Константин ПИСКАРЕВ

кинооператор

Полное имя:
Константин Иванович ПИСКАРЕВ

Дата рождения:
12 сентября 1905
д. Струнино, Александровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя

Дата смерти:
26 декабря 1985 (80 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Пискарев Константин Иванович (30 августа (12 сентября) 1905, Струнино (ныне Владимирская область) — 26 декабря 1985, Москва) — оператор документального кино. Член ВКП(б) — КПСС с мая 1930 года. Член СК СССР с 1964 года.

После окончания начальной школы в Струнино учился в Александровском высшем начальном училище, затем во вновь организованной школе 2-й ступени, которую окончил в 1922 году.

В 1922 — 1929 — электромонтер фабрики «5-й Октябрь» (Струнино); временно работал киномехаником в фабричном клубе.
В 1929 году поступил на операторский факультет ГИКа, который окончил в 1933 году.
В 1933 — 1935 — аспирант НИКФИ (по направлению из ГИКа).
В 1936 году был направлен на работу в деревню по укреплению колхозов.
В 1937 — 1938 — мл. научный сотрудник НИКФИ.
В 1938 — 1939 — старший редактор Московского областного радиокомитета (по направлению Москворецкого РКП(б).
С 27 февраля 1939 по май 1940 — диспетчер постановочно-распорядительного отдела Главного Управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР; в течение 3-х месяцев работал и.о. директора Уфимской студии кинохроники; в этот же период, находясь в рядах РККА, принимал участие в освобождении Западной Белоруссии и Западной  Украины.
С мая 1940 по июль 1941 — оператор Саратовской студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.  В РККА с июня 1941 года. Место призыва: Саратовский ГВК, г. Саратов; Московский ГВК, г. Москва. Воинское звание: инженер-капитан, гв. инженер-капитан. Воинская часть: 16 гв. сд (16 гв. сд), Первого Прибалтийского фронта (1 ПрибФ); Полит. Управление Первого Прибалтийского фронта (1 ПрибФ).

  • С июля 1941 по июль 1942 — офицер Политотдела 16-й гвардейской стрелковой дивизии (на Калининском фронте).
  • С 25 июля 1942 по апрель 1945 — оператор киногрупп Калининского, 1-го Белорусского фронтов; снимал с воздушной армией 1-го Прибалтийского фронтов.

Награжден орденами Красной Звезды (1943), Отечественной войны II степени (1944) и медалями.

Был пионером установки узкопленочных аппаратов на самолеты. Съемки Пискарева вошли в фильмы «Сражение за Витебск» (Фронтовой выпуск № 1), «Освобождение советской Белоруссии», «Кенигсберг» и др.

С 27 октября 1945 по июнь 1948 — уполномоченный представитель "Совэкспортфильма" в Венгрии.
С 05 октября 1948 по 10 декабря 1951 — оператор второй категории Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С 10 декабря 1951 по 1954 — уполномоченный представитель В/О "Совэкспортфильм" в Корейской Народной республике. 
С 26 апреля 1954 — оператор первой категории; в 1955 — и.о. начальника цеха съемок ЦСДФ.
29 декабря  1965 году освобожден от работы в связи с переходом на пенсию по возрасту.

СЕМЬЯ

Родился в рабочей семье. Отец — столяр. Мать — ткачиха на текстильной фабрике А. Баранова в д. Струнино (Александровского уезда, Владимирской губернии).
Жена — Пискарева Елена Тимофеевна (род. в 1910 году).
Сыновья: Вячеслав (род. в 1935 году) и Игорь (род. в 1937 году).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

