Александр ПУМПЯНСКИЙ

журналист, писатель, сценарист

Полное имя:
Александр Борисович ПУМПЯНСКИЙ

Дата рождения:
18 декабря 1940
г. Москва, РСФСР, СССР

Возраст:
79 лет

Профессии:
журналист, писатель, сценарист

Краткая биография

На фото (слева направо): режиссер Л. Махнач, звукооператор Ю. Оганджанов, журналист А. Пумпянский, оператор И. Филатов. Фото из семейного архива Ю.Ю. Оганджанова (сына Ю.Н. Оганджанова).

Пумпянский Александр Борисович (родился 18 декабря 1940 года в Москва) — журналист-международник, сценарист, публицист.

В 1963 году окончил МГИМО по специальности «журналист-международник».

С 1963 по 1978 год работал в газете «Комсомольская правда», прошёл путь от литературного сотрудника международного отдела до ответственного секретаря.
В 1973 году стал собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Нью-Йорке. 

В 1978 — 1985 — заместитель главного редактора газеты «Московские новости».
В 1985 — 1990 — заместитель главного редактора журнала «Новое время».
С августа 1990 до 2006 — главный редактор журнала «Новое время» (с 2007 — The New Times). Являлся также владельцем журнала до 2006 года.
С 2007 — независимый журналист, сотрудничает с «Новой газетой».

В 1974 — 1990 годах сотрудничал с ЦСДФ в качестве автора.

Пумпянский — автор текста двух серий документальной историко-публицистической киноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война» (1979; 20 полнометражных документальных фильмов; художественный руководитель Роман Кармен): «Партизаны в тылу врага», «Битва за Берлин».

Сотрудники ЦСДФ, Госкино СССР и ВО «Совэкспортфильма» во время награждения орденами и медалями за совместный советско-американский проект «Неизвестная Война» (20-ти серийная киноэпопея «Великая Отечественная»). Москва, Кремль.1979 год. На фото сидят в первом ряду (слева направо):  сценарист Иван Менджерицкий (третий слева), директор ЦСДФ Евгений Козырев, секретарь Президиума Верховного Совета СССР Михаил Порфирьевич Георгадзе, асс. режиссера Галина Кудряшова (вторая справа); во втором ряду стоят (слева направо): зам. директора ЦСДФ Эдуард Стаченков, переводчик М.Г. Тоидзе, нач. цеха обработки пленки Галина Васильевна Щёголева (пятая слева), асс. режиссера Галина Зинченко (вторая справа), композитор Виталий Гевиксман (стоит во втором ряду справа); в третьем ряду слева: директор киноэпопеи Фабиан Могилевский; в третьем ряду (справа налево): драматург Александр Пумпянский; асс. режиссера: Т. Шихова; в четвертом ряду: драматург Эдвин Поляновский (слева). Фото из архива Э.В. Стаченкова.

В 1988 году Александр Пумпянский был удостоен премии имени Вацлава Воровского.
В марте 1998 года избран президентом Академии свободной прессы (АСП).

Член Общественной комиссии по сохранению наследия академика Сахарова.

СЕМЬЯ

Мать — Пумпянская Сэдда (Семирамида) Николаевна (30 ноября 1916, Баку — 22 сентября 2014, Москва). Лауреат Ленинской премии (1980). 
Отец — Пумпянский Борис Яковлевич (29 июня (01 июля) 1906, Баку (ныне Азербайджанская Республика) — 26 декабря 1944, Ужгород (ныне Украина)) — кинооператор. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1946 — посмертно). 
Дочь — Пумпянская Седа Александровна (род. 26.03.1965). В 1999 — 2004 — ответственный сотрудник аппарата ООН — руководитель службы общественной информации и руководитель службы по связям с общественностью; работала в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в миссиях ООН в Гватемале, Косово и Боснии; в Совете Европы — директор по связям с общественностью; в 2012 — 2013 — Вице-президент, руководитель департамента по международным отношениям и связям с общественностью «Сколково».

