Иосиф ВЕЙНЕРОВИЧ

кинооператор, кинорежиссёр

Имя при рождении:
Iociф Наумовiч Вейняровiч

Дата рождения:
11 декабря 1909
г. Минск, Минская губерния, Российская империя

Дата смерти:
29 августа 1998 (88 лет)
г. Минск, Белоруссия

Профессии:
кинооператор, кинорежиссёр

Краткая биография

Вейнерович Иосиф Наумович (28 ноября (11 декабря) 1909, Минск (ныне Белоруссия) — 29 августа 1998, Минск) — оператор, режиссер документального и научно-популярного кино. Заслуженный деятель искусств БССР (1967). Народный артист БССР (1974). Премии: Сталинская (Государственная) премия (1943) и Государственная премия БССР (1968). Член ВКП(б) — КПСС с июня 1942 года. Член СК СССР с 1957 года. Член СК Белоруссии.[1]

В кино с 1925 года. В 1925 — 1929 — лаборант кинофабрики «Белгоскино». В 1925 снял ряд мультфильмов.

В 1934 году окончил операторский факультет ГИКа.
С 1925 по 1988 год — оператор и режиссёр киностудии «Белгоскино» / Минской студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 1941 года. Военный корреспондент. Звание: инженер-капитан.

  • С июня 1941 — в киногруппе Западного фронта;
  • С мая 1942 — в киногруппе Брянского фронта;
  • С 19 июля 1943 по 20 октября 1944  — снимал в партизанских отрядах.

Иосиф Вейнерович перед заброской в партизанский отряд. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 7372588.

«Замечательные образцы боевой операторской работы показал в киногруп­пе Брянского фронта. Командированный Политуправлением фронта в партизанские отряды Орловской области, куда он был сброшен на парашюте, заснял более 2000 метров материала, показывающего героические дела партизан. Во время съемок участвовал в налетах партизан на населенные пункты, занятые немцами, а также в операции по захвату партизанами одного города. В этих операциях проявил личную храбрость и мужество. Два раза лично возглавлял операции отдельных партизанских групп. Его работа получила высокую оценку руководителей партизанских отрядов Орловской области».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 51.)[2]

Кинооператор Вейнерович И.Н. среди партизан. Бегомльский район, бригада «Железняк». На переднем плане (справа) — комбриг И. Ф. Титков. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 7372509.

За боевые заслуги награжден орденами Красного Знамени (1942), Красной Звезды (1944), Отечественной войны II степени (1985) и медалями.

С октября 1944 по май 1951 — кинооператор, врио начальника кинохроники киностудии «Беларусьфильм».[3]
С мая 1951 года по август 1953 года работал в Институте механизации и электрификации сельского хозяйства АН БССР младшим научным сотрудником.
В сентябре 1953 года восстановлен на прежней работе на киностудии «Беларусьфильм».[4]
С 1953 по 1988  — оператор, режиссер киностудии «Беларусьфильм».

_______________________________
1. Даты рождения, партийность, звание указаны в соответствии с информацией справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 157-158).
2. Из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 682). 
3. Уволен со студии за использование в работе грубых инсценировой (по дпугой версии, распространенной в Интернете, — в русле борьбы с «космополитизмом»)(Источник: "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 157). Из воспоминаний семьи Вейнеровича, следует: "...из всего, в чем обвинили Вейнеровича, подтвердился единственный факт «фальсификации» (как значилось в доносе, «снимая для киножурнала... празднование дня рождения тов. Сталина у Героя Социалистического Труда тов. Колыско», оператор действительно купил несколько хрустальных фужеров, чтобы украсить неказистый быт колхозника–героя), от работы на «Беларусьфильме» его отстранили и чуть было не исключили из партии..." (Источник: "Советская Белоруссия" № 84 (24714) от 07 мая 2015 года)
3. "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 157

СЕМЬЯ

Жена и дети И. Вейнеровича были вынуждены остаться на оккупированной территории. Жена и дочь Светлана погибли. Сын Борис находился в детском доме под чужой фамилией, позже был отправлен в Германию (после окончания войны был возвращен в Минск).
Две дочери от второго брака:
Ирина Иосифовна Морозова и Татьяна Иосифовна Коржицкая.

