Лакман Борис Васильевич (26 июня (09 июля) 1900, Москва — не ранее 1957) — киноадминистратор.
В кино с июня 1931 года. С сентября 1933 — директор 1-го объединения (оборонного) Московской кинофабрики «Мостехфильм» / киностудии «Мостехфильм».
Во время Великой Отечественной войны — зам. начальника фронтовых киногрупп. В РККА с июня 1941 года.
Киногруппа Черноморского флота. Севастополь,1942 год. На фото (слева направо): асс. оператора К. Ряшенцев, зам. начальника киногруппы ЧФ Н. Левинсон, кинооператоры Д. Рымарев, В. Микоша, Г. Донец, Б. Лакман. Фото из архива Д. Микоши (Фирсовой).
Награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда» (обе в 1943 году), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945).
С 01 марта 1945 — директор картины Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Данных нет.
1942 — 69-я параллель (фильм посвящен Северному Военно-морскому флоту, мужеству и героизму его моряков); полнометражный; режиссеры: В. Беляев, М. Ошурков; операторы: Г. Донец, В. Мищенко, Ф. Овсянников, М. Ошурков, С. Урусевский; начальники фронтовой киногруппы: С. Гробер, Б. Лакман
1943 — Москвичи-лесорубы; директор фильма: Б. Лакман
1943 — Народные мстители (боевые будни партизан Ленинградской области: взрыв железнодорожного моста. 1-я партконференция партизанского края); режиссеры: В. Беляев, Н. Комаревцев; операторы: И. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Б. Макасеев, Н. Быков, Л. Изаксон, А. Каюров, М. Сухова, Б. Эльберт; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров; асс. оператора: Местечкин, В. Муромцев, С. Школьников; композитор Д. Астраданцев; начальник фронтовой киногруппы: Б. Лакман
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолка, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; зам. нач. фронтовой киногруппы: Н. Левинсон (в титрах не указан); начальник фронтовой киногруппы: А. Литвин; директор картины: Б. Лакман
1949 — Новая Чехословакия; совместное производство СССР и ЧССР ( Ceskoslovenský Státní Film); режиссеры: В. Беляев (СССР), Vladimír Vlcek (ЧССР); операторы: Ю. Монгловский, Н. Долгов, Р. Халушаков, А. Лебедев; композитор Ян Капр; асс. режиссера: Jirina Lukesová, Н. Соловьева; дир. картины: Ladislav Hanus, Б. Лакман
Положение, в котором оказалась киногруппа Ч.Ф., в настоящее время не случайно, это результат трехлетнего неудачного руководства нач. киногруппы Тарасова, а в последнее время реж. Беляева, зам. Лакман и Левинсона. О работе Тарасова Вам известно, писать об этом нет необходимости.
Запорожский И.А., кинооператор, Источник
Режиссер Беляев, приняв киногруппу с плохим прошлым, не исправил недостатки, и сам, по слабости характера попал под влияние некоторых представителей киногруппы и был использован в их интересах.
Лакман и Левинсон – заместители начальника, не могли поделить сферы действий, сваливали свои обязанности один на другого.
Материальным обеспечением и ремонтом автомашин никто не занимался (это должны были делать сами операторы). Финансовая часть, запущенная при Тарасове, не была налажена. Суточные и командировочные систематически не выплачивались. (Приходилось буквально вырывать 400-500 р. Раз в 3-4 месяца).[...]
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в том числе: фильмография — электронный каталог РГАКФФД; биографические сведения — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (2016; под. редакцией А. Дерябина; стр. 476); фото из частного архива. Составитель: шеф-редактор сайта #МузейЦСДФ Нина Александровна Ярошевич.