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1974 — Такая молодежь (фильм посвящен участию молодежи разных стран в общественно-политическом движении, об участии советской молодежи в социалистическом строительстве: студенческие волнения в Беркли в университетском пригороде Сан-Франциско, отправка комсомольцев на строительство БАМа, строительство БАМа, работа молодежи на Братском лесопромышленном комплексе, на строительстве моста через Верхнюю Ангару, заседание 17-го съезда КПСС, работа молодежи в сельском хозяйстве, молодежные свадьбы, отдых молодежи); полнометражный; режиссёр В. Трошкин; авторы сценария: Панкин Б., Пумпянский А.; операторы: В. Трошкин, В. Горбунов, А. Панин 
1977 — Право на жизнь (фильм-размышление над тем, что заботит американцев, что они считают своей национальной проблемой, своей болью и бедой); полнометражный; автор сценария А. Пумпянский;  режиссер В. Трошкин; композитор Л. Гедравичус; звукооператор З. Уздин; диктор Г. Жженов; редактор Е. Феоктистова; редактор кинолетописи А. Сум-Шик; асс. режиссера М. Спрышкова; директор картины В. Палагутин
1978 — Американцы знакомятся с нами (фильм рассказывает о национальной выставке СССР, посвященной 60-летию Октябрьской революции, проходившей в США, в Лос-Анджелосе); режиссер Уралов О.; операторы: Грезин В., Серов Г.; автор текста Пумпянский А.
1979 — Партизаны. Война в тылу врага (фильм 4-й эпопеи «Великая Отечественная»); режиссер В. Катанян; автор текста А. Пумпянский
1979 — Битва за Берлин (фильм 18-й киноэпопеи «Великая Отечественная»); режиссер А. Рыбакова: автор текста А. Пумпянский
1981 — Марш мира  (о марше мира 81, направленном против попытки превращения стран Западной Европы в полигон ядерной войны); По заказу Комитет Защиты мира; режиссер Махнач Л.;; авторы сценария: Махнач Л., Пумпянский А.; операторы: Громова З., Киселев В., Кузминский С., Кузнецов И.
1982 — Что могут простые люди (о "Марше мира - 82" Стокгольм - Москва - Минск и антивоенном движении в Западной Европе); режиссер Махнач Л.; операторы: Киселев В., Филатов И., Ловков В.; автор сценария А. Пумпянский; звукооператор Ю. Оганджанов; монтажер:А. Ковыркова; редактор С. Плюснина; диреткор картины В. Черненко 
1984 — Эхо Гренады (об агрессивной внешней политике американской администрации, военном вторжении на Гренаду, положении в Карибском бассейне); режиссер Л. Махнач; автор сценария А. Пумпянский; операторы: В. Доброницкий, А. Климентьев 
1986 — Ядерная оспа (фильм второй из серии "Новое мышление в ядерный век". О проблеме запрещения ядерных испытаний); по заказу ССОД; режиссер П. Мостовой; авторы сценария: А.  Бовин, А. Пумпянский; оператор Ю. Орлов
1987 — Звездные войны (о разработке США программы "Звездных войн");по заказу ССОД; режиссер Мостовой П.; авторы сценария: Бовин А., Пумпянский А.
1988 — Договор (фильм рассказывает о встрече на высшем уровне в Вашингтоне М. С. Горбачёва и Р. Рейгана); полнометражный; режиссер Махнач Л.; авторы сценария Пумпянский А.; операторы: Кузминский С., Ловков В., Филатов И.
1990 — СССР—США: роман века (об истории советско - американских отношений); режиссер Л. Махнач; автор сценария А. Пумпянский; операторы В. Ловков
1990 — Сила и слабость Президента (о встрече двух президентов России и США — Горбачёва М. С. и Буша Д. в США в 1990 году, о подписании двусторонних соглашений); полнометражный; режиссер Л. Махнач; автор сценария А. Пумпянский; операторы; И. Бганцев, В. Ловков

__________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД.

Библиография

1975 — Не во вторник на этой неделе (200 с. — 100 000 экз.) (изд.: — М.: Молодая гвардия)
1979 — На белом свете с черной кожей: Американские судьбы (64 с.) (изд.: — М.: Знание)
1979 — Хэппенинг по вторникам (из серии «По ту сторону») (109 с.) (изд.: — М.: Советская Россия)
1983 — Бунтующая молодежь: Заметки о молодежи Запада (изд.: — М.: Знание)
1984 — Происшествие в окрестностях Голгофы (336 с. — 50 000 экз.) (изд.: — М.: Советская Россия)
2000 — Два вождя: Горбачев и Ельцин, которых мы боготворили и проклинали (20 с.) (изд.: — М.: изд. журнала «Новое время»)
2003 — Два вождя, или История как кораблекрушение (720 с. — 1000 экз.) (изд.: — М.: Вагриус)
2008 — Палач на плахе и другие истории от мира сего (576 с. — 1000 экз.) (изд.: — М.: Международные отношения)
2013 — Американские горки. От Мартина Лютера Кинга до Барака Обамы. От Бен Ладена до Джеймса Бонда. От "Форбса" до "Плейбоя" (440 с. - 1000 экз.) (изд.: — М.: Планета)
2013 — Красное и желтое. Пресса от истмата до компромата (480 с. - 3000 экз.) (изд.: — М.: Зебра Е)
2016 — Шалтай-Болтай сидел на стене (336 с.- 500 экз.) (изд.: — М.: Художественная литература)

Цитаты

[...]Документальный фильм в своём становлении и кристаллизации невероятно спонтанен, изменчив и вариантен. В этом его основная сложность, но в этом и его неповторимая привлекательность для тех, кто втянут в орбиту его создания. Документальные фильмы всё больше становятся документальными, а не организованными под Документ. «Традиционный» сценарий, похожий на те, что пишутся для игровых картин, часто приводит к тому, что фильм получается вымученным, неживым. Разумеется, очень многое зависит от автора сценария – его профессионализма, таланта, от крупности его характера, личности. К сожалению, таких авторов, само присутствие которых в работе над фильмом – уже залог успеха, крайне мало. Это Б. Добродеев и К. Славин, Г. Боровик и Г. Шергова, И. Ицков и А. Пумпянский. Авторы они разные, но есть у них нечто общее: способность жить не заданностью своего сценария, а диалектикой развития событий, готовностью отбросить в сторону себя самого – вчерашнего, чтобы принять завтрашнее – и в фильме, и в самом себе.[...]

Джемма Фирсова, Генрих Гурков, Галина Сенчакова, Источник

[ Страница дополняется материалами ]