Олег САМУЦЕВИЧ

кинооператор

Имя при рождении:
Olgierd Samusewicz

Дата рождения:
11 июня 1911
г. Вязьма, Смоленская губерния, Российская империя

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Самуцевич Олег Болеславович (28 мая (11 июня) 1911, Вязьма — 1995, Москва)[1] — оператор документального и научно-популярного кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Лауреат Государственной премии имени братьев Васильевых (1964). Беспартийный. Член СК СССР — СК России с июля 1958 года.

В 1937 году окончил операторского факультета Государственного института кинематографии (ГИК).
В 1937 — 1941 — оператор Западно-Сибирской студии кинохроники / Новосибирской студии хроникально-документальных фильмов.
С 04 марта до 05 июля 1941 — телеоператор Московского Телецентра.
С 25 августа до 17 декабря 1941 — начальник пожарной охраны «Союзторгстроя», Московского политехнического института.

Участник Великой Отечественной войны. В РККА с 20 декабря 1941 года. Воинское звание: майор. Воинская часть: 257 стрелковая бригада; 2 отдельный стрелковый батальон.

Фронтовой кинооператор. Выполнил ряд фронтовых киносъемок.

  • С 15 июля 1944 по 14 августа 1950 — оператор при Главном политическом управлении Войска Польского; киностудии «Фильм Польски» в Лодзи (Польская Республика).

Снятые военные эпизоды вошли в фильмы «Падение Берлина», «Взятие Кольберга», «Кладбище Европы» и др.

Награжден военным знаком отличия Польской Республики «Крест храбрых» (1945), орденом Отечественной войны II степени (1985), медалями «За Варшаву 1939 — 1945» (1945), «За освобождение Варшавы» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими наградами.

С 08 октября 1950 по 16 апреля 1952  — оператор киностудии «Моснаучфильм» (с 1966 года — «Центрнаучфильм»).
С 17 апреля 1952 до 05 ноября 1954 — оператор Варшавской студии документальных фильмов (ПНР).
С 05 ноября 1954 до 1972 — оператор киностудии «Моснаучфильме» / «Центрнаучфильм».

Оператор научно-популярных фильмов «Атомная энергия для мирных целей» (1956);  «Я был спутником Солнца» (1959), «Фаворский» (1964) и др.

_______________________________
1. Даты жизни указаны в соответствии с информации справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 726).

СЕМЬЯ

Отец — Самуцевич Болеслав Казимирович; (1884, Смоленск — 23 сентября 1937), врач; заведующий медпунктом райздрава г. Вязьма; окончил Императорский Московский Университет; в 1937 году был необоснованно репрессирован; арестован 13 августа 1937 года Вяземским РО УНКВД; приговорен 17 сентября 1937 года НКВД и Прокурора СССР к высшей мере наказания — расстрелу; реабилитирован 8 октября 1957 года Военным трибуналом Прибалтийского ВО.
Мать — Самуцевич (в девичестве Добронецкая) Надежда Антоновна (род. в 1896 году в Вязьме), лаборантка в баклаборатории; необоснованно репрессирована в 1937 году; арестована 2 октября 1937 года Вяземским РО УГБ УНКВД; приговорена Особым совещанием при НКВД СССР 16 февраля 1938 года (ст. 58 - 10, 11) к 10 годам ИТЛ; умерла в лагере от туберкулеза; реабилитирована 19 мая 1989 года Прокуратурой Смоленской области.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1939 — На 67-й параллели; производство: Новосибирская студия кинохроники; режиссер Г. Гребенкин; опеаторы: О. Самуцевич, А. Баранов
1944 — Кладбище Европы (Фернихтунгс–лагерь Майданек–кладбище Европы); (о работе советско-польской комиссии по расследованию немецких преступлений); производство: ЦСДФ и «Фильм Польски»; режиссер: А. Форд; оператор: С. Боль, А. Форберт, О. Самуцевич, Р. Кармен, В. Штатланд, А. Софьин; композитор С. Потоцкий; звукооператоры: В. Котов, С. Семенов; ассистенты: О. Минская, Л. Некрасова
1945 — Гибель Берлина / «Zaglada Berlina» (ПНР); оператор в соавторстве
1945 — На Запад / «Na zachod» (ПНР); оператор в соавторстве
1945 — Польский Красный Крест на службе общества / «P.C.K. w stužbie społeczeństwa (ПНР); оператор
1945 — Польский Красный Крест: работа / «P.C.K. Działa» (ПНР); оператор
1945 — Сражение за Колобжег / «Bitwa o Kolobrzeg» (ПНР); оператор в соавторстве
1946 — Грейзер перед судом республики / «Greiser przed sadem rzeczpospolitej» (ПНР); оператор
1946 — Дворец / «Palace» (ПНР); оператор
1946 — Локомотив /«Lokomotywa» (ПНР); оператор
1946 — От Одры до Балтики / «Odrą do Baltyku» (ПНР); оператор
1946 — Самое главное / «Sprawa najwazniejsza» (ПНР), опер
1946 — 600 лет Быдгощу / «600-lecie Bydgoszczy» (ПНР); оператор
1947 — Река Одер; оператор

