Лейбович Яков Миронович (18 апреля (01 мая) 1917, Екатеринбург, Россия[1] — 24 апреля 1995, Москва) — оператор, режиссер-документалист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Член СК СССР — СК Росси с 1960 года.
В 1940 году окончил операторский факультет ВГИКа.
С декабря 1940 — ассистент оператора Ленинградской студии кинохроники.
В 1941 — 1942 — в народном ополчении.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны (1942 — 1945).
Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985), медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.
С апреля 1945 по 1953 — на Ленинградской студии кинохроники.
В 1953 — 1961 — на Молдавской студии хроникально-документалььных фильмов / киностудии «Молдова-фильм».
В 1962 — 1967 — на Молдавском ТВ.
В 1967 — 1968 — на киностудии «Фильмэкспорт».
В 1968 — 1974 — на киностудии «Центрнаучфильм».
Данных нет.
Документальные
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, И. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы: А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, И. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печул, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. режиссера: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года
1953 — Молдавские консервы; оператор
1954 — Молдавский виноград; оператор
1957 — Берег солнечного моря; автор сценария, режиссер-оператор
1957 — Праздник юности; оператор
1957 — Сказ о народных умельцах; режиссер-оператор
1959 — Госуниверситет; режиссер-оператор
1959 — Коммунизм начинается сегодня; автор сценария, режиссер-оператор
1959 — Фэт-Фрумос (фильм-балет); режиссер в соавторстве с М. Израилевым
1960 — 20 лет МССР; оператор
1960 — Песня над Днестром (ТВ); оператор
1960 — У стен старой крепости; оператор
1961 — Луминицэ; автор сценария, режиссер-оператор
1962 — По дороге в Кишинев; автор сценария, режиссер-оператор
1964 — Светлячок (ТВ); автор сценария, режиссер-оператор
1968 — В дельте Волги (цикл "10 минут по СССР"); оператор
Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов: "Ленинградский киножурнал", "Советский спорт" и др.
_______________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД. Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 482-483); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 821). Фото Я. Лейбовича периода ВОВ: сайт www.blockade.spb.ru.
[...]За каждым кадром виделась героическая работа наших кинооператоров. Они запечатлели город и людей, правдиво и реалистически отобразили небывалые трудности, которые выпали на долю ленинградцев. Эти съемки были подвигом всего коллектива ленинградских кинохроникеров. Ведь операторы наравне со всем населением получали скудный хлебный паек. Стояли жестокие морозы. Утром с Каменного острова, где помещалась студия кинохроники, взвалив на плечи камеру и запас пленки, они уходили в город — Ефим Учитель, Страдин, Лейбович, Дементьев. Ни одного дня без съемки! Когда все уже обессилели и носить аппаратуру на себе стало трудно, везли ее на саночках. Шли по пустынным улицам скованного холодом города, снимали кадр за кадром, отогревая замерзающую камеру на своей груди. Нелегко голодному, истощенному человеку пройти более десятка километров. И все-таки не было дня, когда бы они не снимали. Перед нами сохраненный для поколений облик города-героя.
Роман Кармен, оператор, режиссер, Источник
Снимали не просто, что попадалось им на глаза, — упорно искали и находили в осажденном городе события и факты, которые во что бы то ни стало надо было зафиксировать. Шли на далекие окраины, на заводы, пробирались на передний край обороны, снимали на боевых кораблях, на крышах домов, на берегах Невы, в Смольном. Снимали бойцов и домохозяек, рабочих и профессоров. Потрясающий материал![...]