Генрих БОРОВИК

журналист, кинодраматург, писатель

Имя при рождении:
Генрих Авиэзерович Боровик 

Дата рождения:
16 ноября 1929
г. Минск, Белорусская ССР, СССР

Возраст:
94 года

Профессии:
журналист, кинодраматург, писатель

Краткая биография

Боровик  Генрих Аверьянович (род. 16 ноября 1929, Минск (ныне Белоруссия)) — журналист-международник, кинодраматург, прозаик. Дважды лауреат Государственной премии СССР  (за пьесу "Интервью в Буэнос-Айресе" и за книгу "Пролог"). Член ВКП(б) — КПСС с 1953 года (в июне 1990 года вышел из КПСС). Член Союза писателей СССР с 1962 года.

В 1944—1945 годах работал в Пятигорском театре помощником электромонтёра и статистом.

В 1947 году окончил школу с золотой медалью.
В 1952 году с отличием окончил Московский институт международных отношений (Университет) МИД России (МГИМО).
По окончании института работал в журнале «Огонёк»Известность Генриху Боровику принесли его очерки из "горячих точек" – Вьетнама, Китая, Индонезии, Бирмы, – напечатанных в журнале «Огонёк».

В 1966 — 1972 годах работал собкором Агентства печати «Новости» (АПН) и «Литературной газеты» в США.
В 1972 году был приглашен ведущим американским журналом "Эсквайр" быть его специальным корреспондентом на съезде Демократической партии США.
С 1972 по 1982 год — специальный корреспондент АПН и «Литературной газеты». 
В 1985-1987 годах Генрих Боровик был секретарем Союза писателей СССР по международным делам.

В 1960 — 1970 годах написал ряд пьес (постановка первой пьесы «Мятеж неизвестных», 1962) и киносценариев, вёл ряд телепрограмм («Международная панорама» и др.). Пьеса «Интервью в Буэнос-Айресе» (1976; Государственная премия СССР, 1977) о событиях в Чили после свержения Альенде была поставлена во многих странах мира. 
В 1982 — 1985 годах — главный редактор журнала «Театр».
В 1985 — 1987 годах — секретарь Союза писателей СССР по международным делам.
С 1987 года — председатель Советского комитета защиты мира и заместитель председателя Всемирного Совета Мира.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов — главный редактор журнала «Театр».
В 1987-1992 годах работал политическим обозревателем Гостелерадио СССР, был автором и ведущим популярных программ "Камера смотрит в мир", "Позиция".

В 1989-1991 годах – народный депутат СССР, член постоянного комитета Верховного Совета СССР по международным делам.

Во время августовского путча 1991 года выступил по каналу CNN с осуждением путча.

Почётный ректор Московского института телевидения и радиовещания «Останкино». Почётный член Российской академии художеств.

С 2002 года – академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Автор более 20 книг. Автор книги очерков о революции на Кубе «Повесть о зелёной ящерице» (1956), повести «Май в Лиссабоне» (1975), пьес «Агент 00» (1982), «Мятеж неизвестных», «Человек перед выстрелом», «3 минуты Мартина Гроу», романа-эссе «Пролог» (1984; Государственная премия СССР, 1986), исследования, посвящённого известному агенту Киму Филби (1994), книги об убийстве М. Л. Кинга «История одного убийства» (1980) и др.

Автор сценариев художественных фильмов "Незванные гости" (1959) и "На гранатовых островах" (1981), короткометражного фильма "Кубинская новелла" (1962), фильмов-спектаклей "Мятеж неизвестных" (1965) и "Интервью в Буэнос-Айресе" (1979), документальных фильмов "Пылающий остров" (1961) "Гость с острова Свободы" (1963),  "Человек с Пятой авеню" (1985), историко-публицистической киноэпопеи «Всего дороже» (автор сценария совместно с Андреем Александровым,  Виталием Игнатенко и Константином Славиным) .

В 1994 году на телеканале "Останкино" как автор проекта, автор сценария и ведущий он создал телесериал "За девять лет до конца войны". Как автор проекта и один из авторов сценария работал над 10-серийным документальным фильмом "Россия в войне – кровь на снегу".

Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 28 декабря 2009 года. Источник фото: Kremlin.ru.

Генрих Боровик – дважды лауреат Государственной премии СССР (за пьесу "Интервью в Буэнос-Айресе" и за книгу "Пролог"). Лауреат премий Союза писателей СССР имени Алексея Толстого и имени Михаила Кольцова, лауреат премии Союза журналистов имени Воровского, ряда престижных международных журналистских премий, в том числе премии "Золотое перо".

Генрих Боровик в кинальманахе «Советское кино  № 65» (1981 год; (тематический киноальманах рассказывает о создании историко-публицистической киноэпопеи "Всего дороже", явившейся логическим продолжением кинопрограммы "Великая Отечественная" / "Неизвестная война". В журнале представлены создатели фильма: А. Александров, В. Игнатенко, К. Славин, Г. Боровик, С. Пумпянская, Т. Семенов, И. Григорьев, И. Гутман).

СЕМЬЯ

Мать — Мария Васильевна Боровик-Матвеева (1905 — 1970). 
Отец — Авиэзер Абрамович Боровик (1902 — 1980), дирижёр симфонического оркестра; работал в музыкальном театре; в 1939 году (вместе с женой) был среди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии
Жена — Галина Михайловна Фиогенова (1932 — 2013), педагог-историк, работала преподавателем истории в школе, затем работала на телевидении редактором отдела культуры. 
Дочь — Марина Генриховна Якушкина (Боровик) (род. в 1956 году), кандидат филологических наук.
Сын — Артём Генрихович Боровик (13 сентября 1960 — 9 марта 2000), журналист, писатель.

