Мансур БАРБУТЛЫ

военный корреспондент, кинооператор

Полное имя:
Мансур Яхич БАРБУТЛЫ

Дата рождения:
22 октября 1909
г. Бахчисарай, Симферопольский уезд, Таврическая губерния, Российская империя

Дата смерти:
07 марта 1992 (82 года)
г. Владикавказ, Северная Осетия, Российская Федерация

Профессии:
военный корреспондент, кинооператор

Краткая биография

Барбутлы Мансур Яхич (09 (22) октября 1909, Бахчисарай — 07 марта 1992, Владикавказ) — оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Отличник кинематографии СССР. Беспартийный. Член СК СССР — СК России с 1957 года. 

В 1928 — 1930 — фотокорреспондент областной газеты в Симферополе.
В 1933 году окончил два курса ГИКа (мастерская П. И. Филина).
С 25 октября 1931 — ассистент оператора кинофабрики «Востоккино» / «Востокфильм».
С октября 1933 по октябрь 1935 — проходил службу в РККА в 9-м стрелковом полку 3-й Крымской дивизии в г. Симферополе Крымской АССР.
С ноября 1935 ро июль 1937 — ассистент оператора, затем оператор Московской кинофабрики «Союзкинохроники» / Московской студии кинохроники.
С июля 1937 по 1941 — оператор Казанской студии кинохроники.
С 1941 по 1943 — на Куйбышевской студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 19 августа 1943 года. Призван: ГлавПУРККА. Воинское звание: инженер-капитан. Воинская часть: 4 Украинский Фронт (4 УкрФ).

  • С 11 ноября 1941 по май 1945 — оператор киногруппы Западного, 4-го Украинского фронтов.

«На фронте с 1943 г., — свидетельствует служебная характеристи­ка. – В течение года работал оператором групп ВВС: не был непо­средственно связан с фронтом и ничем особенным себя не проявил.

С осени 1944 г. зачислен в киногруппу 4-го Украинского фронта; произвел здесь ряд интересных съемок боев в Карпатах, Восточной Чехословакии, сумев приспособиться к трудным условиям горной войны, проявив много выдержки и подлинного трудолюбия.

Дисциплинирован, исполнителен, аккуратен, имеет большой опыт в работе, но в работе несколько медлительный, в связи с чем событийные съемки ему даются трудно. С большим удовольствием работает стационаром, тщательно заботясь о композиции кадра, света и т.д.

На переднем крае работать не любит, старается сцены боя воспроизвести дальше от переднего края или снимать «по следам наступающей части». Большого опыта фронто­вой работы не имеет.

Хороший товарищ, в быту образцово чистоплотен. 15 марта 1945 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 114.)

Принимал участие в качестве кинооператора в боевых операциях 4-го Украинского фронта (4 УкрФ): 

Информация, указанная в наградном листе, свидетельствует о мужестве кинооператора, проявленном во время проведения киносъемок боевых операций в период с января по май 1945 года.

«Тов. Барбутлы М.Я. работал на фронте кинооператором и военным корреспрондентом с 1943 года в армиях 18-й, 38 и в 1-й Гвардейской.
Создал много ценных кинодокументов о Великой Отечественной войне и ее героях. Снимал в районе Карпат взятие городов Мукачево, Ужгород, Кошица, Татры, Моравска-Острава, Оломоуц. Был вместе с кинооператором т. Каспием непосредственно на поле боя, проявил храбрость и отвагу, снимая боевой высококачественный документальный материал, который принят Москвой с оценкой ОТЛИЧНО, премирован Кинокомитетом».

(Из наградного листа оператора Барбутлы М.Я.

Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями (1945).

Съемки Мансура Барбутлы вошли в документальные фильмы «Бойцы ПВО – Керченский пролив», «Освобожденная Чехословакия».

С 07 июля 1945 по сентябрь 1946 — оператор Казанского корпункта Куйбышевской студии кинохроники.
С 10 октября 1947 по июнь 1951 — на Сталинабадской киностудии художественных фильмов..
С 17 июня 1951 по 1984 — на Северо-Кавказской студии кинохроники.

