Эта персональная страница создана на сайте #МузейЦСДФ в память о талантливом режиссере Алексее Роллановиче Сергиенко. Алексей не работал на ЦСДФ, но он принимал участие в создании ряда проектов, которые стали заметными событиями в новейшей истории российской кинодокументалистики.
Сергиенко Алексей Ролланович (15 июня 1967, Киеве — 04 декабря 2013, Москва) — режиссер. Автор более 30-ти фильмов.
В 1984 году Алексей Сергиенко приезжает в Москву. С 1984 по 1991 год учится на филологическом факультете МГУ им. Ломоносова с перерывом на службу в рядах вооруженных сил СССР (1987-1989 гг.).
После университета Алексей Сергиенко три года преподает русскую словесность в лицее «Ступени», где, кроме того, занимается и постановкой спектаклей, к участию в которых привлекает не только учеников, но и их родителей, и преподавателей лицея. Он сам пишет сценарии, режиссирует и занимается музыкальным оформлением постановки.
В 1995 году — ассистент режиссера документальной кинокартины «Исповедь перед Учителем» (Укркинохроника и студия Отечество); принимает участие в создании фильма по приглашению своего отца — известного режиссера-кинодокументалиста Роллана Петровича Сергиенко, ученика выдающегося мастера кино Александра Петровича Довженко.
В 1996 году поступает на Высшие курсы сценаристов и режиссеров по специальности «Режиссер игрового кино» (окончил в 1998 году).
В 1997 году Алексея Сергиенко приглашают на телеканал «НТВ», где он становится режиссером телевизионной программы «Перехват»; 1999-2000 гг. работает режиссером-постановщиком передачи «Суд идет».
В 2001 году по заказу телеканала «ТВС» Алексей Сергиенко снимает свой первый документальный фильм «Месть», а в 2002 году становится первопроходцем в жанре документального кино «Фильм о фильме». С этого момента и до 2009 года Алексей выполняет функции автора проекта, продюсера, художественного руководителя и режиссера цикла полнометражных фильмов о фильмах для Первого канала и «НТВ», киностудий «Мосфильма», «ТриТэ» и кинокомпании «Централ Партнершип», «Профит», «Золотого Орла», «Дирекции кино». Всего за этот период снято и представлено зрителям 33 фильма: «Тайны Азазеля», «По эту сторону волков», «Ледниковый период. Досье», «72 метра. Погружение», «Участок и соучастники», «По следам всадника по имени «Смерть», «Диверсант. Разоблачение», «Антикиллер-2. Техника боя», «Турецкий гамбит. Правила игры», «Брежнев. Кадры решают всё», «Гибель империи. Постскриптум», «Статский советник. Следите за игрой», «Тень боя», «Про бег», «Будни африканского розыска», «Особенности охоты на изюбря», «Есенин. Послесловие», «Каза Роза. Трудности перевода», «Дневной дозор. Всем выйти из сумрака», «Расколдованный участок», «Доктор Живаго. Воплощение», «Волкодав. Рождение легенды», «Консервы. Вскрытие», «Танкер Танго», «Ленинград», «Слуга государев», «Питер FM», «Май», «Диверсант. После войны», «1612. На площадках истории», «Снежный ангел. Технология чуда», «Адмиралъ. Уточнение курса», «Каникулы строго режима. Чистосердечное признание».
В 2010 году Алексей Сергиенко получает предложение от «Пятого канала» и становится режиссером–постановщиком научно-популярного полнометражного фильма «Теория бессмертия».
В 2012 году Алексей — автор сценария и режиссер-постановщик документального двухсерийного фильма «Близкий Дальний. Предчувствие судьбы». Фильм, сделанный по заказу телеканала «Россия-1», больше года снимался на Дальнем Востоке.
В 2013 году был удостоен Гран-При международного фестиваля «Человек & Море» (в 2014 году фильм также получил Приз IX фестиваля "Крест Святого Андрея" в Тбилиси за лучший полнометражный документальный фильм). Алексея приглашают на фестивали, появляются интересные планы и перспективные проекты...
В 2013 году Алексей Сергиенко заканчивает свою последнюю работу — документальный фильм об отце «Здравствуй, папа! Роман о Роллане», работа над которым заняла у него четыре года. Алексей хотел рассказать историю жизни и творчества близкого ему человека, которым он гордился не только как отцом, но и как талантливым режиссером, снявшим три игровых и двадцать восемь документальных картин. И у которого, по его признанию, он очень многому научился. На этом проекте Алексей выступил и как продюсер, и как сценарист, режиссер и оператор. Тот факт, что в свое время он блестяще закончил музыкальную школу и прекрасно играл на фортепиано, дал ему возможность «озвучить» фильм — часть музыки, которая звучит в фильме, исполнена им лично.