1947 — Отель «Полония» / Hotel «Polonia» (ПНР); оператор
1947 — 40 дней Вроцлавскому вагонному заводу / «40 dni Wrocławskiej fabryki wagonów» (ПНР); оператор
1947 — Ткачи Лодзи / «Wlokiennictwo Lódzkie» (ПНР); оператор
1948 — Новая деревня / «Mloda wies» (ПНР); оператор
1948 — Письмо / «List» (ПНР); оператор
1948 — Архитектура старого Кракова; оператор
1949 — В борьбе за мир /«W walce o pokoj – zwyciężymy» (ПНР); оператор в соавторстве
1949 — Широкая дорога /«Szeroka droga» (ПНР), опер
1950 — Мой город / «Moje miasto» (ПНР); оператор
1950 — Одна из многих / «Jedna z wielu» (ПНР); оператор
1950 — За мир; оператор
1952 — Клянемся / «Slubujemy» (ПНР); оператор в соавторстве с Сергиушем Спрудином
1952 — Так управляет кооператив / «Tak gospodarują spółdzielcy» (ПНР),; оператор в соавторстве с Сергиушем Спрудином
1953 — Варшава; оператор
1955 — Дар пустыни; оператор
1956 — Атомная энергия для мирных целей (фильм рассказывает об исследованиях и достижениях в области ядерной физики); производство: производство: Моснаучфильм; автор сценария Жемчужный В.; режиссеры: Боголепов Д., Бугаев В., Левит-Гуревич С., Таврог М., Шнейдеров В.; Аксенчук И.; операторы: Касаткин И., Лебединский О., Махов Б., Могилевский Г., Разумов Ю., Руднева В., Самуцевич О.; композитор Рубин В.
1958 — Тайны мудрого рыболова; производство: Моснаучфильм; оператор
1959 — Я был спутником Солнца (фантастическая киноповесть — через два года после запуска первого искусственного спутника земли и за два года до полёта в космос первого человека); полнометражный; игровой; производство: Моснаучфильм, Союзмультфильм; режиссер В. Моргенштерн; авторы сценария: Владимир КапитановскийВладимир Шрейберг; операторы: Олег Самуцевич, Георгий Ляхович; композитор Андрей Севастьянов
1961 — Знамя партии (об идеологической борьбе В. И. Ленина с В. Плехановым о вопросу создания марксистской партии); производство: Моснаучфильм; режиссер Ф. Тяпкин
1962 — Зову живых!; производство: Моснаучфильм; оператор
1963 — Ленин – последние страницы; полнометражный; производство: Моснаучфильм; режиссеры: Ф. Тяпкин, В. Селицкий; оператор; 1-я премия 1-го Вкф в Ленин­граде (1964)
1963 — Семь веков спустя (о работе филолога-языковеда Н.А.Невского по расшифровке древнего тангутского языка); режиссер Бабаян А.; автор сценария Кагарлицкий В.; оператор
1964 — История одного поиска (фильм посвящен истории поиска Поронинского архива В. И. Ленина в Польше; производство: Моснаучфильм; режиссер  А. Бабаян; оператор
1964 — Фаворский (о творчестве художника-гравера В.А. Фаворского); режиссер Тяпкин Ф.; авторы сценария Кемарский Н.; оператор
1965 — Дорога с тысячью имён; производство: Моснаучфильм;  автор сценария В. Ильинский; режиссер Д. Родичев; оператор О. Самуцевич; композитор Г. Гладков; звукооператор Б. Кожин
1967 — Гибель Пушкина; производство: Моснаучфильм; оператор
1967 — Играет Эмиль Гилельс; производство: Центрнаучфильм; режиссер А. Цинеман; оператор
1968 — Скульптор Меркуров; производство: Центрнаучфильм; режиссер А. Кустов; оператор
1970 — Жаров рассказывает…; производство: Моснаучфильм; режиссер: Томберг В.; авторы сценария: Комиссаржевский В., Эрдман Н.; оператор Самучевич О.; композитор Богословский Н.
1971 — Скульптор Николай Томский; производство: Центрнаучфильм; режиссер А. Беленький; композитор А. Муравлев; оператор

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял около 300 сюжетов для кинопериодики.

