Последнее обновление 26.02.2024.
Посельский Иосиф Михайлович (11 (23) декабря 1899, Москва — 19 февраля 1970, Москва) — один из зачинателей советского документального кино. Лауреат трёх Сталинских (Государственных)) премий (1941, 1946, 1952). Член ВКП(б) — КПСС с 1944 года. Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года.
С 1928 года на кинофабрике «Совкино» / Московской студии кинохроники / Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Летом 1942 года Иосиф Посельский с киногруппой отправляется в Иран для съёмок документального фильма. В конце 1942 года на Куйбышевской студии кинохроники вышел полнометражный документальный фильм «Иран» (режиссёр Иосиф Посельский, операторы В. Штатланд, М. Сухова, И. Сокольников; автор текста Борис Агапов).
В 1934 — 1937 годах руководил выпуском киножурнала «Советское искусство». По его инициативе в 1946 году был создан киножурнал «Советский спорт».
Режиссёр документальных кинофильмов «Правда о Красной Армии» (1925), «Стан 700» (1932), «На Дунае» (1940, с И. Копалиным), «Иран» (1942), «Возрождение Сталинграда» (1945), «Парад Победы» (1945; черно-белый вариант; совместно с В. Беляевым, И. Венжер), «Молодость нашей страны» (1946, с С. Юткевичем и И. Венжер), «Вильям Шекспир» (1964), «Наш друг Ромен Роллан» (1966) и др.
В архиве ГЦМК хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством И. М. Посельского. (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ)
Дед — Шлиом Хилевич Посельский.
Отец — Посельский Хил Шлюмов (1868 — ?), купец 2 гильдии; совладелец (совместно с младшим братом Михаилом Соломоновичем (Моисеем Шлиомовичем) Посельским) магазина готового платья в Постниковском пассаже[1].
Мать — Сарра Моисеевна Посельская[2].
Братья (родные): Борис (Борух; род. в 1891 году в Москве), Семен (Симха; род. в 1892 году в Москве), режиссер «Севзапкино»; Яков-Ицхак Посельский (10 октября 1894, Москва — 26 июня 1951, Москва), кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935); Александр (Исай; род. в 1896 году в Москве)[3].
Племянник — Михаил Яковлевич Посельский (03 января 1918 — 17 мая 2008), оператор-документалист, фронтовой кинооператор, режиссер. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965).
Двоюродная сестра — Степанова Лидия Ильинична (22 февраля 1899, Рязань — 13 ноября 1962, Москва) — режиссер документального и научно-популярного кино. Лауреат пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1950, 1951).
Сын — Максим Григорьевич Посельский (род. 17 мая 1912 года в Ростове) — в архиве ГЦМК хранится его письмо от 17 мая 1941 года к отцу Иосифу Посельскому.
Первая жена — Фаина Григорьевна.
Дочь — Мария Посельская.
Внук — Николай Посельский.
Вторая жена — Посельская (Кирюхина) Антонина Андреевна (1916, Москва — 1991, Москва), ассистент режиссера ЦСДФ.
В 2015 году вышел документальный авторский фильм Игоря Григорьева «Судьба на киноплёнке Михаила Посельского» (Продюсерский центр «Кинофест»), рассказывающий о прославленной династии Посельских. В фильме использованы фрагменты книги фронтового кинооператора Михаила Посельского «Свидетельство очевидца», а также материалы государственных и частных архивов.
ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)
1925 — Правда о Красной Армии
1930 — Навстречу третьему; производство: Союзкино; режиссеры: Н. Кармазинский, И. Посельский
1931 — В парке культуры; производство: Союзкинохроника; режиссер; операторы: И. Беляков
1931 — Лес зовет; производство: Союзкино; режиссер
1931 — Первомай; производство: Союзкино; режиссер; операторы: И. Беляков, М. Ошурков, Ю. Фирган
1931 — Слушай, молодежь; производство: Союзкинохроника; режиссер; операторы: И. Беляков, П. Лампрехт
1932 — За здоровый транспор; Производство: Союзкинохроника; режиссер
1932 — Стан 700 (о металлургическом заводе "Серп и молот"); производство: Союзкинохроника; режиссер; оператор: М. Ошурков
1932 — Когда наступает вечер; режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков
1933 — Делегаты I-го Всесоюзного съезда колхозников в гостях у Красной Армии; режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков
1933 — Союзкиножурнал. Спецвыпуск к XVI-му Октябрю
1933 — "Хондрилла" (Казахстан. Центральная опытная станция в Карачокате)
1934 — Май в Москве; режиссёры: И. Посельский, И. Венжер, И. Сеткина
1936 — Центральный детский театр; режиссёры: И. Посельский, Л. Зернов
1936 — Ударом на удар (фильм о Белоруссии); режиссеры: И. Посельский, И. Венжер; автор сценария Б. Верховский; ассистент режиссера С. Каплун; музоформитель Д. Блок, звукооператор И. Ренков
1938 — Песня о Сталине; производство: Украинская студия кинохроники; режиссер И. Посельский; оператор А. Емельянов
1939 — Памяти Ильича
1940 — На Дунае; полнометражный; производство: Украинская студия кинохроники, Центральная студия кинохроники; режиссёры: И. Посельский, И.П. Копалиным; операторы: Н. Богомолов, А. Ковальчук, С. Коган, А. Казаков, М. Койфман, А. Кричевский, В. Штатланд Сталинская премия (1941)
1941 — Крепи противопожарную оборону; режиссер; операторы: О. Рейзман, М. Лившиц; музоформитель А. Гран; звукооператор В. Нестеров
1941 — Парад частей польской армии в СССР; производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер: И. Посельский; операторы: А. Кричевский, А. Хавчин; звукооператор: Д. Овсяников; музоформитель: А. Ройтман
1942 — Иран; полнометражный; производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: И. Сокольников, В. Штатланд, М. Сухова; автор текста Б. Агапов; асс. режиссера А. Кирюхина
1943 — Крылья народа; полнометражный; авторы сценария: С. Михалков, Г. Эль-Регистан; режиссер: И. Посельский; операторы: Т. Бунимович, Н. Быков, Д. Ибрагимов, В. Доброницкий, П. Касаткин, К. Кутуб-Заде, А. Кричевский, Б. Шер; асс. режиссера: А. Кирюхина
1944 — Возрождение Сталинграда; полнометражный; производство: ЦСДФ, Куйбышевская студия кинохроники; авторы фильма: И. Посельский, Б. Агапов; операторы: В. Доброницкий, В. Цитрон, А. Хавчин; асс. оператора Г. Захарова, В. Косицын; звукооператор В. Нестеров; Сталинская премия (1946)
1945 — Парад Победы (черно-белый вариант); режиссёры: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский
1945 — Всесоюзный парад физкультурников; полнометражный; режиссеры: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторы: Атакшеев, А. Богоров, Г. Гибер, Ш. Гегелашвили, П. Касаткин, К. Кутуб-Заде, А. Кричевский, А. Левитан, Г. Монгловская, Б. Макасеев, В. Микоша, Ф. Проворов, П. Паллей, А. Погорелый, Г. Рейсгоф, Д. Рымарев, С. Семенов, А. Свинцов, Я. Толчан, Е. Учитель, В. Цитрон, М. Цирюльников, Д. Шоломович, А. Щекутьев; музоформитель Д. Блок; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, В. Нестеров; диктор Л. Хмара; художник И. Нижник; автор текста В. Агатов; асс. режиссера: Л. Залкинд, А. Кирюхина, К. Кулагина; нач. группы В. Иосилевич; (учетные №№ РГАКФД: 6705, 6707, 5591); Премия на Венецианском кинофестивале
1946 — Молодость нашей страны; полнометражный; режиссер совместно с С. Юткевичем и И. Венжер. Премия МКФ в Канне