ФИЛЬМОГРАФИЯ 

1925 — Советская Белоруссия (киножурнал)
1930 — На границе; режиссер-оператор
1932 — Т-26 
1933 — Большая весна
1934 — Кузница кадров
1935 — С хуторов – в колхозные поселения
1935 — Шаги пятилетки
1935 — Праздник Советской Белоруссии; реж.: Л. Залкинд, Н. Степанов; операторы: М. Ошурков, Теплухин, Беров, Вейнерович, В. Цитрон
1936 — Ударом на удар
1937 — Право на образование; режиссер-оператор
1938 — Белорусский свадебный обряд; режиссер-оператор
1939 — Воля народа; режиссер-оператор
1939 — Осушение болот; режиссер-оператор


1941 — Наша Москва (сюжет "Боевого киносборника" № 5 посвящен защите Москвы); производство: Центральная студия кинохроники; автор сценария: А. Каплер; режиссеры: М. Слуцкий; асс. режиссера: К. Кулагина; гл. оператиор: И. Беляков;  операторы: И. Вейнерович, М. Глидер, Кутуб-Заде, О. Рейзман, В. Соловьев, В. Фроленко; композитор: Ю. Милютин; текст песни: В.И. Лебедев-Кумач; музоформитель: А. Ройтман; художник: И. Нижник; звукоопераоры: Д. Овсяников, М. Каплунский; текст читает: Ю. Левитан; дир. картины: Л. Кущинский, Р. Егоренков, П. Гуляев
1941 — Боевой киносборник № 5 (единственный документальный киносборник; всего было выпущено 12 киносборников (11 из них - игровые) в период 1941-1942 гг.; вошли сюжеты: бомбардировка Лондона и Москвы); полнометражный; Производство: Мосфильм, Центральная студия кинохроники; режиссеры: М. Слуцкий, П. Аташева; операторы: И. Беляков, И. Вейнерович, М. Глидер, Рейзман, Соловьев
1942 — В тылу врага
1942 — День войны (фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками; снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; режиссер: Михаил Слуцкий; автор сценарного плана: Алексей  Каплер; операторы: Соломон Коган, Николай Нагорный, Павел РусановВладислав МикошаИван ПановИлья Гутман, И. Вейнерович и другие; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1942 — Разгром немецких войск под Москвойполнометражный; режиссёры: Леонид ВарламовИлья Копалин; операторы: Иван БеляковГеоргий БобровТеодор БунимовичПавел КасаткинРоман КарменАнатолий Крылов,Алексей ЛебедевБорис МакасеевБорис НебылицкийВасилий СоловьёвМихаил ШнейдеровВиктор ШтатландСемён ШерАлександр ЩекутьевАлександр ЭльбертАлексей Семин (в титрах не указан), И. Вейнерович (в титрах не указан); асс. оператора: Мария Сухова
1943 — Народные мстители; полнометражный; автор сценария: В. Беляев; режиссер: В. Беляев, Н. Комаровцев; операторы: П. Быков, И.Н. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Г. Донец, Л. Изаксон, А. Каиров, Б.К. Макасеев, М.И. Сухова, Б. Эйберт 
1943 — Сражение за Гомель (фильм об освобождении частями Красной Армии г. Гомеля и других населенных пунктов Гомельской области); режиссеры: Р. Киселев, И. Сеткина; операторы: И.Н. Вейнерович, Н. Вихрев, Д. Ибрагимов, Н. Казаков, И.Ф. Малов, Е.Мухин, Г. Островский, М. Посельский, А. Софьин (учетный № в БГАКФФД: 0718) 
1943 — Освобождение Советской Украины
1944 — Освобождение Советской Белоруссии; полнометражный; главный оператор
1945 — Восточная Пруссия; операторы: Пискарев, Вдовенко, Панов, Зенякин, Н. Лыткин, Беров, Дульцев, Венц, Е. Лозовский, А. Крылов, братья Алексеевы, Минкевич
1945 — Победный май