1937 — Союзкиножурнал № 46; производство: Союзкинохроника; режиссер С. Гуров; операторы: Тросман, Соловьев, Штатланд, Самуцевич, Славин, Николаев, Родниченко, В. Страдин, Марченко, Сельдевкин, Новожилов, Соловьев, Шелев 
1938 — Социалистическая деревня № 4; производство: Союзкинохроника; режиссер М. Фиделева; операторы: Тросман, Щекутьев, Богдан, Беров, Кауфман, Самуцевич; музоформитель Г. Гамбург; звукооператор Д. Овсянников
1965 — Хочу все знать № 41; производство: Моснаучфильм; режиссеры: В. Виноградов, Е. Осташенко; операторы: О. Самуцевич, В. Дадаян, О. Краснов

«Dubia» (все оператор)

«Исторический день» (1937), «Наши кандидаты (1938), «1 Мая в Новосибирске» (1939), «Школьный праздник» (1939), «Советская Сибирь» (1940).

_____________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в том числе сайта "Первые в кино". Фильмография — электронный каталог РГАКФД; справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 177). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А. С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 726-727); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 796). Информация о семье: www.bessmertnybarak.ru; сайт Мемориала. Информация о правительственных наградах: Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ). Фотографии из частных архивов.

Звания

1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1945 — Медаль «За освобождение Варшавы»
1945 — Серебряный крест заслуги (Польша) (29 декабря 1945 года)
1946 — Военный знак отличия «Крест Храбрых» (Польская Республика) (17 июня 1945 года)
1946 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (12 марта 1946 года)
1946 — Медаль «Победы и Свободы» (Польша) (22 июня 1946 года)
1946 — Медаль «За Варшаву 1939 — 1945» (Польша) (01 марта 1946 года)
1950 — Лауреат Государственной премии ПНР (29 июля 1950 года;)
1953 — Лауреат Государственной премии ПНР (22 июля 1953 года; дважды: за фильмы «Варшава — дополнение» и «Клянемся»)
1953 — Лауреат Молодёжного фестиваля в Бухаресте (Румыния) (за фильм «Клянемся» (1952))
1954 — Золотой крест заслуги (Польша) (22 июля 1954 года)
1954 — МКФ в Венеции (Италия) (Первая премия за фильм «Варшава — дополнение»)
1962 — Премия имени М. В. Ломоносова I степени (за трилогию «Знамя партии»)
1964 — 1-й Всесоюзный кинофестиваль (г. Ленинград, 1964) (Первая премия за фильм «Ленин – последние страницы» (1963))
1964 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
1985 — Орден Отечественной войны II степени (Номер документа: 72. Дата документа: 06.04.1985. Автор документа: Министр обороны СССР. Архив: ЦАМО)

Цитаты

[...]Снимали фильм [«Я был спутником Солнца»] два оператора: Ляхович и Самуцевич. С Юрой Ляховичем я уже работал — в Черемушках. А с Олегом Болеславовичем столкнулся впервые. Он был из обрусевших поляков и говорил с легким приятным акцентом. Во время войны Самуцевич служил оператором при штабе польской дивизии. Ему был придан «Виллис» с водителем, и они колесили вместе с наступающими войсками. А иногда и впереди их. Однажды они нечаянно заехали в городок, еще занятый немцами.
— Я думал: мне конец! — вспоминал Самуцевич. — На капоте у нас польский флаг, погоны на нас советские… Только вижу — офицер строит солдат, отдает мне честь — сдается организованно, как все, что делают немцы. Так до вечера мы их и караулили, пока не подошли наши.
Оператор застенчиво улыбался, словно извиняясь — или за то, что с ним случилось, или за то, что он рассказывает об этом.[...]

Илья Коган, режиссер (из книги «ЛЕСНАЯ, 27»)

[...]Фильм[«Фаворский»] сразу же вводит нас в увлекательный и особенный мир пластических и пространственных проблем, разрешение которых захватывает художника во всех видах деятельности, ибо он связывает свою борьбу за совершенство выражения с гуманистической содержательностью искусства.
Тяпкин не просто репродуцирует на экране гравюры Фаворского, выстраивая их в какой-то последовательности, предопределённой сценарием. Нет, он изобретательно и тонко применяет возможности д в и ж у щ е й с я камеры, чтобы наглядно показать на экране становление гравюры, рождающейся, по определению Фаворского, в результате «пластической борьбы чёрного и белого». И мы с волнением наблюдаем благодаря торжественно-замедленному движению кинокамеры, как чёрное пятно теснит белое пространство фона, а затем этот фон наступает на чёрное и как из этого напряжённого единоборства возникает такой условный чёрно-белый и вместе с тем такой безусловно выразительный образ книжной заставки с изображением волны. Эта крохотная гравюра, увеличенная в тысячи раз экраном, создана по законам большого искусства. И эту мысль наглядно доносит до зрителей экран. Потому-то её «становление» на наших глазах кажется таким значительным и вместе с тем таинственным актом — он вводит нас в творческий мир большого художника.[...]

Елена Мурина, искусствовед, историк искусства, Источник