Имя при рождении:
Eduards Tisē

Дата рождения:
13 апреля 1897
г. Либава, Гробинский уезд, Курляндская губерния, Российская империя

Дата смерти:
18 ноября 1961 (64 года)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор, оператор-постановщик, педагог

Краткая биография

Тиссэ  Эдуард Казимирович (01 (13) апреля 1897, Либава (ныне Латвия): по другим данным — Стокгольм (Швеция)[1] — 18 ноября 1961, Москва) — советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947). Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1946, 1949, 1950). Член ВКП(б) — КПСС с 1940 года. Член СК СССР.

После окончания Cтудии Живописи и Фотографии Гренцина, остался у него работать в качестве кинооператора; в 1913 году снимал видовые фильмы в Голландии, затем совершил поездки для съемки натуры по Скандинавии, Прибалтийскому краю, Северной Германии[2].
С 1914 года — оператор кинохроники. В 1916 — 1918 годах — военный кинооператор Скобелевского кинокомитета
В сентябре-ноябре 1918 года начальник штаба Экспедиционного партизанского отряда Всероссийского Центрального Исполнительского Комитета; находясь в тылу у белочехов, командуя партизанским отрядом, также выполнял обязанности кинооператора[3].  

В 1919 — 1923 годах снимал важнейшие события Гражданской войны (Урал, Сибирь, Крым) как оператор Всероссийского кинофотоотдела, затем Кинокомитета и Госкино

С наступлением голода он объезжает всё голодающее Поволжье, производит съемки последствий неурожая и эпидемии холеры.<...>
Как оператор он участвует во взятии Крыма и присутствует, производя съемки, при первом взятии Прибалтийского края; также он, как оператор, идет снимать взятие Урала и Сибири. С Конной Армией Буденного он двигается от Воронежа до Кавказа и на других фронтах.
С режиссером А.Е. Ивановым Тиссэ  едет на дальний север для зафиксирования быта самоедов. Тиссэ снимает I-й Съезд Коминтерна и участвует в засъемке похороны Ленина.[4]

Позже, работая в художественной кинематографии, не порывал связи с кинохроникой. В 1933 году снял документальный фильм «Москва – Кара–Кум – Москва»[5].

На фото (справа налево): инженер-изобрататель А. К. Буров (второй справа), С. М. Эйзенштейн, Э. К. Тиссэ (пятый справа), Г. В. Александров (стоит за С. Эйзенштейном). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

В 1924 году работал с С. М. Эйзенштейном на фильме «Стачка», в дальнейшем был оператором всех его фильмов. 

Советские режиссеры Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн,  Уолт Дисней и оператор Эдуард Тиссэ, 1930 год.

В 1929 — 1932 годах вместе с С. М. Эйзенштейном и Г. В. Александровым был за рубежом в официальной поездке с целью изучения техники звукового кино; в качестве кинооператора принимал участие в съёмках фильма
«Да здравствует Мексика!».

«В декабре 1930 года Эйзенштейн, Александров и Тиссэ выехали в Мексику в компании брата Мэри Крейг Синклер [жена американского писателя Upton Beall Sinclair] Хантера Кимброу, выступавшего в роли руководителя проекта[«Да здравствует Мексика!»]. Время для поездки оказалось не самым удачным. В марте 1929 года мексиканское правительство официально признало коммунистическую партию незаконной, что привело к охлаждению советско-мексиканских отношений. Ситуацию усугубил декрет о запрете на въезд в страну коммунистам. Эйзенштейна и его коллег уже через две недели после приезда взяли под стражу для допроса. Мэри Крейг Синклер развернула кампанию в поддержку Эйзенштейна, подкрепленную телеграммами от Альберта Эйнштейна, Джорджа Бернарда Шоу, Фэрбенкса, Чаплина и двух сенаторов США, и только после этого Эйзенштейна с товарищами освободили и объявили почетными гостями мексиканского правительства.»[6]