1931 — Путевка в жизнь; пом. оператора
1931 — Рядом с нами; пом. оператора

Документальные

1944 — Сражение за Витебск (Фронтовой выпуск № 1); режиссер И. Копалин; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, М. Беров, И. Гелейн, Г. Голубов, Л. Котляренко, А. Кричевский, А. Крылов, К. Пискарев, В. Придорогин, В. Фроленко; редактор Ю. Каравкин; военный консультант С. П. Платонов; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов
1945 — Освобождение советской Белоруссии (учетный № РГАКФД: 5520[1]; 2-я ред. 1964 г., учетный № РГАКФД: 19116; 3-я ред. 1974 г.; боевые действия частей, подразделений, фронтов советской армии, партизанских отрядов, соединений, немецкой армии); полнометражный; режиссеры: В. Корш-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, Т. Бунимович, А. Крылов, В. Соловьев, А. Софьин, В. Фроленко, В. Штатланд, Д. Шоломович, А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М. Беров, К. Венц, Г. Голубов, И. Гелейн, Ю. Довнер, Д. Ибрагимов, Л. Качурьян, В. Комаров, Л. Котляренко, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин, И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, А. Семин, Я. Смирнов, В. Томберг, Б. Шер, З. Фельдман; звукооператор: В. Нестеров  
1945 — Кенигсберг (бои за Кенигсберг; боевые действия советских войск, в том числе: сухопутных, военно-воздушных, военно-морских); режиссер: Ф. Киселев; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, М. Беров, В. Вдовенко, К. Венц, И. Гелейн, Ю. Довнер, Л. Дульцев, А. Зенякин, А. Крылов, Н. Лыткин, Е. Лозовский, В. Минкевич, И. Панов, К. Пискарев, З. Фельдман, Г. Голубов (в титрах не указан); автор текста: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: О. Артюнина, З. Тулубьева; нач. группы: А. Медведкин, С. Гуров; музоформитель: Д. Блок, звукооператоры: Д. Овсянников, Б. Пеккер; диктор Л. Хмара
1945 — Восточная Пруссия; операторы: Пискарев, Вдовенко, Панов, Зенякин, Н. Лыткин, Беров, Дульцев, Венц, Е. Лозовский, А. Крылов, братья Алексеевы, Минкевич
1949  — Великий пример (пребывание в СССР делегации румынских крестьян); полнометражный; режиссер И. Венжер; операторы: Г. Захарова, И. Михев, Н. Петросян, К. Пискарев; автор текста И. Бачелис; звукооператоры: В. Котов, М. Соболев, З. Уздин
1949  — Румынская делегация; режиссер И. Венжер; операторы: А. Г. Щекутьев, С. Коган, Г. Захарова, К. Пискарев
1950 — В борьбе за первенство (Командное первенство СССР по классической борьбе в Московском спортивном клубе общества "Крылья Советов". На ковре в момент борьбы борцы: П. Марков, И. Коткас, А. Терян и другие); режиссер Б. Вейланд; операторы: В. Фроленко, А. Семин, А. Щекутьев, К. Пискарев, Г. Асатиатни, Г. Трофимов; автор текста И. Прок; звукооператор Б. Пеккер
1950 — На кубок СССР по футболу; режиссер Б. Вейланд; операторы: В. Ешурин, К. Пискарев, М. Посельский, Н. Киселев, С. Эпштейн, В. Фроленко, В. Микоша, Я. Местечкин, М. Ципорин
1951 — День Воздушного флота СССР (фильм об авиационном празднике в Тушино 08 июля 1951 года); полнометражный; режиссер: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы: И. БеляковН. ВихиревГ. ЕпифановГ. ЗахароваА. Зенякин, А. Казаков, Д. КаспийА. КрыловС. КоганА. ЛевитанА. ЛиствинБ. МакасеевВ. ПридорогинО. РейзманД. РымаревС. Семенов, Э. Тросман, С. Уралов, В. ФроленкоР. ХалушаковА. ШафранА. Щекутьев; в воздухе снимали: Ю. ЛеонгардтЕ. ЛозовскийН. Лыткин (впервые снимали с реактивного самолета), Л. Максимов, П. Опрышко, М. Ошурков, Н. Соловьёв, К. Пискарёв; асс. режиссера: С. ПумпянскаяН. Соловьева; асс. операторов: Л. Зайцев, А. ИстоминМ. Попова; автор текста: Е. Кригер; читает: Ю. Ливитан; редактор: Ю. Смирнитский; музоформитель: Е. Смирнова; звукооператоры: Д. Овсянников, М. Соболев; художник: И. Нижник; директора картины: Б. Вайнштейн, Л. Морозов
