минут в Италии» (соавтор и режиссер-оператор Илья Гутман), текст читает Виктор Некрасов.
В сентябре 1966 года писатель выступил на стихийном митинге в связи с 25-летней годовщиной начала массовых расстрелов евреев в Бабьем Яре, проводившихся немецко-фашистскими захватчиками.
29 сентября 1966 г. на возникшем в связи с 25-летием расстрелов в Бабьем Яре стихийном митинге Некрасов произнес речь. Было затеяно новое его персональное дело, продолжавшееся много месяцев, в ходе этого разбирательства Некрасову припомнили и статью его о Бабьем Яре, и другие «грехи» — в итоге второй строгий выговор.
(Некоторые даты жизни и творчества В. П. Некрасова. Составил Лазарь Лазарев)[2]
В 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
21 мая 1973 года на заседании Киевского горкома КПУ был исключён из КПСС (вступил в 1943 году в Сталинграде). При обыске в квартире у Некрасова в Киеве (проходил 17 — 18 января 1974 года) сотрудниками КГБ были изъяты многочисленные рукописи и фотографии Бабьего Яра — процесс замывки места массового расстрела , снятые писателем.. Также он был подвергнут многочасовым допросам.
11 апреля 1974 года в парижской газете «Русская мысль» Некрасов напечатал статью «Кому это нужно?», автор писал о вынужденной эмиграции из СССР ряда писателей, режиссеров, ученых, вызванной политическими преследованиями. Заявление для печати Виктора Некрасова было зачитано диктором «Радио Свобода» 2 мая 1974 года. Статья была перепечатана агентствами Reuters, United Press, газетой «Washington Post» и др.
28 мая 1974 года получил разрешение на выезд с женой к родственникам в Лозанну (Швейцария).
29 мая 1974 года решением Киевского отделения Союза писателей Украины был исключен из Союза писателей.
В 1975 — 1982 — заместитель главного редактора журнала «Континент»; регулярно выступал на радио «Свобода».
Все книги Виктора Платоновича Некрасова были официально запрещены Приказом Главлита № 31-дсп от 13.08.1976, после согласования с ЦК КПСС. В том числе и «В окопах Сталинграда», с пометкой «Все издания на всех языках» («Список книг, подлежащих изъятию из библиотек общего пользования...»).[3]
В мае 1979 года Виктор Некрасов был лишён советского гражданства; в 1983 году получил гражданство Франции.
Во Франции им написаны книги: «Записки зеваки», «Взгляд и нечто» (издали Julliard и Gallimard), «По обе стороны Стены», «Из дальних странствий возвратясь», «Саперлипопет», «Маленькая печальная повесть» (русские эмигрантские издательства).
Виктор Платонович Некрасов скончался после продолжительной болезни 03 сентября 1987 года в Clinique de Gentilly (Hauts de Seine, France). Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В изголовье могилы установлена гранитная табличка с осколком снаряда, подобранным им в 1947 году на Мамаевом кургане в Сталинграде (ныне Волгоград).
Оригиналы рукописных и машинописных материалов Виктора Некрасова находятся в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и в Государственном Литературном музее в Москве.
Отец — Некрасов Платон Федосеевич (1878 — 1917) — банковский служащий.
Мать — Некрасова (урожденная Мотовилова) Зинаида Николаевна (1879–1970) — врач; окончила медицинский факультет Лозаннского университета; работала в военном госпитале в Париже.
Брат — Некрасов Николай Платонович (1902 — 1919), убит «красными» в Миргороде во время Гражданской войны.
Жена — Некрасова (урожденная Базий) Галина Викторовна (27 декабря 1914, Ростов-на-Дону — 27 июля 2000, Ванв, Франция).
Пасынок — Кондырев Виктор Леонидович (род. в 1939 году в Ростове-на-Дону) — литератор в жанре документальной прозы, переводчик, педагог. Совместно с Риталием Заславским и Александром Парнисом подготовил сборник воспоминаний о Викторе Некрасове. Создатель в соавторстве с Александром Васильевичем Немец (1959 — 2019) Международного интернет-проекта «Сайт памяти Виктора Некрасова».