Картина - пародийная стилизация под эксвото.<...>
Изображены три участники киногруппы "Que viva Mexico!" (С. Эйзенштейн, Г. Александров и Э. Тиссэ), которых спасает от расстрела явившаяся им Мадонна. По свидетельству мексиканского художника Пабло О'Хиггинса, посетившего Кабинет Эйзенштейна на Смоленской, лицо Мадонны на этом эксвото похоже на лицо тогдашнего президента Мексики. Автор эксвото написал картину по следам реального события - ареста киногруппы 21 декабря 1930 г. в Мексике. Кинематографистов отпустили по ходатайству друзей Эйзенштейна, которые обращались, в том числе, к президенту страны. Автором этого шуточного эксвото мог быть Роберто Монтенегро, с которым Эйзенштейн познакомился в Мексике. В нижней части картины подпись на мексиканском испанском: "Sergei, Grisha y Eduardo; estando los tres en trance apurado, nos encomendamos ala Santa Virgen de la Soledad, habiendo recibido de ella su infalible y divino favor. Mexico 21 de diciembre de 1930". <"Сергей, Гриша и Эдуардо; будучи втроем в тяжком положении, вручаем себя Пресвятой Деве Соледад [Одиночества], получив от нее неизменную и божественную милость">[7]

На фото (слева направо в первом ряду: русский комик Аркадий Бойтлер (режиссер, продюсер, создатель мексиканского кинематографа и дублер Ч. Чаплина), мексиканский актер [неустановленное лицо], Сергей Эйзенштейн: во второй ряду (слева направо): Эдуард Тиссэ, Григорий Александров. 01 февраля 1931 года, Мехико. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

С 20-х годов преподавал операторское мастерство в Госкиношколе (ныне — ВГИК), с 1943 года — профессор ВГИКа.

Группа студентов кинооператорского факультета на занятии с Эдуардом Тиссэ. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

В 1956 году вместе c З. М. Аграненко поставил фильм «Бессмертный гарнизон».

Умер 18 ноября 1961 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

______________________________
1. Согласно биографии Тиссэ, опубликованной в журнале "КИНО" за 1925 год (стр. 85), родился в Стокгольме (Швеция).
2. Журнал "КИНО" за 1925 год (стр. 85).
3. Там же.
4. Там же.
5. Журнал "Советские кино" № 4, 1934 год.
6. Поездка Сергея Эйзенштейна в США и Мексику - Diletant.media.
7. Молитва Эйзенштейна, Александрова и Тиссэ об освобождении. Стилизация под эксвото. Из коллекции С.М. Эйзенштейна. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.

СЕМЬЯ

Отец — Казимир Тадеушевич Николайтис.[1]

Брат и сестра: Людмила и Эдуард Тиссэ. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

Сестра —  Людмила Казимировна Тиссэ, работала в Госкиношколе; секретарь-ассистент Сергея Эйзенштейна.

Мать и дочь: Бианка и Элеонора Тиссэ. 1963 год. Автор фото: Майя Окушко. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ ( МАММ / МДФ).

Жена — Тиссэ Бианка (Бьянка) Петровна (1921 — 2005).

Элеонора Тиссэ. 1963 год. Автор фото: Майя Окушко. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (МАММ / МДФ).
Дочь — Элеонора Тиссэ, оператор, живет с семьей в Норвегии[2].

______________________________
1. "Неизвестный Тиссэ". Кино (Рига) № 10 за 1987 год (стр. 17-18).
2. 
За кадром у Эйзенштейна. Издание: Бизнес & Балтия (газета. — 2012. — 10 август (№ 115 (4367)) (Источник)