ФИЛЬМОГРАФИЯ 

1958 — А. И. Микоян в Мексике; режиссёр: Л. Дербышева; оператор: П. Касаткин; композитор: М. Меерович; автор текста: Г. Боровик; звукооператор: В. Георгиевская, З. Уздин
1961 — Пылающий остров (2-я годовщины Кубинской революции); полнометражный; производство: ЦСДФ; авторы сценария: Г. Боровик, Р. Кармен; режиссер Р. Кармен; операторы: В. Киселев, Р. Кармен; звукооператор В. Котов; композитор В. Васильев, ассистент режиссера С. Пумпянская; диктор Л. Хмара; редактор А. Ковтунова, художники: И. Нижник, Н. Кольцов, директор Б. Вайнштейн
1963 — Гость с острова Свободы (фильм о визите лидера кубинской революции — первого секретаря национального руководства Единой партии Социалистической революции, премьер-министра Революционного правительства Республики Куба Фиделя Кастро Рус в СССР, проходившего в период с 27 апреля по 03 июня 1963 года); полнометражный; авторы сценария: Г. Боровик, Р. Кармен; режиссер и оператор Р. Кармен; главный оператор В. Киселев; операторы: И. Бганцев, П. Касаткин, В. Микоша, А. Сёмин; монтаж С. Пумпянской; текст читает Л. Хмара; звукооператор В. Котов; редактор А. Ковтунова
1965 — Они – киприоты (фильм о событиях, происходящих на Кипре в январе 1965 года); режиссер Р. Григорье; автор сценария ГБоровик; операторы: О. Арцеулов, И. Филатов
1981 — Первый день мира (фильм 1-й киноэпопеи "Всего дороже"); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Григорьев, И. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов; авторы сценария: А. Александров , Г. Боровик, В. Игнатенко, К. Славин; операторы: В. Доброницкий, Ю. Орлов; текст читает: Е. Матвеев
1981 — На Гранатовых островах; производство: «Мосфильм»; автор сценария; режиссёр Тамара Лисициан  
1981 — Обгоняющее время ( фильм 2-й киноэпопеи "Всего дороже"; о работе советских людей в послевоенные годы, их трудовом героизме, новаторстве, инициативе, энтузиазме); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Григорьев, И. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов; авторы сценария: А. Александров , Г. Боровик, В. Игнатенко, К. Славин; операторы: В. Доброницкий, Ю. Орлов; текст читает Е. Матвеев 
1981 — Трудное поле (фильм 3-й киноэпопеи "Всего дороже"; о возрождении сельского хозяйства СССР в послевоенный период); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Григорьев, И. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов; авторы сценария: А. Александров , Г. Боровик, В. Игнатенко, К. Славин; операторы: В. Доброницкий, Ю. Орлов; текст читает Е. Матвеев 
1981 — Мир или война ( фильм 4-й киноэпопеи "Всего дороже"; фильм о движении сторонников мира, о борьбе за мир после самой страшной войны в истории человечества); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Григорьев, И. ГутманС. ПумпянскаяТ. Семенов; авторы сценария: А. Александров , Г. Боровик, В. Игнатенко, К. Славин; операторы: В. Доброницкий, Ю. Орлов; текст читает Е. Матвеев 
1981 — Подвиг возрождения (фильм 5-й киноэпопеи "Всего дороже"; о восстановлении разрушенной промышленности СССР после войны); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Григорьев, И. ГутманС. ПумпянскаяТ. Семенов; авторы сценария: А. Александров , Г. Боровик, В. Игнатенко, К. Славин; операторы: В. Доброницкий, Ю. Орлов; текст читает Е. Матвеев 
1981 — Как Феникс из пепла (фильм 6-й киноэпопеи "Всего дороже"; фильм о восстановлении советских городов, пострадавших от гитлеровского нашествия); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссеры: Григорьев И., Гутман И.Пумпянская С., Т. Семенов; авторы сценария: А. Александров , Г. Боровик, В. Игнатенко, К. Славин; операторы: В. Доброницкий, Ю. Орлов; текст читает Е. Матвеев 
1981 — И взошла заря (фильм 7-й киноэпопеи "Всего дороже"; о возникновении после 2-ой Мировой войны стран социалистического лагеря); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Григорьев, И. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов; авторы сценария: А. Александров , Г. Боровик, В. Игнатенко, К. Славин; операторы: В. Доброницкий, Ю. Орлов; текст читает: Е. Матвеев 
1981 — Надо мечтать (завершающий фильм киноэпопеи; обобщает небывалый масштаб свершенного советским народом трудового подвига в труднейшие годы послевоенного возрождения); фильм 8-й киноэпопеи "Всего дороже"; полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Григорьев, И. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов; авторы сценария: А. Александров , Г. Боровик, В. Игнатенко, К. Славин; операторы: В. Доброницкий, Ю. Орлов; текст читает: Е. Матвеев  
1983 — Как феникс из пепла. СССР 1945-1950. Фильм 4-й "Когда Гагарин еще ходил в школу".. (Завершающий фильм цикла. На богатейшем хроникальном материале рассказывается о возрождении советских городов, разрушенных немецкими войсками, о новом строительстве в послевоенный период); производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Григорьев, И. ГутманС. Пумпянская, Т. Семенов; авторы сценария: А. Александров , Г. Боровик, В. Игнатенко, К. Славин; операторы: В. Доброницкий, Ю. Орлов; текст читает: Е. Матвеев 
1986 — Человек с Пятой авеню (путешествие по Нью-Йорку советской съемочной группы с американцем Джозефом Маури, пополнившим армию безработных); полнометражный; производство: ЦСДФ; автор сценария: Г. Боровик; реж.: Т. Семенов; операторы: И. Бганцев, В. Волков
1987 — Пока не поздно (фильм-размышление о проблемах современного мира. Международный форум "За безъядерный мир, за выживание человечества", состоявшийся в Москве зимою 1987 года и собравший около тысячи видных деятелей науки, культуры, искусства и религии из 80 стран мира); полнометражный; реж.: Семенов Т.; операторы: Байков В., Бганцев И., Волков В., Гончаров Л., Горбатский В., Дурнов К., Киладзе Б., Комм Р., Кондаков С., Мякишев Г., Никонов В.; звукооператор: И. Гунгер; автор сценария: Г. Боровик
1990 — Кинопрограмма ХХ век. Хроника тревожного времени. К вопросу о секретных протоколах (трилогия). Фильм 1 - Бараний марш; полнометражный; Производство: Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького; режиссер: В. Лисакович; операторы: А. Беркович, А. Кулиджанов, Э. Тимлин; авторы сценария: Г. Боровик, Л. Кулиджанов, В. Игнатенко, В. Кузнецов, К. Славин
1990 — Кинопрограмма ХХ век. Хроника тревожного времени. К вопросу о секретных протоколах  (трилогия). Фильм 2 - О слезы на глазах; полнометражный; Производство: Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького; режиссер: В. Лисакович; операторы: А. Беркович, А. Кулиджанов, Э. Тимлин; авторы сценария: Г. Боровик, Л. Кулиджанов, В. Игнатенко, В. Кузнецов, К. Славин
2002 — Лихов, 6 (Человек с киноаппаратом); полнометражный; производство: РЦСДФ; авторы сценария: Генрих БоровикКонстантин СлавинЛеонид Махнач; режиссер Леонид Махнач; оператор: Сергей Кузминский; звукооператоры: Юрий Оганджанов, Михаил Гапеев; музыкальное оформление: Алла Корниенко; монтаж: Эмма Лещёва; редактор Вадим Панасюк; редактор летописи Марина Ерёменко; директор картины Алексей Цалюк