Фильм «Здравствуй, папа! Роман о Роллане» получил призы Екатеринбургского открытого фестиваля документального кино «Россия» в номинации «За лучший фильм о человеке-созидателе», специальный приз фестиваля «Саратовские страдания», главный приз документального конкурса XVI Всероссийского Шукшинского кинофестиваля и приз Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж» в номинации «За мужественное отстаивание творческой правды».
Алексей Сергиенко успел увидеть дебютный показ фильма в Москве, который состоялся 4 декабря 2013 года. В этот же день сердце режиссера остановилось...
Дед — Сергиенко Пётр Ефимович, погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.
Бабушка — Мария Поликарповна.
Отец — Сергиенко Роллан Петрович (род. 19 января 1936 года в г. Щорс (ныне Украина)). Лауреат Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко (1991). Заслуженный деятель искусств Украины (2010). Член Гильдии кинорежиссёров России, Национального союза кинематографистов Украины и Международного Объединения кинематографистов славянских и православных народов.
Мать — Сергиенко Елена Алексеевна, переводчик.
Сестра — Сергиенко Светлана, актриса, выпускница актёрского факультета ГИТИСа, играла в театре Марка Розовского.
Племянница — Розовская Александра, актриса.
Жена — Виктория Заславская (род. 9 сентября 1965 года) — актриса. Работает в "Театре у «Никитских ворот» под руководством М.Г. Розовского".
Дочь — Софья Сергиенко.
В 2017 году семья Сергиенко издала книгу «Алексей Сергиенко. Погружение» (составитель – киновед Ирина Гращенкова) — хроника жизни и творчества режиссера Алексея Сергиенко (от годов ученичества на Высших курсах сценаристов и режиссеров до последних лет зрелой реализации).
2010 — Теория бессмертия (2 фильма); научно-популярный; режиссер А. Сергиенко; авторы сценария: Мария Жиляева, Наталья Карабоева; оператор-постановщик Петр Паничкин
2012 — Близкий Дальний. Предчувствие судьбы (2 фильма); документальный; по заказу телеканала «Россия-1»; режиссер Алексей Сергиенко
2012 — Здравствуй, папа! Роман о Роллане
_______________________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, а также материалов персонального сайта А. Р. Сергиенко.
Алексей Сергиенко совершенно самостоятельный художник. Но он в то же время и сын своего отца. Был период, когда у нас не приветствовались династии, хотя это прекрасно, когда сын видит в своем отце образец для своего профессионального совершенствования и самостояния, не просто образец для подражания, а некую планку, до которой ему еще предстоит дотянуться. О Романе Сергиенко мы говорили и продолжим говорить. Это крупный документалист, философ, Алексей снимал фильмы на грани документального и игрового кино, и сейчас он создает собственные картины, которые радуют серьезностью целеполагания, серьезностью отношения к материалу и все более возрастающему профессиональному режиссерскому мастерству. "Близкий Дальний…." Мне кажется, этот фильм можно назвать фильмом изучающем наш край, нашу страну, для которой всегда приятно спеть "Широка страна моя родная"… Но широта родной страны – колоссальное испытание для ее народа, и малые страны с малыми территориями, живут гораздо осознаннее, относятся к земле гораздо бережнее, чем мы. Именно потому что их земли мало. Когда земли много, когда всего много, начинается эпоха расточительности. И для меня фильм Алексея Сергиенко в первую очередь о том, что мы должны дорожить тем, что Бог нам дал. "…Проекция судьбы" – в картине есть элементы апокалиптического взгляда на свое отечество. Это не значит полное отчаяние и полный мрак, это значит некое философское предсказание, выбор, который перед нами ставит судьба
Гращенкова Ирина Николаевна (киновед, кинокритик), Источник
Посмотрел фильм Алексея. Потрясающий. Думал, растяну на несколько дней, по частям - ведь дома, масса отвлекающих моментов. А начал смотреть и все на одном дыхании. Столько любви у всех друг к другу. Я соскучился по таким людям, настоящая интеллигенция. Настоящие профессионалы. Умные, знающие и понимающие время, не участвующие во лжи. Столько деликатности, такта и все время чувствуешь, что они неравнодушны. Узнать Роллана - а в нем режиссерскую порядочность - этому нужно посвящать урок во ВГИКе. А лучше всего его проведет Алексей своим фильмом. Все сделанное им, Алексеем, в этом фильме интересно. Интересно построение картины, оригинальны логические и хронологические переходы, отличные эффекты (такие простые для прочтения и так органично живущие в ткани картины - оживающее лицо папы из фотографии, кинопленочная рамка, портрет хирурга на камне...). Посмотрел и чувствую, что все сделанное и Ролланом, и Алексеем - интересно. Это хочется смотреть. Там масса всего, чему можно научиться и для понимания профессии, и для понимания себя и других. Алексей задает очень высокую планку человечности, любви к отцу и матери, трепетному отношению к семье, к корням, к Украине. Ужасно жаль, что мы не можем познакомиться...
Антон Сушкевич, режиссер, Источник
[ Страница дополняется материалами ]