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные

1918 — Сигнал; производство: Московский кииокомитет; режиссер: А. Аркатов; операторы: И. Дорэд, Э. Тиссэ
1918 — Разоружение московских анархистов; операторы: П. Новицкий, Э. Тиссэ
1918 — Кинонеделя № 28; операторы: А.Ф. Винклер, Г. Лемберг, Э. Тиссэ 
1918–1922 — Киносъёмки В.И. Ленина при жизни
1919 — "Советская Латвия" (киносборник)
1919 — Похороны Я. М. Свердлова («МОСКВА. ПОХОРОНЫ СВЕРДЛОВА. В.И. ЛЕНИН ВЫСТУПАЕТ НА ТРАУРНОМ МИТИНГЕ. 18 МАРТА 1919 Г.»; операторы: Г. В. Гибер, С. П. Забозлаев, А. А. Левицкий, П.К. Новицкий, Э. К. Тиссэ
1919 — Похороны Свердлова; операторы: Гибер Г.В., Левицкий А.А., Тиссэ Э. К., Забозлаев С.П., Новицкий П.К.   
1920 — II-й Конгресс Коминтерна; операторы: Л. Вериго-Даровский, Н.Ф. Григор, Н.Ф. Козловский, [Э.К. Тиссэ]
1920 — Разгром Врангеля; операторы: П. Новицкий, Э. Тиссэ
1921 — На мужицкой земле; производство: коллектив «Творчество» и ВФКО; режиссер: Б. Чайковский; оператор
1921 — Голод... голод... голод...; производство: 1-я Госкиношкола и ВФКО; режиссеры: В. Гардин, В. Пудовкин; оператор
1921 — Серп и молот (о неурожае и последствиях эпидемии холеры во время голода в Поволжье); производство: Госкпношкола и ВФКО; режиссер: В. Гар­дин; оператор
1925 — Киноправда № 21 (Ленинская); производство: Культкино; режиссер: Д. Вертов; операторы: Г. Гибер, А. Левицкий, А. Лемберг, П. Новицкий, М. Кауфман, Э. Тиссэ, Ю. Желябужский, С. Забозлаев
1925 — Лицом к селу; П. Новицкий, Э. Тиссэ
1929 — Горе и радость женщины (Frauennot — Frauenglück); (Швейцария)
1931 — Землетрясение в Оахаке (Мексика)
1933 — Москва – Кара-кум – Москва; производство: Союзкинохроника; реж.-операторы: Э. ТиссэР. Кармен, М. Громов
1933 — Социалистическая деревня № 16; киножурнал; производство: студия «Союзкинохроники», режиссер: И. Копалин; операторы: Ципорин, Филин, Тиссэ, Кармен, Макасеев, Писанко; ассистент: Л. Зернов
1933 — Страна Советов; полнометражный; производство: Мосфильм; режиссер: Э. Шуб  ; авторы сценария: Б. Агапов, Э. Шуб; операторы: Э. Тиссэ, Б. Петров; музоформители: Л. Штейнберг, Н. Н. Крюков; песни: М. Светлов; звукооператор: В. Лещёв
1940 — Бессарабия
1948 — Владимир Ильич Ленин (фильм о жизни вождя социалистической революции Владимира Ильича Ленина); производство: ЦСДФ; авторы сценария: Евгений Кригер, Василий БеляевМихаил Ромм; режиссёры: Василий Беляев, Михаил Ромм; операторы: Борис ВолчекГригорий ГиберИосиф ГоломбАлександр ЛевицкийЕвгений СлавинскийЭдуард Тиссэ,; асс. режиссеры: Мария Славинская; композитор: Арам Хачатурян; текст читает: Леонид Хмара

КИНОПЕРИОДИКА

1933 — «Социалистическая деревня» № 16; производство: Союзкинохроника; режиссер: И. Клопалин; операторы: Ципорин, Филин, Тиссэ, Кармен, Макасеев, Писанко; ассистен:  Л. Зернов
1933 — Союзкиножурнал № 22; производство: Союзкино; режиссер: Н. Караушев; операторы: Донец, Паллей, Софьин, Р. Кармен, Э. Тиссе, Сидоров, М. Ошурков; звукооператор: М. Шер
1933 — Союзкиножурнал № 25; производство: Союзкино; режиссер: Н. Соловьев; операторы: Ошурков, Кауфман, Э. Тиссе, Р. Кармен, Беляков, Григор, Николаев, Пятов, Лебедев; ассистент: В. Смирнов; звукооператор: С. Семенов
1933 — Союзкиножурнал № 27; производство: Союзкино; режиссер: Л. Степанова; операторы: Э. Тиссе, Р. Кармен, Богоров, Самгин; музоформитель: Г. Гамбург; звукооператор: Скляревский

Игровые

1924 — Старец Василий Грязнов 
1924 — Стачка; режиссер: С. Эйзенштейн; оператор (совместно с В. Хватовым)
1924 — Тёплая компания; производство: 1-я фабрика Госкино;  режиссер: Лео Мур; оператор (совместно с А. Рылло)