1945 — Процесс над немцами в Белоруссии (о преступлениях немецко-фашистских оккупантов в Беларуси); операторы: М.З. Беров, Г. Бобров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, Б. Дементьев, Ю. Довнар, В.Я. Китас, И. Комаров, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, К. Петросов, С.Р. Фрид, В.П. Цеслюк, А. Щекутьев 
1945 — Наши дети (об оказании помощи белорусским детям, пострадавшим в годы Великой Отечественной войны); автор сценария: Н.Ф. Садкович, режиссеры: Н. Любошиц, С.И. Сплошнов, операторы: И.Н. Вейнерович, С.Р. Фрид
1946 — Строители
1946 — В родную семью
1946 — Суд народа (о суде над немецкими военными преступниками, состоявшемся 15-29 февраля 1946 г. в Минске); автор сценария: Н.Ф. Садкович; режиссер Ю.М. Стальмаков; операторы: М.З. Беров, И.Н. Вейнерович, В.С. Цитрон
1946 — Обогащенная земля; режиссер-оператор
1947 — Судебный процесс в Бобруйске; автор сценария: Н.Ф. Садкович; режиссер: Ю.М. Стальмаков; операторы: М.З. Беров, И.Н. Вейнерович, В.Я. Китас, В.С. Цитрон 
1947 — Новоселье; автор-оператор
1948 — Советская Белоруссия; полнометражный; Производство: Беларусьфильм; режиссер: Л. Голуб, В. Ляховецкий, М. Калинин, В. Войтецкий; операторы: С. Фрид, М. Беров, И. Вейнерович, А. Мартынов, И. Пикман, И. Комаров, В. Китас, В. Цеслюк, М. Шнейдеров, В. Окулич
1948 — Минск строится
1948 — Белорусская партизанка (о партизанке и подпольщице г. Минска Герое Советского Союза М.Б. Осиповой);  режиссер Н. Соловье;  оператор: И.Н. Вейнерович 
1948 — 30 лет БССР
1949 — Счастье народа
1950 — Советская Белоруссия; полнометражный
1950 — Освоение и осушение болот; автор-оператор
1954 — Льноводы Белоруссии
1954 — Неоценимое богатство; режиссер-оператор
1955 — Теплофикация колхоза; режиссер-оператор
1955 — Передовые методы; режиссер-оператор
1956 — Книгу в массы; режиссер-оператор
1956 — Кукуруза на полях Белоруссии; режиссер-оператор
1956 — Колхоз им. Калинина; режиссер-оператор
1957 — Потребкооперация Белоруссии; режиссер-оператор
1958 — В единой семье; режиссер-оператор
1958 — Ценная культура; режиссер-оператор
1958 — Беларусь индустриальная; режиссер-оператор
1959 — Испытание сельхозмашин; режиссер-оператор
1959 — Механизация животноводческих ферм; режиссер-оператор
1959 — Птицеводство Белоруссии; режиссер-оператор
1960 — Творцы нового; режиссер-оператор
1960 — Могучий резерв; режиссер-оператор
1960 — Дом на проспекте; режиссер-оператор
1960 — Малюнки родного края; режиссер-оператор
1961 — Питательно и вкусно; режиссер-оператор
1961 — Песня нашей земли; режиссер-оператор
1961 — Сказка о Беловежи; режиссер-оператор
1962 — Утро над Бугом; режиссер-оператор
1962 — Человека ведет мечта; режиссер-оператор
1962 — Моя семья; режиссер-оператор
1962 — Наперекор невзгодам; режиссер-оператор
1963 — Золотое дно; режиссер-оператор
1963 — Над рекой Аресой; режиссер-оператор
1963 — Рядом друзья; режиссер-оператор
1963 — Сердце бьется вновь; режиссер-оператор
1964 — Конец канители; режиссер-оператор
1964 — Незабываемое (о праздновании 20-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков); автор сценария: М.П. Березко; режиссер М.И. Горбунов; операторы: М.З. Беров, И.Н. Вейнерович, Ю.М. Иванцов, Г.И. Масальский, И.К. Ремишевский, Е.П. Соколов, С.Р. Фрид
1965 — Дорога без привала (о встречах и воспоминаниях участников Великой Отечественной войны); авторы сценария: А.С. Велюгин, Г. Нехай; режиссер: И.Н. Вейнерович; операторы: И.Н. Вейнерович, Ю.М. Иванцов, Г.И. Масальский, В.А. Орлов 