Цветной фильм «В Цейском ущелье», снятый Барбутлы, был удостоен диплома Международного фестиваля видовых фильмов в Монтевидео в 1957 году.

СЕМЬЯ

Отец — Яхъя-Наджи Сулейманович Байбуртлы (1876 — 1943) — крымскотатарский учёный-лингвист, учитель, писатель, один из сподвижников Исмаила Гаспринского. В 1937 году Бекиров был обвинён по 58-й статье за участие националистической группе Османа Акчокраклы. 17 февраля был арестован, а 14 августа 1938 года — приговорён тройкой НКВД к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Скончался в 25 августа 1942 года в Архангельской области. Решением военного трибунала Одесского военного округа Особого совещания от 27 августа 1957 года дело в отношении Байбуртлы было отменено и признано необоснованным за отсутствием состава преступления.
Мать — Маги.
Сестры — Хилял и Нияр.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1936 — Испанские дети в Крыму; оператор совместно с Б. Цейтлиным
1937 — Советская Удмуртия; оператор
1937 — Выборы в Верховный Совет СССР; оператор 
1938 — К выборам в Верховный Совет СССР
1939 — Орденоносная Чувашия; автор-оператор
1939 — По Удмуртии; оператор
1940 — Советская Удмуртия; оператор
1941 — По Марийской АССР; оператор
1943 — Дорогой гость; автор-оператор; оператор К. Мотков
1944 — Бойцы ПВО — Керченский пролив; оператор
1944 — Наши женщины; режиссеры: И. Венжер, М. Варейкис; операторы: Г. Симонов, С. Семенов, Д. Шоломович, М. Барбутлы, М. Силенко, Е. Лозовский, Л. Котляренко; ассистент режиссера Е. Козина; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор В. Нестеров
1945 — Освобожденная Чехословакия;  полнометражный; режиссеры: И. КопалинП. Аташева; операторы: В. ДоброницкийА. КричевскийК. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. ШейнинА. Шафран, В. Смородин, А. ЭльбертО. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. КасаткинЮ. МонгловскийД. КаспийМ. ГлидерБ. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. группы: А. ЛебедевМ. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман: звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор Л. Хмара; художник Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
1945 — Закарпатская Украина 
1945 — Наши кандидаты; оператор
1946 — К подписанию договора между СССР и Чехословацкой республикой о Закарпатской Украине (Спецвыпуск); режиссер М. Славинская; операторы: И. Беляков, Б. Макасеев, Р. Менгловская, С. Семенов, А. Хавчин, Б. Шер, В. Штатланд, М. Барбутлы, Л. Каспий, Л. Зайцев
1946 — Советский Татарстан; оператор в соавторстве с К. Мотковым

