Владимир МИХАЙЛОВ

архивист, историк кино, киновед

Полное имя:
Владимир Петрович МИХАЙЛОВ

Дата рождения:
27 марта 1932
г. Москва, РСФСР, СССР

Дата смерти:
09 февраля 2001 (68 лет)
г. Москва, Российская Федерация

Профессии:
архивист, историк кино, киновед

Краткая биография

Владимир Петрович Михайлов (27 марта 1932, Москва — 16 февраля 2001, Москва) — киновед, архивист, историк кино, первый исследователь советской фронтовой кинохроники. Лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков за книгу «Рассказы о московском кино». Награжден дипломом и памятной медалью А. А. Ханжонкова Гильдии организаторов производства СК России.

Окончил Московский государственный историко-архивный институт. Работал  в секторе кино Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (ВНИИИ).

Инициатор создания и редакторо-составитель серийного издания «Из истории искусств». Автор уникальных публикаций по истории советского кино, первой монографии по истории советской фронтовой хроники «Фронтовой репортаж», монографии «Рассказы о московском кино», документального исследования «Цена кадра. Каждый второй – ранен, каждый четвертый – убит» (совм. с В. Фоминым).


Презентация книги "«Плачьте, но снимайте!..» Советская фронтовая кинохроника. 1941–1945 гг. Монтажные листы фронтовых операторов. Материалы к биографиям" (Автор-составитель В.И. Фомин) прошла в Госфильмофонде России в рамках кинофестиваля «Белые столбы».

Валерий Фомин: "Книга посвящается светлой памяти Владимира Петровича Михайлова – коллеги и старшего друга, первого исследователя советской фронтовой кинохроники".

Библиография

1977 — «Фронтовой кинорепортаж». Сборник научных трудов (Авторы статей: В. Михайлов, С. Остроумова, В. Сущинский. Предисловие С. Дробашенко) (изд.: — М.: НИИ теории и истории кино Госкино СССР)
2003 — В.П. Михайлов. Рассказы о кинематографе старой Москвы (изд.: — М.: Материк)
2010 — Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства. (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин); Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства (изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»)

Цитаты

[...]Мне в руки попала большая коллекция из четырнадцати затасканных рыжих папок с непонятно чем, в которой оказалась коллекция монтажных листов советских фронтовых операторов. Случилось это при очень прискорбных обстоятельствах. Неожиданно умер мой коллега, замечательный киновед и архивист Владимир Петрович Михайлов, первый собиратель и исследователь советской фронтовой хроники. Я позвонил ему домой и спросил у дочери, не осталось ли от отца материалов, которые надо забрать. Она ответила: «Их очень много, и я собираюсь выбросить их на помойку». Я умолил её оставить их до завтра, и в результате набрал целый уазик запылившихся папок, и стал это потихоньку разбирать.
Оказалось, что передо мной потрясающий архив прежде не изданных работ и материалов. Среди нас он был самый скрупулёзный человек: заводил картотеки, собирал вырезки из газет, какие-то бумажки, копировал и досконально переписывал от руки. В рыжих папках оказались подборки монтажных листов фильмов с 1942 по 1945 год. 1941-го года не было, потому что, возможно, тогда ещё и не было монтажных листов. Это был начальный период войны, когда в хаосе не успели навести порядок с организацией съёмок.[...]

Валерий Фомин, киновед, Источник

[...]Книга «Рассказы о кинематографе старой Москвы» детально и обстоятельно повествует о том, как создавалась отечественная дореволюционная кино-индустрия. В шести частях книги автор подробно рассказывает о том, как кинопроцесс был устроен. Михайлов далек от оценки значимости той или иной картины, не вдается в драмы творческих поисков и терзаний. Но пишет о тех, о ком до того писали немного – о кинофабрикантах, владельцах кинотеатров, цензорах, об отношениях режиссеров с товариществами. Получившаяся картина (а может даже и фильма) поражает своей насыщенностью и реалистичностью. Он точно указывает где именно были конторы дельцов от кинематографа и студийные павильоны, напоминает, как болели глаза от яркого света «юпитеров», описывает пеструю публику кинотеатров (так «Художественный» – приют для интеллигенции и студентов; «Аванс» – билет 12 копеек – «беднота приходила, чтобы хотя бы на время забыться от той нелегкой жизни, что была за стенами маленького иллюзиона») и приучивает – продолжительность картины измерялась в метрах.
Всего в книге шесть частей: «Чудо ХХ века» – о зарождение кинематографа; «Первые кинотеатры: быль и мифы»; «О них не писали историки кино» – о кинопрокатных конторах; «Хозяева кино» – самая занимательная часть, о кинофабрикантах (Ханжонков, Ермольев, Чардынин и другие), «Московский цензор кино» и «Москвичи в кинозале».[...]

Источник

[ Страница дополняется материалами ]