Игровые
1956 — Солдаты (по книге Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда); производство: «Ленфильм»; автор сценария В. Некрасова. режиссёр А. Иванов
1958 — Город зажигает огни (по мотивам повести Виктора Некрасова «В родном городе»); производство: «Ленфильм»; режиссёр и автор сценария В. Венгеров
2006 — Многоточие (по мотивам повести Виктора Некрасова «Кира Георгиевна» и рассказа «В высшей степени странная история»); производство: киностудия «Демарш»; режиссёр Андрей Эшпай, авторы сценария: Эльга Лындина и Андрей Эшпай
Документальные
1961— Неизвестному солдату (фильм о неизвестных героях Великой Отечественной войны; создан к 20-летию начала войны и посвящен памяти погибших солдат); производство: Киевская студия документальных фильмов,; полнометражный; автор сценария В. Некрасов; режиссёр Р. Нахманович
1962 — Сын солдата (фильм о старшине Черноморского флота В. Кирнове, отец которого погиб на войне); производство: Киевская студия документальных фильмов; автор сценария В. Некрасов; режиссёр Р. Нахманович; Приз и диплом Лейпцигского кинофестиваля
1964 — Жил человек… (фильм рассказывает о фронтовом санинструкторе, киевлянке Елене Ковальчук вспоминают мать, бывшие бойцы и подруги); Киевская студия документальных фильмов; автор сценария В. Некрасов; режиссёры: Р. Нахманович, Г. Снегирёв
1965 — 38 минут в Италии (видовой фильм, рассказывающий о достопримечательностях и истории Италии); производство: ЦСДФ; авторы: В. Некрасов и режиссер-оператор И. Гутман; текст читает В. Некрасов
1966 — Обычная жизнь Буэнос-Айреса…; производство: Центральная студия документальных фильмов; автор сценария В. Некрасов; режиссёр И. Гутман
1973 — И снова белый цвет каштанов (фильм рассказывает о Киеве и киевлянах; посвящен 30-летию освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков); производство: Киевская студия документальных фильмов; режиссёр Р. А. Нахманович; фильм сделан на материалах, отснятых для фильма «Киеву — 2000 лет» (по сценарию В. Некрасова), закрытого по распоряжению Госкино
1973 — Продавец игрушек (о детях войны и современных детях, о ветеране войны, продавце отдела игрушек киевского универмага Людмиле Алексеевой; на материалах, отснятых для фильма «Киеву — 2000 лет» (по сценарию В. Некрасова), закрытого по распоряжению Госкино); производство: Киевская студия документальных фильмов; режиссёр Р. А. Нахманович; фильм выпущен в прокат ограниченным тиражом
[...]В 1919 году трагически погиб мой старший брат Коля. Ему было восемнадцать лет. Мальчик на редкость одаренный. Смотришь на его чудом сохранившиеся рисунки, висящие у меня на стенке, и диву даешься. Ни на кого не похоже, собственное лицо, слегка левоватое и очень профессионально. А нигде не учился. И писал. Кое-что сохранилось. Тоже по-своему и совсем не по-детски. Чуть-чуть от надвигавшегося уже абсурда. Почти всю свою жизнь прожил в Швейцарии и во Франции. С матерью был очень дружен, с теткой — не очень, крутой у нее нрав был. В связи с этим и оказался он в тот нелегкий год в Миргороде, где жил наш отдаленный родственник-врач. Правительства сменялись одно за другим. В один из приходов красных у него проведен был обыск. Нашли французские книги, приняли за шпиона и убили, засекли шомполами, бросили в реку. Мать ездила на розыски, но разве найдешь?
Виктор Некрасов, Источник
Мне было тогда восемь лет. Помню маму, приехавшую из Миргорода. Никогда больше не видел я ее такой. Она плакала. Я тоже. Сидели вместе на диване и плакали.[...]
Коля был очень талантлив. Мне ясно это особенно теперь, когда я разглядываю его рисунки. Они сохранились. Я их развесил над ломберным столиком. Рисованию нигде никогда не учился, но его пастельки, гуаши и коллажи сделаны рукой не любителя. Они на уровне тех лет, лет перехода Кандинского от Мюнхена к самому себе. Но Коля никому не подражал. Смотрю на свои рисунки — тоже всю жизнь рисовал — то под Добужинского, то под Бенуа, Билибина, Акимова, а то вдруг вылезает Гоген, Озанфан. Сделано много, но пусть лежит в папках, показывается друзьям, выставлять нельзя — подражание, нет собственного лица. У Коли оно было.
Он и писал. Больше по-французски, но кое-что и русское сохранилось. Какие-то начала, недописанные. Странное, полукафкианское. Какой-то тип, живущий с улиткой…
Увлекался театром, эстрадой. Сохранилась тетрадочка с вырезками из парижских журналов. Знаменитые шансонье, звёзды кафешантанов и кабаре.
Кем был бы он, переживи он свои восемнадцать лет? Не вернись он на родину…[...]
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в том числе сайта памяти писателя Виктора Некрасова www.nekrassov-viktor.com. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД и ООО НЭТ-ФИЛЬМ. Документы о награждении: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа».