Игорь ГОРДИЙЧУК

главный инженер, киноинженер

Полное имя:
Игорь Борисович ГОРДИЙЧУК

Профессии:
главный инженер, киноинженер

Краткая биография

Гордийчук (иногда Гордейчук) Игорь Борисович (1912, г. Житомир, Волынской губернии, Российской империи (ныне Украина) — 2003, Москва, Российская Федерация) — инженер. Награда: орден Красного Знамени (1945). Член ВКП(б) — КПСС.

Участник Великой Отечественной войны

  • В 1941 — 1942 — в инженерных частях при обороне Ленинграда.

На Центральной студии кинохроники (ЦСК) начал работать не позже марта 1942 года.
С  1943 — главный инженер ЦСК / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
При его непосредственном участии на студии был изготовлен объектив с фокусным расстоянием в 550 мм, что позволило снизить человеческие потери среди фронтовых кинооператоров.

Кинооператор Р. Кармен и инженеры Зельгор и Гордейчук во время съемки боевых действий длиннофокусной оптикой. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 5826242.

  • В 1943 — 1944 — в киногруппе З-го Белорусского фронта.

Гордийчуком (по заданию режиссера Александра Медведкина) был создан киноавтомат для сержантов-операторов («операторов-киноавтоматчиков»)[1], входивших в киногруппу Александра Медведкина[2].

Преодолев конструктивные трудности, в отсутствии плановой поддержки организаций Кинокомитета, Гордейчуку удалось наладить хозяйственным способом производство узкоплёночных киноавтоматов, что позволило сержантам-операторам за три месяца снять порядка 2400 м плёнки боевых действий частей фронта[3].

Фото из архива В.И. Фомина.

За разработку киноавтомата Гордейчук был награжден орденом Красного Знамени (1945) [4].

В Музее кино хранится письмо на имя главного инженера Центральной студии кинохроники Игоря Борисовича Гордийчука от фронтовых кинооператоров (сержантов-операторов). В письме авторы обсуждают особенности работы «кинопулеметов».[5]

Письмо подписано сержантами-операторами Емельяновым, Е.А. Яшиным, Бубенцовым, В.П. Фокиным и др.[6]

Съемку ведет сержант-оператор. Фото из архива В.И. Фомина.

Гордийчук является автором учебных пособий, предназначенных для операторов кино- и телестудий, студентов операторских факультетов киновузов, руководителей любительских киностудий и квалифицированных кинолюбителей, а также специалистов различных областей науки и техники.

_____________________________________
1. По лендлизу в наши ВВС они поставили более 500 портативных кинокамер фирмы "Белл-Хоуэлл" с 16-мм пленкой для установки их на самолеты в качестве кинопулеметов. Возникла идея "привинтить" американскую камеру к прикладу советского автомата ППШ и сделать советско-американский киноавтомат! В качестве источника питания — два десятикилограммовых аккумулятора на плечи и — в бой! (Источник: https://csdfmuseum.ru/articles/2.)
2. По инициативе режиссера А.И. Медведкина в 1944 году были организованы группы киноавтоматчиков: к солдатским ППШ были прикреплены 16 мм кинокамеры, таким образом, солдат снимал, непосредственно ведя бой. Часть съемок бойцов вошла в спецвыпуск «Кенигсберг» (1945, реж. Ф. Киселев). (Операторский фронт. Лекция кинорежиссёра Ильи Копалина во ВГИКе 15 марта 1958 года. Источник).
3. Источник: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа»
4. Там же.

5. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13081797 / ГЦМК КП-18223/23.
6. Там же.

СЕМЬЯ

Данных нет.

________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Документы о награжденииинформационный портал Министерства обороны РФ «Память народа»Фотографии из архива В.И. Фомина и ГОСКАТАЛОГА.РФ.

Библиография

1966 — Советская киносъемочная аппаратура / И.Б. Гордийчук. (-320 с.: ил.) (изд.: — М.: «Искусство»)
1974 — Советская киносъемочная аппаратура / И.Б. Гордийчук. (2-е изд. . - 351 с. : табл. - Лит-ра: с.344-347.) (изд.: — М.: «Искусство»)
1979 — И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. (— С. 12—14.) (изд.: — М.: «Искусство»)
1983 — Техника съемки в искусстве кинооператора / И.Б. Гордийчук, Л.Ф. Снятиновская (- 303 с. : ил.) (изд.: — М.: «Искусство»)
2012 — Гордийчук И.Б. Справочник кинооператора / И.Б. Гордийчук, В.Г. Пелль (репринтное издание; – 436 с.) (изд.: – М.: «YOYO Media» (оформление), «Книга по Требованию» (оцифровка))

Награды

1945 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 421 от: 25.04.1945 г.; Издан: ВС 3 Белорусского фронта. Архив: ЦАМО)

Цитаты

Михаил Посельский вспоминал: «Чем дольше длилась война, тем яснее мы понимали, что несовершенство техники не просто мешает хорошо делать свое дело, а во много раз увеличивает опасность...
Чтобы объектив мог "видеть" передний край, оператор дол­жен был находиться не просто рядом, а порой впереди солдат. Напомню обще­известную горькую историю гибели оператора Володи Сущинского. Его послед­ние кадры – стремительно приближающаяся земля и – чернота. Вражеская пуля остановила съемку и сердце оператора.[...]
Обезопасить работу фронтовых операторов могла только длиннофокусная оп­тика, способная, как бинокль, приблизить снимаемое изображение.
Но таких объективов у нас почти ни у кого не было. И тогда умельцы из ремонт­ной мастерской нашей студии под руководством главного инженера Гордийчука изготовили объектив с фокусным расстоянием в 550 мм. И прислали его на испы­тание к нам в киногруппу.[...]

Валерий Фомин, киновед, Источник

[...]Александру Ивановичу Медведкину, этому неутомимому изобретателю новых организационных и технических форм работы в кино, пламенному энтузи­асту и первопроходцу новых художественных пространств, удалось реализовать другую свою замечательную идею. А именно: подготовить из самых отчаянных сержантов-разведчиков целый взвод так называемых «операторов-киноавтоматчиков». Эта новация означала настоящую революцию в кинохронике. Дело в том, что операторов, снимавших на фронте, было ничтожно мало по отношению к той линии фронта, что протянулась от Черного до Белого моря. В каждой фронтовой киногруппе их было не более 5-7 человек, но ведь при этом кто-то болел, кто-то получал тяжелое ранение. И поэтому даже и те малочисленные фронтовые киногруппы всегда остава­лись недоукомплектованными. Эксперимент Медведкина решал эту проблему.
Его операторам-сержантам были переданы 16-миллиметровые кинокамеры, ко­торыми тогда оснащались боевые самолеты. В Москве к кинокамерам приделали деревянные приклады автоматов ППШ. Поскольку авиационные кинокамеры были рассчитаны на электрический привод, то киноавтоматы (так их стали называть) снабдили специальными аккумуляторами. Весили они килограмм десять каждый. Если же еще учесть, что эти аккумуляторы быстро «садились», и киноавтоматчи­кам приходилось тащить по два таких аккумулятора, то можно представить, каким оказался общий вес этих «портативных» киноавтоматов.
Но, как вспоминал сам А. Медведкин, никто из киноавтоматчиков на это не жа­ловался. Это были необыкновенные кинорепортеры. В 1944 году из всех армий 3-го Белорусского фронта собрали большую группу самых опытных, отличившихся в боях сержантов. Из них сформировали два отряда киноавтоматчиков. После двух месяцев напряженной учебы под руководством операторов Н. Лыткина, Г. Голубова и А. Зенякина киноавтоматчики пошли в бой. Снимали они бесстрашно (особенно при штурме Кёнигсберга) и дали совершенно новые образцы фронтовой киносъем­ки. К сожалению, это случилось уже тогда, когда война близилась к своему концу…

Валерий Фомин, киновед, Источник

[...]А. Медведкин, с помощью главного инженера ЦСДФ И. Гордейчука, создал своеобразный кинопулемёт, внешним видом походивший на автомат, который приводился в движение аккумулятором. «Командование 3-го Белорусского фронта, – рассказывает главный редактор ЦСДФ М. Большинцов, – приказало отобрать из числа разведчиков 35 особо инициативных и особо отличившихся сержантов для выполнения особого задания. Тридцать пять бывалых воинов.
В предельные сроки эти люди овладели своим новым оружием «кинопулемётом» и стали именоваться сержантами-операторами.[...]

Алексей Лебедев, оператор, Источник

[ Страница дополняется материалами ]