1951 — Москва голосует за пакт мира; (учетный № РГАКФД: 7126); режиссер С. Бубрик; операторы: И. Беляков, И. Грачев, Г. Захаров, А. Левитан, П. Опрышко, К. Пискарев, И. Сокольников, А. Хавчин, В. Ходяков
1951 — Международные соревно­вания легкоатлетововарищеские соревнования по легкой атлетике между сборными командами Польши, Румынии и СССР на Московском стадионе "Динамо"); режиссер Б. Вейланд; операторы: Г. Голубов, Н. Лыткин, Б. Макасеев, К. Пискарев, Д. Рымарев, Н. Соловьев, В. Фроленко
1951 — На воздушных путях; режиссер В. Бойков; операторы: Н. Вихирев, А. Зенякин, А. Левитан, Е. Лозовский, К. Пискарев, Р. Халушаков
1951 — Москва голосует за пакт мира; (учетный № РГАКФД: 8070); полнометражный; режиссер С. Бубрик; операторы: А. Хавчин, Д. Рымарев, И. Беляков, К. Пискарев, И. Сокольников, С. Гусев, Г. Епифанов, В. Ходяков, К. Пискарев
1953 — Великое прощание (фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина 6 — 9 марта 1953 года); полнометражный; режиссеры: С.А. ГерасимовИ.П. Копалин, Е.И. Свилова , М.Э. ЧиаурелиГ.В. АлександровИ.Ф. Сеткина; асс. режиссера: С.Н. ПумпянскаяН.В. Соловьева; операторы: И.И. Беляков; Г. ЗахароваМ. ПоповаР. ТуморинаР.Б. Халушаков , К. Пискарев (всего 60 кинооператоров); звукооператоры: И. Ф. ГунгерВ. А. Котов  
1954 — Жиронда (Франция) – Динамо (Москва); режиссер Б. Вейланд; операторы: А. Щекутьев, Д. Каспий, П. Касаткин, В. Комаров, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, К. Пискарев, А. Хавчин, К. Ряшенцев; звукооператор З. Уздин
1955 — Ярмарка в Измире; режиссер К. Эггерс; операторы: К. Пискарев, К. Ряшенцев; звукооператор И. Гунгер
1955 — Первенство мира по конькам (соревнования на стадтоне "Динамо"); режиссер И. Посельский; операторы: И. Гутман, А. Зенякин, Ю. Леонгардт, К. Пискарев, Н. Соловьев, А. Сологубов
1955 — Пребывание президента Финляндской республики Паасикиви в Москве; режиссер А. Ованесова; операторы: М. Ошурков, В. Киселев, К. Пискарев, С. Семенов, В. Ходяков
1955 — Пребывание правительственной делегации Германской Демократической Республики в Москве (спецвыпуск); режиссер Л. Варламов; операторы: И. Беляков, А. Истомин, В. Киселев, М. Ошурков, К. Пискарев, А. Щекутьев, В. Ходяков
1955 — Международные соревнования легкоатлетов (спецвыпуск); режиссер  Б. Вейланд; операторы: А. Щекутьев, И. Беляков, М. Глидер, В. Киселев, С. Киселев, В. Комаров, А. Крылов, Ф. Леонтович, Л. Максимов, М. Ошурков, К. Пискарев, Н. Соловьев, В. Фроленко; звукооператор Д. Овсянников; автор текста И. Прок; консультант Н. Петухов
1956 — Путешествие по Черному морю (плавание иностранных туристов на пароходе "Петр Великий" по Черному морю, посещение городов: Одессы, Ялты, Сочи, Сухуми, Батуми); режиссер С. Гусев; операторы: С. Гусев, К. Пискарев, Л. Михайлов; звукооператор И. Воскресенская 
1956 — На пятой сессии Верховного Совета СССР; режиссер Е. Вертова-Свилова; операторы: Е. Лозовский, П. Опрышко, К. ПискаревМ. Попова, А. Семин, А. Щекутьев 