_________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
.

Библиография

1956 — Генрих Боровик. Далеко-далеко (Вьетнамские записки) (Б-ка "Огонек"; № 45) (изд.: — М.: Правда)
1958 — Генрих Боровик. Репортаж из новой Бирмы (Серия: библиотека "Огонек") (изд.: — М.: Правда)
1961 — Генрих Боровик. Как это было на Кубе (Серия: библиотека "Огонек", № 9) (изд.: — М.: Правда)
1962 — Генрих Боровик. Повесть о зелёной ящерице [О борьбе кубинского народа] (изд.: — М.: Молодая гвардия)
1963 — Генрих Боровик. Заговор в Букиттинги [на Суматре] (Серия: "Прочти товарищ!") (изд.: — М.: Знание)
1964 — Генрих Боровик. Пылающий остров (тираж: 150 000 экз.) (изд.: — М.: Молодая гвардия)
1967 — Генрих Боровик. Ваш специальный корреспондент встретился (встречи с Тито, Хэмингуэем, Черчилем и др.) (Серия: "Ровесник"; тираж: 100 000 экз.) (изд.: — М.: Молодая гвардия)
1971 — Генрих Боровик. Один год неспокойного солнца (тираж: 30000 экз.) (изд.: — М.: Советский писатель)
1974 — Репортаж с фашистских границ (Серия: "Писатель и время") (тираж: 50000 экз.) (изд.: — М.: Советская Россия)

Награды

1973 — Орден Трудового Красного Знамени
1979 — Орден Дружбы народов (19 ноября 1979 год — за многолетнюю плодотворную работу в советской печати и в связи с пятидесятилетием со дня рождения)
1984 — Орден Октябрьской Революции (16 ноября 1984 года — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР)
1999 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 ноября 1999 — за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную работу в области журналистики)
2009 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (08 декабря 2009 — за большие заслуги в развитии отечественной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность)

Цитаты

[...]Документальный фильм в своём становлении и кристаллизации невероятно спонтанен, изменчив и вариантен. В этом его основная сложность, но в этом и его неповторимая привлекательность для тех, кто втянут в орбиту его создания. Документальные фильмы всё больше становятся документальными, а не организованными под Документ. «Традиционный» сценарий, похожий на те, что пишутся для игровых картин, часто приводит к тому, что фильм получается вымученным, неживым. Разумеется, очень многое зависит от автора сценария – его профессионализма, таланта, от крупности его характера, личности. К сожалению, таких авторов, само присутствие которых в работе над фильмом – уже залог успеха, крайне мало. Это Б. Добродеев и К. Славин, Г. Боровик и Г. Шергова, И. Ицков и А. Пумпянский. Авторы они разные, но есть у них нечто общее: способность жить не заданностью своего сценария, а диалектикой развития событий, готовностью отбросить в сторону себя самого – вчерашнего, чтобы принять завтрашнее – и в фильме, и в самом себе.[...]

Джемма Фирсова, Генрих Гурков, Галина Сенчакова, Источник