1946 — Богатства Марийской АССР; оператор
1947 — Долина миллионеров; оператор
1947 — Праздник народа; оператор
1949 — На земле предков; оператор в соавторстве с В. Еремеевым
1949 — Садриддин Айни
1950 — Земля молодости; полнометражный
1951 — Советский Таджикистан; полнометражный; производство: Сектор хроники Сталинабадской киностудии; режиссер: Б. Кимягаров; операторы: И. Барамыков, А. Кричевский, М. Барбутлы, В. Кузин; композитор: С. Баласанян; дирижер: Г. Гамбург; звукооператор: Д. Овсяников; диктор: Р. Выгодский; асс. режиссера: Е. Абдиркина; художник: В. Крестьянинов
1956 — В Цейском ущелье; режиссер-оператор
1956 — Коста Хетагуров
1958 — В стране здоровья
1958 — Дружба навечно
1958 — Печать — боевое оружие
1959 — У подножия Казбека
1959 — Памяти поэта; производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер А. Чубаров; операторы: М. Барбутлы, Х. Короев, А. Шаповалов, Б. Абаев, В. Яровой
1960 — Искусство Иристона 
1962 — Рядом с Эльбрусом (фильм о Карачаево-Черкесской автономной области); производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер-оператор
1963 — Золотые зерна
1965 — Осенняя гастроль
1968 — Вода, земля, люди
1968 — Курорты Пятигорья; режиссер-оператор
1969 — Мяч, мотоцикл, зубры (фильм о спортсменах мотобольной команды «Домбай» города Черкесска; производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссеры-операторы: М. Колесников, М. Барбутлы
1969 — Твой долг; режиссер-оператор
1970 — Кабинет на колесах; режиссер-оператор
1971 — У нас, в Карачаево-Черкесии (фильм посвящается 50-летию Карачаево-Черкесской АО); производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер А. Чубаров; операторы: М. Барбутлы, М. Колесников
1973 — Приезжайте в Пятигорск; производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер  А. Чубаров; оператор М. Барбутлы
1977 — Ставрополю — 200 лет
1979 — Бастион здоровья (фильм рассказывает о городе-курорте Кисловодске в Ставропольском крае); производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер-оператор
1984 — Здравствуй, Керчь (телепередача); режиссер-оператор
1992 — Северный Кавказ (смонтирован из сюжетов киножурналов "Северный Кавказ", выпущенных в прокат в 1963 году); производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер М. Тезиева; операторы: П. Финкельберг, Э. Аябох, А. Шаповалов, Х. Короев, В. Дзобаев, М. Барбутлы, Чон Нин Гу, В. Еремеев

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял более 1000 сюжетов для кинолетописи и  киножурналов: "Союзкиножурнал ", "Советский Таджикистан", "Новости дня", "Пионерия", "Северный Кавказ".

1938 — Союзкиножурнал № 60; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: Н. Кармазинский, И. Сеткина, М. Фиделева; операторы: В. Соловьев, Г. Родниченко, П. Пак, Ошурков, М. Барбутлы, П. Чаплыгин, К. Мотков; звукооператор А. Камионский; муз. оформление: П. Трейнис
1940 — Союзкиножурнал № 107; режиссер С. Репников; операторы: Л. Лампрехт, Э. Крауцс, А. Хавчин, В. Штатланд, М. Барбутлы, В. Соловьев, М. Нариманишвили, А. Щекутьев
1942 — Союзкиножурнал № 2; производство: Куйбышевская студия кинохроники; реж.: С. Бубрик; операторы: Н. Блажков, В. Страдин, И. Беляков, М. Барбутлы, А. Крымов, А. Эльберт
1944 — Партизаны возвращаются в Смоленск; сюжет для кинолетописи
1944 — Весна в Киеве; сюжет для кинолетописи
1944 — Бои в Карпатах; сюжет для кинолетописи
1945 — Заседание Народной Рады Закарпатской Украины; сюжет для кинолетописи
1945 — Памятники героям, павшим в боях за освобождение польских городов Новый Тарг и Вадовище; сюжет для кинолетописи
1945 — Заседание Народной Рады Закарпатской Украины; сюжет для кинолетописи
1945 — Празднование мусульманского праздника Курбан-Байрам в Казани; сюжет для кинолетописи
1949 — Пионерия № 7; реж.: М. Семенова; операторы: А. Гриберман, С. Воронцов, М. Лукин, М. Опрышко, К. Пискарев, К. Строд, Б. Эйберг, С. Семенов, А. Саидов, М. Барбутлы   
1950 — Новости дня № 24; операторы: Н. Вихирев, Р. Халушаков, М. Барбутлы, А. Погорелый, В. Микоша; муз. оформление В. Васильев; звукооператор В. Пеккер
1973 — Новости дня № 29; режиссер З. Тузова; операторы: Г. Монгловская, Л. Максимов, З. Бабаев, В. Горбунов, Л. Рожин, Б. Титов, В. Григорян, М. Барбутлы
1976 — Новости дня № 30реж.: А. Андреев; операторы: М. Авербух, В. Монастырский, Чапурко, И. Грек, И. Бганцев, М. Ошурков, М. Барбутлы, А. Ломтев, Н. Соловьев, Н. Шмаков 

______________________________
Использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 21). Биография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 78-79);  «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 665-666). Документы о награжденииинформационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Фото из архива В.И. Фомина.