1925 — Броненосец «Потёмкин»; игровой; полнометражный; Производство: первой кинофабрике «Госкино»; режиссер: Сергей Эйзенштейн; операторы: Эдуард Тиссэ, Владимир Попов; директор фильма: Я. Блиох. Фильм неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
1925 — Еврейское счастье (совместно с В. Хватовым, И. Струковым)

Рабочий момент съемок фильма ОКТЯБРЬ на натуре. На фото:  Э.Тиссэ (стоит слева; одет в шинель и каску немецкого офицера); В.Нильсен (справа у кинокамеры); Г. Александров (сидит за кинокамерой), С.Эйзенштейн (стоит с рупором в руках). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.1928 — Октябрь ("Десять дней, которые потрясли мир"); режисеры и авторы сценария: С. Эйзенштейн, Г. Александров; оператор

Сергей Эйзенштейн, оператор Эдуард Тиссэ во время съемок фильма Фильм: Старое и новое (Генеральная линия). 1929 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).1929 — Старое и новое; авторы сценария и режиссеры: Григорий АлександровСергей Эйзенштейн;  операторы: Э. Тиссэ, В. Попов
1929 –1930 — Сентиментальный романс (Le Romance sentimentale); (Франция) авторы сценария и режиссеры: Григорий АлександровСергей Эйзенштейн  
1932 — Да здравствует Мексика! (Мексика)
1935 — Аэроград; режиссер: А. Довженко; оператор (совместно с М. Гиндиным, Н. Смирновым)
1937 — Бежин луг (фильм не закончен)
1938 — Александр Невскийреж. Эйзенштейн; оператор
1945 — Иван Грозный1-я серия; реж.: С. Эйзенштейн; операторы: Э. Тиссэ, В. Попов; продюсер: Я. Блиох
1946 — В горах Югославии (СССР — СФРЮ); режиссер: А. Роом; автор сценария: Г. Мдивани; оператор
1946 — Иван Грозный. 2-я серия; режиссер: С. Эйзенштейн; операторы: А. Москван, Э. Тиссэ
1946 — Иван Грозный. 3-я серия; режиссер: С. Эйзенштейн; операторы: А. Москван, Э. Тиссэ; (фильм был восстановлн на к/с Мосвильм в 1987 году)
1948 — Возвращение с победой; режиссер: А. Иванов; оператор
1949 — Встреча на Эльбе; режиссер: Г. Александров; оператор
1952 — Композитор Глинкарежиссер: Г. Александров; оператор
1953 — Серебристая пыль; режисеер: А. Роом; оператор
1956 — Бессмертный гарнизонрежиссёры: Захаро Аграненко и Эдуард Тиссэ по сценарию Константина Симонова.; оператор: Григорий Айзенберг

______________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фотографии: МАММ / МДФ, ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

Библиография

1927 — Григорий Болтянский "Культура кинооператора. Опыт исследования, основанный на работах Э. К. Тиссэ" (изд.: — М.: Л.)
1933 — Техника комбинированной съёмки / Под редакцией Э. Тиссэ (изд.: - М.: Государственное издательство лёгкой промышленности)
1934 — Журнал "Советские кино" № 4
1978 — Десять операторских биографий // Э. К. Тиссэ / Сост. М. Голдовская. (С. 32 — 50. — 207 с.) (изд.: — М.: Искусство)

Звания

1935 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1947 — Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР

Награды

1939 — Орден Трудового Красного Знамени
1946 — Сталинская премия (за 1-ю серию фильма «Иван Грозный» (1944))
1949 — Сталинская премия (за фильм «Владимир Ильич Ленин» (1948))
1950 — Орден Трудового Красного Знамени
1950 — Сталинская премия (за фильм «Встреча на Эльбе» (1949))
1956 — МКФ в Венеции (Италия) (Почетный диплом за фильм «Бессмертный гарнизон» (1956))