1956 — Посланцы великого народа (Визит в СССР делегации Всекитайского Собрания народных представителей); полнометражный; режиссеры: В. Божков, И. Сеткина; операторы: Н. Вихирев, А. Кричевский, Л. Максимов, П. Опрышко, М. Попова, К. Пискарев, М. Глидер
1957 — Аме­риканская разведка теряет своих агентов; режиссер О. Подгорецкая; операторы: Г. Голубов, К. Пискарев, П. Опрышко
1957 — Лейпциг­ская ярмарка
1957 — Крепнет советско-чехословацкая дружба (пребывание в СССР делегации Чехословацкой Республики, возглавляемой президентом Республики А. Запотоцким); режиссер А. Рыбакова; операторы: И. Гутман, Г. Захарова, И. Михеев, П. Касаткин, Е. Лозовский, Б. Небылицкий, К. Пискарев, М. Прудников, К. Ряшенцев, Н. Соловьев; звукооператор З. Уздин
1958 — На Всесоюзных конно-спортивных соревнованиях; режиссер Б. Вейланд; операторы: Е. Лозовский, К. Пискарев, Р. Туморина, Н. Вихирев, Л. Зайцев; текст В. Нахутин; диктор А. Задачин; звукооператор В. Котов
1958 — Суданские парламентарии в Советском Союзе; реж.: Б. Вейланд; операторы: Е. Лозовский, Л. Михайлов, К. Пискарев; звукооператоры: Д. Овсянников
1958 — Деловые люди Канады в СССР; режиссер К. Эггерс; операторы: Л. Панкин, К. Пискарев, М. Прудников; звукооператор Н. Кропотов
1958 — Мост дружбы (пребывание в СССР делегации Евангелической Церкви Германии); режиссер Н. Кармазинский; операторы: Л. Зайцев, К. Пискарев, В. Штатланд; автор текста Ю. Смирнитский; звукооператор С. Ключевский
1959 — Вместе с немецкими друзьями; режиссер С. Репников; операторы: П. Опрышко, К. Пискарев, В. Штатланд
1959 — На старте легкоатлеты; режиссер Б. Вейланд; операторы: К. Пискарев, Н. Вихирев, А. Крылов, И. Чупин, Е. Яцун, Н. Генералов, В. Комаров
1959 — Жить и творить для народа (Третий съезд советских писателей); режиссёр Григорьев; операторы: Б. Макасеев, П. Опрышко, К. Пискарев
1959 — Богатый гектар (съемки проходили в  колхозе "Украина" Винницкой области); режиссер Б. Вейланд; оператор К. Пискарев; автор сценария Ю. Смирницкий; диктор Л. Хмара; звукооператор З. Уздин; художник А. Потудин; консультант Е. Осликовская
1959 — Школа и жизнь (вошли фрагменты выступления Н. С. Хрущева на 21 съезде КПСС); режиссер Л. Данилов; операторы: С. Гусев, П. Опрышко, К. Пискарев
1960 — Футбол Польша – СССР; режиссер Б. Вейланд; операторы: Л. Максимов, И. Михеев, К. Пискарев, Н. Соловьёв, Е. Федяев, А. Щекутьев
1961 — Дар алжирским беженцам; автор-оператор
1961 — Золотые медали пятиборцев; режиссер К. Эггерс; операторы: С. Киселев, Б. Макасеев, В. Микоша, К. Пискарев
1961 — Нерушимая братская дружба; режиссер В. Бойков; операторы: К. Пискарев, Н. Соловьев
1962 — Дар алжирским беженцам; режиссер Л. Варламов; оператор К. Пискарев 
1963 — Парламентарии Конго в Советском Союзе; режиссер В. Беляев; операторы: К. Пискарев, М. Попова; автор текста В. Горохова; звукооператор З. Уздин
1974 — Освобождение Советской Белоруссии (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943-1944 гг.); авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович; режиссер В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров,  Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. КомаровЛ. КотляренкоА. КрыловЕ. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. ПискаревМ. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, И.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шолмович 