1947 — Советская Литва; полнометражный; производство: ЦСДФ, Литовская киностудия; режиссер; операторы: А. Левитан, А. Шафран, С. Школьников
1951 — Советская Киргизия; полнометражный; авторы сценария: Т. Садыкбеков, В. Беляев; режиссер; операторы: Е. Ефимов, Л. Котляренко, П. Опрышко, М. Прудников
1951 — Советская Литва; полнометражный; производство: Литовская киностудия; режиссеры: И. Посельский, Л. Мацулевичус, О. Подгородецкая; операторы: В. Старошас, М. Пойченко, В. Панов; омпозитор В. Дворионас; звукооператор П. Липейка; Сталинская премия (1952)
1953 — Озеро Селигер (видовой фильм); режиссер; операторы: А. Грек, О. Рейзман; композиторы Р. Бунин; диктор Л. Хмара; автор текста Е. Пермитин; звукооператор К. Никитин
1953 — Советское Приморье; полнометражный; режиссер; операторы: О. Рейзман, Е. Яцун, Г. Епифанов, А. Зенякин
1954 — Первая весна (об освоении молодёжью целинных земель в Казахстане); полнометражный; совм. с А. Медведкиным
1955 — Счастье трудных дорог (Страницы жизни советской молодежи); полнометражный; авторы сценария: А. Аджубей, И. Котенко; режиссеры: И. Посельский, Р. Григорьев; операторы: Е. Ефимов, А. Зенякин, А. Кричевский, Л. Зайцев, В. Мищенко, Г. Захарова, А. Савин, А. Истомин, Н. Степанов, Е. Лозовский, А. Хавчин, П. Шлыков; композитор В. Юровский
1955 — Мелодии фестиваля (открытие Пятого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве); полнометражный; 35 мм, ш/э (один из первых цветных широкоэкранных документальных фильмов реж.: И. Копалин, Е. Боссак. И. Посельский, Р. Григорьев; операторы: С. Воль, И. Гутман, Е. Ефремов, А. Семин
1955 — Песни над Вислой; полнометражный; режиссёры: Копалин И., Григорьев Р., Боссак Е., Посельский И.
1956 — О Москве и москвичах (видовой киноочерк расказывает о Москве: ее достопримечательностях, предприятиях, жителях столицы); полнометражный; режиссёры: Р. Григорьев, И. Посельский; операторы: Д. Каспий, Б. Небылицкий, Р. Халушаков
1956 — Моды сезона (демонстрация моделей одежды в Московском Общесоюзном Доме моделей)
1957 — Свет Октября (фильм создан в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, снимался на территории социалистических стран Восточной Европы, КНДР, КНР и СССР); полнометражный; режиссёры: Р. Григорьев, И. Посельский
1958 — Дети на отдыхе (детский отдых в Крыму)
1958 — Искусство большой правды (фильм создан к 60-летию Московского художественного академического театра); полнометражный; автор сценария А. Анастасова; режиссер; оператор О. Рейзман; звукооператор И. Воскресенская
1959 — На финише футбольного сезона (Чемпионат СССР по футболу)
1959 — Горят костры далекие. . . (об отдыхе советских граждан); автор сценария А. Злобин; режиссер; операторы: Ю. Чернятин, И. Шагин, И. Запорожский, М. Ануфриков, А. Сидоренко
1959 — Шагай, семилетка!; полнометражныйй; режиссеры: Ф. Киселев, И. Посельский; К. Рушницкая (Кулагина) операторы: А. Кричевский, А. Семин, М. Глидер
1960 — В революционной Кубе; режиссер; операторы: Р. Кармен, В. Киселев
1960 — Зимняя фантазия (театрализованное представление "Зимняя фантазия" в исполнении ансамбля "Балет на льду"); полнометражный
1963 — Волшебный луч; режиссёры: Катанян В., Махнач Л., Посельский И., Р. Кармен
1964 — Вильям Шекспир; авторы сценария: Б. Зингерман, А. Злобин, И. Посельский; режиссер И. Посельский; оператор В. Цитрон; звукооператоры: В. Георгиевская, С. Сенкевич; композитор Р. Бунин
1964 — Сомали — республика на экваторе; полнометражный
1966 — Наш друг Ромен Роллан (фильм создан к 100-летию со дня рождения великого французского писателя Р. Роллана;) режиссер и автор сценария И. Посельский; оператор Л. Котляренко; оператор комбинированных съемок З. Громова; звукооператор В. Котов
1967 — Первая мировая война; режиссёры: Посельский И., Казакова Т.
Человек с киноаппаратом — по Вертову — человек-киноаппарат, человек-механизм, кентавр XX века, не совсем человек и не совсем аппарат, нечто более совершенное, чем то или другое взятое по отдельности.