Цитаты

«В этот особняк на Малом Гнездниковском переулке мы входили весной восемнадцатого года с красногвардейским отрядом, ставили посты в подъезде и у ворот, медленно проходили комнату за комнатой и зимний сад с пальмами в кадках и погреб с винными лужами... К этому времени отважные, чудаковатые, непохожие, своеобразные люди стали понемногу собираться в нетопленных, замусоренных комнатах Гнездниковского. Плечистый юноша в студенческой фуражке пробовал объяснится с щуплым австрийским военнопленным в изодранной шинели... Круглый юноша, грозно вихря стоящие дыбом волосы, угрожал поставить Москву дыбом и весь мир дыбом. Они были почти подозрительны на вид, эти разношерстые, немыто-нечёсаные и несомненно плохо кормленные люди. Что можно было ждать, как можно было верить в эту публику? Ну а тот, кто поверил, не раскаялся. Прошли года: студент стал учить других, он вырос в крупнейшего режиссера Вертова, автора изумительных „Трех песен о Ленине“. Пленный в австрийской шинели стал известен всему миру как чудесный оператор Тиссэ».
М. Кольцов «Правила игры» (1935)[...]

Источник

[...]«...27 апреля 1918 года после демобилизации из царской армии я пришел в Малый Гнездниковский переулок, где в то время организовывался первый Кинокомитет советской кинематографии, председателем которого был Н.Ф. Преображенский. С этого дня началась моя работа в советской кинохронике». (Стенограмма семинара операторов киностудии «Мосфильм» 27 апреля 1956 (РГАЛИ ф.2453))[...]

Источник

[...] «Работники кинохроники в те годы помимо прямых обязанностей кинооператоров всегда выполняли и специальные задания. Так, Эдуард Тиссэ был активным участником партизанской борьбы на территории, занятой белочехами. А территория эта простиралась одно время от Волги до Енисея. Одним из приказов он же был назначен начальником штаба партизанской части, а другой документ, за подписью тов. Буденного, удостоверял, что Эдуарду Тиссэ поручено доставить с фронта в Москву важные документы... Летом 1919 года Кинооотдел направил меня и оператора Э. Тиссэ для съемок на Восточный, колчаковский фронт. Мы прибыли на фронт в ту пору, когда Красная Армия выгнала Колчака из Оренбурга. В городе налаживалась нормальная жизнь, а за рекой стояла колчаковская белая армия — там проходила линия фронта. Командование поручило нам провести съемку наступления на станцию Донгузскую (в семи километрах от Оренбурга). Вначале предполагалось снимать с броневика, но это оказалось неудобным, и мы с Тиссэ поехали на открытом грузовике. Ранним утром, помню, переехали мы мост и в первой же деревне были обстреляны из пулемета. Однако ничего интересного для съемки не было. Мы поехали прямо по степи и неожиданно очутились шагах в ста от казацкой пушки. И тут машина наша, как часто бывает в напряженные моменты, испортилась. Пока шофер пытался ее завести, казаки прямой наводкой стали по ней пристреливаться. Вот тут я увидел, что такое находчивый и смелый оператор: Тиссэ сумел быстро снять тяжелый (не хроникальный) аппарат со штатива и, одной рукой прижав его к груди, другой беспрерывно вертел ручку и успел зафиксировать на пленку несколько разрывов снарядов буквально рядом с нами. Все это отлично получилось на экране» (Л. Кулешов А. Хохлова «50 лет в кино» 1918 — начало 1920 —х годов, с.41-42 (М. «Искусство» 1975))[...]

Лев Кулешов, Источник

[...Э. Тиссэ также много бывал в районах боевых действий: под Ригой и на Волге, в Конной армии Буденного и в дивизии латышских стрелков, на подступах к Уралу и среди войск, штурмовавших Крым. Нередко ему приходилось снимать в гуще сражения: с бронепоезда, из трофейного танка, с кавалерийской тачанки. А порой обстановка заставляла откладывать в сторону камеру и с винтовкой в руках отражать атаки противника. В эти же годы — в интервалах между поездками на фронт — Тиссэ работал в Москве. Наиболее интересны из его московских съемок первых лет революции — ленинские кинопортреты на II конгрессе Коминтерна.[...]]

Лебедев А.А., киновед, Источник

[ Страница дополняется материалами ]