___________________________________
1. Дата выхода фильма указана в соответствии с информацией каталога кинодокументов РГАКФД, а также информацией справочного издания «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 231).  

 

 Кинодокументы / Архивы Беларуси

Освобождение Советской Белоруссии. Авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф.Садкович, режиссер В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В.Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, М.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б.Шер, С. Школьников, Д. Шолмович — БГАКФФД, 2050, 2051, 1974 г.
О наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943 — 1944 гг.

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял более 200 сюжетов для кинопериодики и киноэкспорта. 

1955 — Новости дня 1955 № 64операторы: Пискарев К., Халушаков Р., Станкевич К., Комаров В., Серов Г., Ходяков В., Захарова Г., Шер Б.

______________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 231). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 652-654); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 782).  

Награды

1943 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 1144 от 16.11.1943 г.; Издан: ВС 1 Прибалтийского фронта. Архив: ЦАМО)
1944 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 1140 от 02.12.1944 г.; Издан: ВС 1 Прибалтийского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За взятие Кенигсберга»
1945 — Медаль «За взятие Будапешта»
1945 — Медаль «За взятие Вены»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1965 — Значок «Отличник кинематографии СССР» (Приказ по Государственному комитету Совмина СССР по кинематографии № 293-к от 29.09.1965 г.)

Цитаты

[...]О наступлении красной Армии, начавшемся на Северном Кавказе, в Донбассе, на Брянском, Воронежском, Западном и Калининском фронтах, было рассказано в выпусках "Союзкиножурнала" тех месяцев. Руководство Комитета по кинематографии в апреле 1943 года созвало совещание начальников фронтовых киногрупп, на котором отмечалось возросшее мастерство фронтовых кинооператоров И. Панова, К. Пискарева[7], В. Ешурина, В. Штатланда, представивших хороший репортаж о наступлении наших Войск в районе Великих Лук, Богучар и др. Вместе с тем отмечались и недостатки в работе некоторых фронтовых групп.[...]

Алексей Лебедев, оператор, Источник

[...]В 1961 году в киножурнале «Новости дня» (№48) был сюжет оператора К. Пискарёва о супругах Заботиных, работавших на ферме. Пискарёв обратил внимание на некоторые особенности характеров супругов: их внимательность друг к другу, доброту, любовь к своей профессии. И как итог наблюдений – неожиданно крупный план лица Заботиной. В те годы в киножурналах немало было портретов передовиков, но они ничем не запоминались, были похожи один на другой. Портрет Заботиной привлекал своей художественной выразительностью и особой лиричностью. Оператор выделил нижним ракурсом и крупным планом верхнюю часть лица женщины, фокусируя внимание зрителей на добрых, усталых, много на своём веку повидавших умных глазах труженицы. Серый, несколько приглушённый нейтральный фон в сочетании с мягким светом, освещавшим лицо женщины, как бы подчёркивал настроение спокойствия и той уверенности, которая бывает у людей, глубоко убеждённых в полезности и нужности своего дела.
Портрет Заботиной покорял внутренним обаянием этой простой русской женщины. Зритель невольно заинтересовывался её судьбой, жизнью. Ему было интересно узнать и то, как изменился в связи с механизацией фермы её труд, сколько часов она работала прежде и сколько теперь, какова её зарплата, как ей удалось сагитировать своего мужа пойти к ней на ферму напарником – дояром-механиком.[...]

В. Михайлов, киновед, Источник