Ханютин Алексей Юрьевич (родился 14 марта 1956 года в Москве) — режиссер-документалист, сценарист, продюсер. Кандидат искусствоведения (1987). Член СК России. Член Правления Гильдии неигрового кино и телевидения.
В 1978 году окончил режиссерское отделение ВГИКа (мастерская Р. Кармена).
После защиты кандидатской диссертации по теме «Элементы кинематографического мышления в театральной культуре XIX-XX вв.», в течение ряда лет работал научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (ВНИИИ).
Работал по трудовому договору на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Фильмы «Пятачок» и «ДМБ-91», снятые Алексеем Ханютиным на ЦСДФ, имели большой общественный резонанс.
В монтажной ЦСДФ. Лихов переулок, дом 6. На фото (слева направо): режиссер Алексей Ханютин, монтажер Ирина Дядина, режиссер Александра Рыбакова, монтажница позитива Галина Спиридонова (Глупова). Источник фото: группа ЦСДФ в facebook.
В качестве режиссера сотрудничал со студиями «ДАГО», DTV MA, «Базелевс».
С 2000 года по настоящее время – художественный руководитель киностудии Parallax Pictures.
С 2005 — Директор фонда «АРТ-ПРОЕКТ».
Педагогическую деятельность начал в середине 1990-х: преподавал режиссуру на Высших режиссерских курсах, в Школе документального кино «Интерньюс», вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе.
В настоящее время – руководитель факультета режиссуры кино и телевидения в Институте современного искусства в Москве.
В 2002 — 2005 — президент Гильдии неигрового кино и телевидения.
В настоящее время заместитель Председателя Правления Гильдии неигрового кино и телевидения. Член Правления Гильдии, руководитель направления «Образование» (совм. с Г. А. Либергалом).
Соавтор проекта «Как снимали войну» — 20 короткометражных фильмов, которые будут выходить в течение лета и осени 2020 года на YouTube канале Кино-Театр.Ру. Проект реализуют — Гильдия неигрового кино и телевидения совместно с сайтом «Кино-Театр.Ру».
Первая серия, посвященная главному оружию операторов Великой Отечественной войны – кинокамере «Аймо», доступна с 8 мая на YouTube канале Кино-Театр.Ру.
Дед — Мирон Яковлевич Ханютин, доцент кафедры механики Московского геологоразведочного института имени Серго Орджоникидзе (1942—1950), преподаватель начертательной геометрии, в 1942—1943 годах директор эвакуированной в Семипалатинск части Московского геологоразведочного института, одновременно в 1942—1952 годах профессор и заведующий кафедрой начертательной геометрии и машиностроительного черчения Московского института тонкой химической технологии.
Бабушка — Мария Цитовская, врач.
Отец — Юрий Миронович Ханютин (27 декабря 1929, Харьков — 23 января 1978, Москва) — советский киновед, кинокритик, сценарист. Кандидат искусствоведения. Автор сценариев к документальным фильмам «Обыкновенный фашизм» (1965, совм. с М. И. Роммом, М. И. Туровской), «О нашем театре» (1975, совм. с М. И. Туровской) и «Пётр Мартынович и годы большой жизни» (1976, совм. с М. И. Туровской) и др.
1978 — Твой театр (фильм о самодеятельном театральном коллективе Москвы под художественным руководством режиссера В. Спесивцева: интервью актеров, режиссера, репетиции спектакля "Я пришел дать вам волю"); режиссер А. Ханютин; оператор Ю. Оржеховский
1987 — Пятачок (фильм о судьбе людей, уехавших из деревень в 60-70-ые годы, пытающихся приладиться к условиям больших городов; каждые выходные эти люди собираются на "пятачке" - на большой поляне Измайловского парка); режиссер А. Ханютин; авторы сценария: Н. Дегтева, Н. Васильева; операторы: А. Зайцев, А. Лобов
1990 — ДМБ-91 (фильм рассказывает о быте солдат, о неуставных отношениях в армии; герой фильма — призывник Андрей); полнометражный; режиссер А. Ханютин; операторы: А. Носовский, С. Кондаков, Р. Комм
1990 — Гран-при на 2-м Ленинградском МКФ неигрового кино (за документальный фильм «ДМБ-91»);
1991 — Гран-при на 2-м Европейском биенале документального кино в Марселе (за документальный фильм «ДМБ-91»);
1995 — Приз за лучшее художественное решение на международном фестивале в Хихоне (за документальный фильм «Мавзолей»);
1996 — «Серебряное копье» на МКФ в Сан-Франциско (за документальный фильм «Мавзолей»);
2001 — Премия за лучший научно-популярный фильм ГНКиТ «Лавровая ветвь» (за документальный фильм «Саркофаг»).
___________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД. ; фильмография других студий, призы и награды: сайт Кино-Театр.Ру. Биография: официальный сайт Гильдии неигрового кино и телевидения.