Илья ФРЭЗ

кинооператор

Полное имя:
Илья Ильич ФРЭЗ

Дата рождения:
13 марта 1952
г. Москва, РСФСР, СССР

Возраст:
72 года

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

На фото: оператор Илья Фрез и звукооператор Вячеслав Иванов в Эстонии на даче у мультипликатора Рейна Раамата (Rein Raamat). Автор фото: Юрий Барыкин.

Фрэз Илья Ильич (род. 13 марта 1952 года в Москве) — оператор игрового и документального кино.

В 1974 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Романа Ильина).
В 1974 — 1977 — оператор Агентства печати «Новости» (АПН).
В 1977 — 1989 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1989 — 1993 — опе­ратор, режиссер кинокорпорации «Синтез».

СЕМЬЯ

Отец — Илья Абрамович Фрэз (1909 — 1994) — кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1974).
Мать — Светлана Георгиевна Барто (1925 — 2020) — артистка оперетты; окончила Московское музыкально-театральное училище им. А. К. Глазунова.
Дочь — Дарья.
Сыновья (от брака с Жанной Владимировной Эппле (род. 15 июля 1964 года в Москва) — актриса театра и кино, телеведущая. Заслуженная артистка России (2010):
— Потап Фрэз (род. 18 декабря 1991 года) и Ефим Фрэз (род. 2 ноября 2000 года).
Внук — Северин (род. 3 февраля 2018 года).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1971 — Обитель познания; автор-оператор; Приз 5-го МКФ ар­хитектурных фильмов в Варне (1972)
1973 — Вильнюс: старое и новое; оператор
1973 — Право на крылья; оператор
1973 — Фрески Пушеле; оператор
1973 — В гостях у Хелена Кума; оператор
1974 — Конкурс Чайковско­го; полнометражный
1977 — Самый нужный че­ловек (фильм рассказывает о профтехучилищах (ПТУ) в СССР); полнометражный: режиссеры: Л. Дербышева, А. Соловьева; операторы: Г. Мякишев, И. Фрэз 
1980 — Сионизм стрит (фильм рассказывает о расистской сущности идеологии сионизма, о преступной деятельности Израиля на оккупированных территориях); режиссер О. Уралов; операторы: В. Микоша, И. Фрез 
1980 — Красная гвоздика; оператор
1981 — Отечеству предан (фильм к 750-летию г. Можайск); режиссер Е. Андриканис; операторы: В. Горбатский, И. Фрэз
1982 — Сионизм перед судом истории (о реакционной идеологии и практике сионизма); полнометражный; режиссер О. Уралов; оператор И. Фрез
1983 — Школа Федорова (фильм рассказывает о профессоре офтальмологе С. Н. Федорове, о научно-исследовательском институте микрохирургии глаза, о научной школе, его учениках и последователях чехословацких клиник Братиславы и Баньской Быстрицы); производство: ЦСДФ, Словацкая киностудия; режиссеры: О. Уралов, В. Андрианский; оператор И. Фрэз
1985 — Личное дело судьи Ивановой; игровой  
1986 — Дело об украденной скрипке (первый советский видеофильм, посвящённый проблеме растущей в СССР контрабанды); режиссер О. Уралов; операторы:  Виктор ДоброницкийЮрий Орлов, Илья Фрез
1988 — Духоборы; полнометражный, 4-х серийный, автор-оператор; Приз МКФ «Визуальные антропологии» в Пярну (1988)
1988 — Бе­седы с Мильтинисом (фильм о литовском актёре, театральном режиссёре, педагоге; Народном артисте СССР Юозасе Мильтинисе); полнометражный видеофильм; авт­ор-оператор
1989 — Высший суд; полнометражный
1989 — Праздник дураков; видеофильм; авт­ор-оператор
1989 — Пространство любви (о проблемах в области взаимоотношений полов в нашей стране, о социально-психологической атмосфере, существующей вокруг вопросов любви); полнометражный; производство: ЦСДФ, Риск; режиссер А. Каневский; операторы: А. Кочетков, И. Фрэз, Н. Аврунин
1989 — Пространство Пи­тера Брука; полнометражный видеофильм
1989 — Зулей; полнометражный видеофильм; авт­ор-оператор
1990 — Лев Додин. Его братья и сестры; полнометражный; авт­ор-оператор
1991  Рембо; мультсериал, видео; авт­ор-оператор
1991 — Чернобыль; видео; полнометражный; авт­ор-оператор
1993 — Влюбиться в транссибирском экспрессе; полнометражный видеофильм; авт­ор-оператор

Снял 8 фильмов-спектаклей.

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для киножурналов: "Пионерия", "Советское кино", "Ровесник" и др.

1984 — Советское кино № 76; режиссер Е. Головня; оператор
1988 — Советское кино № 88; режиссер Е. Головня; операторы: Р. Комм, С. Кондаков, И. Фрэз

_______________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 212). Фото из частного архива.

Цитаты

Помню, когда мы с Илюшкой Фрэзом и Славой Ивановым вернулись из Прибалтики и привезли несколько сюжетов о Рейне Раамате, Юрисе Подниексе и фильм о фестивале Августа Сукутса "И жизнь наша кино..". В нижнем просмотровом (один из кинозалов ЦСДФ) должен был состояться показ смонтированных сюжетов и фильма. Народу собралось много. Мастера-старейшины, как всегда в тылу, на задних рядах, молодёжь в первых. Мы уже разболтали, что снимали практически с рук (умышленно отказываясь от штатива, Илюха отрабатывал "свой почерк"). Но реакции операторов побаивались. Олег Уралов только что вернулся из-за какой-то "заграницы". Просмотр закончился... не ругали, но и не одобряли... тишина и наша группа притихла. И, вдруг Олег говорит: "Так и надо снимать, если сам материал ведёт за собой, и оператор чувствует его так. Значит они живут одной жизнью живой. А у Фрэза железные операторские руки! " Да еще добавил, что "заграницей" молодёжь тоже так снимает. В те годы - это была похвальба! Жаль, что потом нас всех, со своими поисками разнесло по разным сторонам судьбы... А "Жизнь наша кино.." показывают ежегодно на фестивале в Риге (у Августа Сукутса!!!). Спасибо Олегу за поддержку.

Евгения Головня, режиссёр-документалист, продюсер, Источник

[...]Как определить жанр фильма «Сионизм перед судом истории»?[1982; фильм о реакционной идеологии и практике сионизма; полнометражный; автор сценария и режиссер: О. Уралов; оператор: И. Фрез] Фильм-исследование? Да. Фильм – публицистическое размышление? Да. Фильм-памфлет? Снова да. Талантливо, остро увиденные и с профессиональным блеском снятые репортажные куски (оператор Илья Фрэз)… С впечатляющей, ни на момент не «натужной» доказательностью выстроенные хроникальные цитаты… Синхронные интервью, в которых напряжённый авторский – неравнодушный, с включениями лишь одного безотказного магнитофона «Негра» – разговор ни на мгновение не даёт действию затормозиться, поостыть…[...]

Генрих Гурков, журналист-международник, Источник