Цитаты

Мансур Яхич Барбутлы начал снимать кино до войны. С самых первых минут её объявления и до последнего залпа Победы он не расставался с кинокамерой, пройдя с ней самыми жаркими дорогами сражений. Кинокадры, фронтовые эпизоды, снятые им, вошли в ряд фильмов о войне, в том числе, в киноэпопею «Великая Отечественная». Это фильм, во много рождённый благодаря мужеству фронтовых кинооператоров. Многие десятки тысяч метров плёнки, ставшие бесценным историческим материалом, на счету М. Барбутлы. Несмотря на возраст, он и сегодня не расстаётся с кинокамерой. Со своей фронтовой спутницей он встретил 40-й год Победы. И вновь, как сорок лет назад, он будет снимать радостный праздник в красавице – Праге, куда приглашен, как участник её освобождения.

О. Васильев, Источник

Их было 252. Каждый пятый погиб, ушел, сделав своим бессмертьем кинолетопись Великой Отечественной. Их оружием была кинокамера. Одним из них был кинооператор 4-го Украинского фронта Мансур Яхич барбутлы, а камера КС-50 была фронтовым оружием Мансура от Северного Кавказа до Праги. Она и сейчас жива, эта камера. Маленький аппарат с пружинным приводом и хранится она на Северо-Кавказской студии кинохроники в отличном состоянии. А метры кинохроники, отснятые Мансуром, стали бесценным достоянием нашей страны.
Сегодня, когда мы смотрим военные кинокадры, даже не задумываемся, какой ценой дошла до нас эта правда. Их было 252 – оператора Великой Отечественной. Многих смерть застала раньше, чем кончился завод пружины у «каэски». Но километры плёнки, добытые кровью, стали памятником всем фронтовым хроникёрам. Об этом и шел разговор на состоявшемся недавно творческом вечере Мансура Яхича Барбутлы в честь его семидесятилетия, организованном Северо-Кавказским отделением Союза кинематографистов СССР.

Г. Котляренко, Источник

В 1951 году приказом главного Управления по производству фильмов Министерства культуры СССР М. Я. Барбутлы был переведён в распоряжение Северо-Кавказской студии кинохроники, и с тех пор жизнь его неразрывно связана с жизнью автономных республик и краёв Северного Кавказа. Здесь Мансур Яхич снимал Семёна Михайловича Будённого и трилогию о защитниках Кавказа, за которую ему была присуждена премия комсомола Ставрополья имени Героя Советского Союза А. Скокова. Он был автором цветного фильма «У нас в Карачаево-Черкессии» и десятков киносюжетов, рассказывающих о жизни автономной области и её людях. Тридцать лет до ухода на отдых Мансур Яхич был желанным гостем в каждом коллективе, и его камера донесла до сегодняшнего дня мгновения, которые смогут повториться лишь на экране. Долгое время кинооператор заведовал пятигорским кинокорреспондентским пунктом, в зону обслуживания которого входила Карачаево-Черкессия. Кстати, Мансур Яхич и сейчас живёт в Пятигорске и ведёт большую журналистскую работу на Ставропольской студии телевидения. На юбилейном вечере Мансура Барбутлы прозвучал голос Романа Кармена. Кармен вспоминает о двух своих фронтовых друзьях – Мансуре Барбутлы и Володе Сущинском.
Много тёплых слов было сказано на вечере в адрес юбиляра. И все от души желали ему долгой творческой жизни. Орден Отечественной войны второй степени и многие медали украшают грудь человека, прошедшего войну с кинокамерой. Но главной его наградой и счастьем останутся миллионы метров бесценной кинолетописи войны и мира.

Г. Котляренко, Источник