1965 — Баллада о матери (фильм о спасении заключенных концлагеря в г. Лепеле Витебской области); автор сценария: А.С. Велюгин; режиссер-оператор; И.Н. Вейнерович
1965 — День Великой Победы (о праздновании 20-летия победы в Великой Отечественной войне); автор сценария В. Грушко, режиссеры В.П. Цеслюк, В.М. Шаталов, операторы М.З. Беров, И.Н. Вейнерович, Ю.М. Иванцов, Г. Карлов, Г.Л. Лейбман, Е.П. Соколов, С.Р.Фрид 
1966 — Улицы бессмертия; режиссер-оператор
1968 — Цветы в декабре; режиссер-оператор
1968 — Генерал Пуща (о партизанском движении в Беларуси); автор сценария: А.С. Велюгин; режиссер: И.Н. Вейнерович; операторы: М.З. Беров, И.Н. Вейнерович, Э.И. Гайдук
1969 — Сколько счастью лет?; полнометражный; режиссер-оператор
1970 — Весна верности; режиссер-оператор
1971 — В огне жизни; режиссер-оператор
1971 — Преемник;; режиссер-оператор
1971 — Здравствуй, университет!; режиссер-оператор
1971 — Хлеб на кленовых листьях; режиссер-оператор
1972 — Баллада о мужестве и любви; полнометражный; режиссер-оператор
1972 — Похороны Притыцкого; режиссер-оператор
1973 — Ступени роста; режиссер-оператор
1974 — Могилев. Дни и ночи мужества (фильм о Могилеве в годы Великой Отечественной войны); автор сценария: А.С. Велюгин; режиссер: И.Н. Вейнерович; операторы: И.Н. Вейнерович, Б. Морозов, В.Е. Куприянов, Г.И. Масальский
1974 — Освобождение Советской Белоруссии (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943-1944 гг.); авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович; режиссер: В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров,  Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. КотляренкоА. КрыловЕ. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, И.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шолмович 
1975 — О матерях можно рассказывать бесконечно (фильм о А.Н. Мамоновой, расстрелянной фашистами за связь с партизанами и оказание помощи советскому летчику, о сестре Героя Советского Союза Марата Казея А.И. Казей, минских подпольщиках Н. и П. Цветковых); автор сценария: М.П. Березко; режиссеры: И.Н. Вейнерович, П.К. Олиференко, Р.З. Ясинский; операторы: А. Алай, Ф.А. Кучар, Г.И. Масальский
1976 — Право на бессмертие; режиссер
1977 — Минск – город-герой; режиссер
1977 — Горизонты дорог; режиссер
1978 — Пора дерзаний; режиссер
1978 — Бессмертный подвиг Минска; режиссер
1978 — Штрихи к портрету; режиссер
1979 — Мы – кузнецы; режиссер
1979 — Празднование освобождения; режиссер
1980 — 5 лет и вся жизнь; режиссер
1980 — Три цвета радости; режиссер
1980 — На тревожных перекрестках (о командире спецотряда "Местный" Герое Советского Союза С.А. Ваупшасове); автор сценария А.С. Велюгин, режиссер И.Н. Вейнерович; оператор: Б. Морозов 
1981 — Доброго вам здоровья; режиссер
1983 — Наглядность в политучебе; режиссер
1984 — Рельсовая война. Три удара; режиссер
1984 — Постижение тайны; режиссер
1985 — Бегомльская легенда; режиссер
1985 — Трудные радости; режиссер
1986 — Старовойтов отвечает Си-Эн-Эн; режиссер
1986 — Улица младшего лейтенанта Степанова; режиссер
1987 — Верность (о встречах и воспоминаниях бывших партизан); авторы сценария: И.Н. Вейнерович, Н. Марушкевич; режиссер: И.Н. Вейнерович; оператор: Б. Морозов 