Елены Долгопят, Источник
Дневниковые записи Иосифа Михайловича Посельского (1899–1970) — своего рода доказательство обратного, совершенности человека без киноаппарата, человека не киноаппарата, человека просто. Совершенности его взгляда.
Свои записи Иосиф Михайлович Посельский вел во время съемок, но это не совсем дневник съемок. Группа Посельского прилетела в Иран в июне 1942 года, их задачей было создать фильм об этой стране, ее истории и настоящем. Премьера состоялась в Тегеране 14 апреля 1943 года.
Из советских газетных отчетов того времени можно узнать, что «на просмотре присутствовали премьер-министр Ирана Сохейли, председатель меджлиса Эсфендиари, министр двора Ала, министр иностранных дел Саед, советский посол т. Смирнов, редакторы газет, деятели науки и культуры и многочисленные гости… Министр заявил, что фильм «Иран» не имеет себе равных и что все иранцы, любящие свою родину, должны посмотреть его». На премьере от имени шахиншаха Ирана советским киноработникам были вручены ценные подарки.
Иранские газеты писали, что «этот исключительный фильм показывает сельское хозяйство Ирана, его промышленность, города и различные местности и, наконец, исторические памятники древнего Ирана. Фильм сделан с любовью и уважением к иранской культуре и доказывает искренние чувства советского правительства по отношению к нам, иранцам, и нашей дорогой родине».[...]
[...]В 6.30 мы были наготове. Аппараты, штатив, чемодан — ждали машину у входа «в гарем». Машина опаздывала, и мы немного понервничали. Советский шофер, хороший парень, как видно любитель поспать, подъехал довольно поздно, но зато молнией нас мчал через город на вокзал. Он обгонял слева и справа и без того мчавшиеся машины, выкорючивал зигзаги вокруг велосипедистов и пешеходов. И если можно представить себе самого злостного нарушителя правил дорожного движения, — так это был наш шофер.
Иосиф Посельский, кинорежиссер, Источник
Красивый новый вокзал был заполнен английскими войсками, индусами, отправлявшимися на юг. Я направился, как мне заранее посоветовали, в правый угол вокзала, где на стекле красовались три буквы РТО. Что означают эти буквы, пока мне неизвестно. В комнате сидели двое. Один из них — английский офицер. Блондин с маленькими белыми усиками. И против него — высокий черный перс европейского типа в светлом костюме. Я несколько
волновался, что поезд может быстро отойти, а у нас еще нет билетов и багаж
с аппаратурой на машине. Офицер попробовал спросить меня по-английски, перс — по-французски. Ответ последовал от меня один — Андимешк; и два вытянутых пальца должны были пояснить — два билета. Зная, что на юг должно быть особое разрешение англичан, я молниеносно вытянул из портфеля письмо английской военной миссии в Тегеране, где англичане любезно предоставляли возможность советским «военным» кинооператорам посетить юг Ирана: Ахваз, Абадан, Бандар-Шахпур и даже переехать границу Ирана — в Ирак, в город Басра, чтобы заснять сборку самолетов и машин, которые американцы посылают в помощь Советскому Союзу.[...]
[...]годы 1927— 1932 были годами организационного роста хроники, роста ее технических возможностей, творческого роста ее кадров. На работу по кинохронике приходит ряд работников соседних участков кинематографии. Приходит Блиох, Я. Посельский, И. Посельский, Медведкин, Кауфман, Паллей, Беляев и др.[...]
Виктор Моргенштерн, режиссер, Источник
Творческая практика прошедшего года [1931], фильмы «Пятнадцатый» Посельского, «Мы видели лицо Европы» (1931 год; полнометражный; реж.: Р. Гиков; операторы: А. Щекутьев, С. Гусев, Р. Гиков; — прим. ред. #МузейЦСДФ) Гикова и Гусева, «Имени Ленина» М. Слуцкого, «Москва» (речь идет о фильме 1932 года «Когда наступает вечер» учетный № РГАКФД: 13317; режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, М. Слуцкий, Р. Кармен) И. Посельского и Гикова и целый ряд других вещей говорят нам о том, что дело создания политически и творчески полноценной хроники двинулось вперед.[...]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из архива проекта #МузейЦСДФ.