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снимал сюжеты для кинопериодики, был режиссером-оператором ряда киножурналов. 

1955 — Советский спорт № 5реж.: А. Рыбакова; операторы: М. Беров, Ю. Бородяев, И. Вейнерович, А. Истомин, П. Касаткин, С. Коган, Ю. Леонгардт, В. Микоша, М. Ошурков, Н. Соловьев, В. Фроленко, А. Хавчин, В. Ходяков

Кинодокументы / Архивы Беларуси

Иосиф Вейнерович (пятый слева) на подготовке посадочной полосы. 1943 г. Ушачский район. Дни блокады партизанской зоны. Третья слева – оператор М. СуховаИсточник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 7372509.

1943 — Боевые действия партизан в районе г. Лепеля и Минска (О боевых действиях партизанской бригады "Железняк" (Минская обл.) и других партизанских формирований); операторы: Г. Голубев, М. Посельский, Л. Качурьян, М.И. Сухова, И.Н. Вейнерович, О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк (учетный № в БГАКФФД: 0749) 
1943 — Действия партизан в Бегомле. Оператор И.Н. Вейнерович - БГАКФФД, 0745, 1943 г.
О боевых действиях партизанской бригады "Железняк" (Минская обл.) и им. В.И.Чапаева в районе г.п. Бегомль и Ушачи (Витебская обл.).
1943 — Боевые операции партизан. Оператор И.Н. Вейнерович (учетный № в БГАКФФД: 0747)1943 г.
О диверсионных действиях партизанских формирований.
1943 — Зверства немцев в Белоруссии. Операторы И.Н. Вейнерович, О.Б. Рейзман, М.И. Сухова - БГАКФФД, 0750, 1943 г. *О работе комиссий по расследованию злодеяний гитлеровских оккупантов, концлагерях, массовых казнях, об угоне мастного населения и скота в Германию)
1943 — И.Н.Вейнерович среди партизан. Операторы И.Н. Вейнерович, М.И. Сухова - БГАКФФД, 0740, 1943 г. (О пребывании оператора И.Н. Вейнеровича в партизанской бригаде "Железняк" (Минская обл.))
1943 — Партизанская бригада "Железняк" (о партизанской бригаде "Железняк" в Минской области); операторы: И.Н. Вейнерович, Б.К. Макасеев, М.И. Сухова (учетный № в БГАКФФД: 0743) 
1943 — Партизаны Белоруссии (бригады им. В.Т. Воронянского, им. В.И. Чапаева, Чашникской, "Чекист" и др.), о жизни и быте партизан); операторы: Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, Л. Качурьян, О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, С. Школьников (учетный № в БГАКФФД: 0760) 
1943 — Типография и быт партизан (оповседневном быте партизанского отряда: заготовка продовольствия, приготовление пищи, оказание медицинской помощи, пошив обуви, издание партизанской газеты и т. д.); операторы: И.Н. Вейнерович, М.И. Сухова (учетный № в БГАКФФД: 0744) 
1944 — Парад партизан в Минске (о подготовке и проведении парада белорусских партизан, состоявшегося в Минске 16 июля 1944 г.); операторы: И.Н. Вейнерович, Л. Качурьян, О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк (учетный № в БГАКФФД: 0746) 
1945 — Процесс над немцами в Белоруссии (о преступлениях немецко-фашистских оккупантов в Беларуси);  операторы М.З.Беров, Г.Бобров, Т.Бунимович, И.Н. Вейнерович, Б. Дементьев, Ю. Довнар, В.Я. Китас, И. Комаров, А. Лебедев, Б.К. Макасеев, Ю. Монгловский, К. Петросов, С.Р. Фрид, В.П. Цеслюк, А. Щекутьев (учетный № в БГАКФФД: 0901)
_______________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Архивы Беларуси; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 157-158); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 682). Фотографии из частных архивов, а также сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ.

Звания

1967 — Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР
1974 — Народный артист Белорусской ССР

Награды

1942 — Орден Красного Знамени (Приказ подразделения № 72/н от: 06.08.1942 г.; Издан: ВС Брянского фронта. Архив: ЦАМО)
1943 — Сталинская премия (19 марта 1943 года — за фронтовые съемки партизанских соединений Украины и Белоруссии.для «Союзкиножурнала» в 1942 году)
1944 — Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
1944 — Орден Красной Звезды
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (Приказ подразделения от 18.08.1945 г. Издан: штаб МинскВО. Архив: ЦАМО)
1968 — Государственная премия БССР (за фильм «Генерал Пуща» (1967))
1971 — Орден Трудового Красного Знамени (за трудовые заслуги и вклад в советское киноискусство)
1985 — Орден Отечественной войны II степени (Дата документа: 06.04.1985 г. Автор документа: Министр обороны СССР)

Цитаты

[...]Бои уже шли за пределами Брестской крепости – война быстро растекалась по дорогам пограничных районов Белоруссии. Ничего еще не зная об этом, наши минские кинодокументалисты, операторы Михаил Беров, Володя Пужевич и Юрий Иванцов отправились на съемки открытия рукотворного озера на окраине Минска и в парк на соревнования по стендовой стрельбе. Операторы Володя Цитрон, Жора Голубов и Николай Шадронов с режиссером Владимиром Стрельцовым снимали в западных районах республики на самой границе, где зрел богатый урожай. А я вместе с выпускником Московского института кинематографии Мишей Капкиным в роковой день 22 июня 1941 г. отправлялись в командировку в Беловежскую пущу, под Брестом, для съемок фильма о заповеднике, который еще в тридцать девятом году, в дни воссоединения Белоруссии, пленил меня своей первозданной красотой.[...]
В народе давно поговаривали о ее приближении… Крестьяне в пограничных районах мешками закупали соль про запас, мы же по утрам с волнением открывали газеты. Были слухи, порой казалось: беда, как гроза, нависла вокруг, но все же не верилось, никому не хотелось верить. И вот война, и началась совсем не далеко – на границе под Брестом, куда мы собирались ехать на съемки. Сердце бешено билось: что делать? Перед глазами возникли безмятежно спавшие на рассвете дети: шестилетний сынишка Борис и дочурка Светланушка восьми месяцев от роду.[...]
Дневные бомбежки изнуряли, следуя одна за другой. Посоветовавшись, мы решили отправить наши семьи в Москву на Центральную студию кинохроники , рассчитывая просить наших московских коллег и друзей приютить их, а самим вернуться в Минск, чтобы снимать боевые действия. Указаний сверху мы так и не дождались. Мы погрузили всех оказавшихся на месте в две стоящие во дворе студийные машины, и стали проверять, все ли на месте.[...]

Иосиф Вейнерович, Источник