Алексей КУШЕШВИЛИ

кинооператор, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Алексей Зиновьевич КУШЕШВИЛИ

Дата рождения:
07 апреля 1889
г. Тифлис, Тифлисская губерния, Российская империя

Дата смерти:
11 июля 1975 (86 лет)
г. Уссурийск, Приморская область, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Кушешвили Алексей Зиновьевич (28 марта (07 апреля) 1889, Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия) — 11 июля 1975, Уссурийск). Заслуженный работник культуры РСФСР (1968). Награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени, а также медалями. Член СК СССР с 1957 года. 

Учился на гидротехническом отделении Тифлисского технического училища.
В ноябре 1917 года вступил добровольцем в Красную Армию (1-й Замоскворецкий кавалерийский полк). Демобилизовался в 1929 году.
В 1923 году, изъяв кинокамеру при задержании диверсанта, стал работать как дальневосточный корреспондент кинофабрик «Пролеткино» и «Совкино».
В ноябре 1928 — оператор  Дальневосточного отделения «Совкино» / Дальневосточной студии кинохроники.

На фото (слева направо): А.З. Кушешвили, Назаров, Борзунин на съемках. 1939 — 1940 гг. Фото из семейного архива  Натальи Суховой (внучки А. В. Борзунина).
В  1938 — 1939 — снимал (совместно с Борзуниным А.В.бои на Халхин-Голе  и в районе озера Хасан.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.

  • С августа 1945 — оператор киногруппы 3-го Дальневосточного фронта.

 Работники Дальневосточной студии кинохроники. Владивосток. 1948 год. На фото (слева направо): операторы А.В. Борзунин (пятый слева), А.З. Кушешвили (шестой слева), семья Гулиных, В. Мирный, Н. Шкулин (первый справа). Фото из семейного архива  Натальи Суховой (внучки А. В. Борзунина).

В октябре 1945 — 1967 — оператор Усурийского корпункта Дальневосточной студии кинохроники. 

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1930 — ОДВА
1930 — Чита – Сахалин; производство: Союзкино; режиссер: Н. Соловьев 
1931 — Дорога в Тайгу
1937 — Визит дружбы
1938 — Слава Героям Хасана
1939 — Золита
1939 — Особая Дальневосточная (фильм посвящен Особой Дальневосточной Армии); Производство: Московская студия кинохроники; полнометражный; режиссер: М. Егоров; операторы: С. Гусев, Леонтьев, Бейрихов, КушешвилиВ. СоловьевР. Гиков    
1940 — День нового мира
1940 — Золото Алдана
1942 — Братья Михе­евы
1945  День победы над Германией
1945  «Разгром Японии» (полнометражный; нов. ред. 1985  года «Разгром милитаристской Японии»)
1946 —  В Северной Корее (Всеобщие выборы в Народные комитеты Северной Корее); спецвыпуск; операторы: Т. Бунимович, А. Кушешвили, Б. Небылицкий, П. Русанов 
1947 — Северная Корея; полнометражный; режиссеры: Б. Небылицкий, М. Славинская; операторы: Т. Бунимович, Б. Небылицкий, П. Русанов, Л. Кушешвили
1949 
— День Военно-Морского флота СССР
1949 — На востоке страны
1953  Этих дней не смолкнет слава
1953 — День Военно-Морского Флота СССР; Производство: ЦСДФ; реж.: Л. Кристи; операторы: Н. Блажков, В. Валдайцев, И. Запорожский, Г. Земцов, С. Коган, А. Кушешвили, С. Масленников, П. Опрышко, Ф. Овсянников, Павел Русанов, Петр Русанов, А. Семин, В. Страдин
1954 — Человек и зверь
1954  Этих дней не смолкнет слава
1961  Сады на земле таежной

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял более 700 сюжетов для кинопериодики.

1933 — На страже СССР № 6/18; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Кушешвили, Ковнат, Сидоров, Ешазаров
1933 — На страже СССР № 7/19; реж.: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Шаповалов, Кушешвили, Н. Самгин, К. Писанко, Н. Вихирев, К. Саламаха, К. Сидоров
1934 — На страже СССР № 1/25; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: И. Кушешвили, К. Писанко 
1934 — На страже СССР № 2/26; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: И. Ф. Кушешвили, В. А. Гласс, Г. А. Донец, Семененко 
1934 — На страже СССР" № 9/33; режиссёроператоры: Кушешвили, В. Николаев, Грудинский 
1937 — Союзкиножурнал № 41; Производство: Союзкинохроника; режиссер: Л. Задророчнов; операторы: Писанко, Кричевский, Родниченко, Кушешвили, Авлошенко, Доброницкий, Овсяников, Беляков; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: Д. Овсяников
1940 — Союзкиножурнал № 57реж.: М. Фиделевой; операторы: К. Крыжановская, А. Громан, Б. Вакар, И. Беляков, В. Штатланд, А. Щекутьев, Д. Рымарев, А. Кричевский, Г. Асатиани, Г. Желтобрюх, А. Кушешвили, Т. Бунимович
1959 — Советский спорт № 4; режиссер: Венжер И.; операторы: Бородяев Ю., Гибов Ю., Зайцев В., Киселев С., Коган С., Кушешвили А., Микоша В., Соловьев Н.
1967 — Новости дня  1967 № 26; операторы: Кушешвили А., Кричевский А., Федяев Е., Конягин В., Абукевичус П., Габалис Р., Хавчин А., Захарова Г.
_________________________________________
Фильмография: справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 108). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 474).

Звания

1968 — Заслуженный работник культуры РСФСР

Награды

1945 — Медаль «За победу над Японией»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Цитаты

[...]С кем бы ни приходилось говорить о Дальневосточной студии, рассказ начинался со своего рода детектива. Служил на границе в Приморье Алексей Кушешвили, в свободное время увлекался фотографией. Двадцатые годы — время неспокойное, каждый день приносил какие-то сюрпризы. Одним из них стал японский нарушитель, которого взяли на границе. Он оказался хроникером, так как при нем была кинокамера и кинопленка. Ценные трофеи передали Кушешвили, а тот, отсняв остаток пленки (так, во всяком случае, рассказывают), отправил ее на Центральную студию документальных фильмов (вероятно, речь идет о Дальневосточном отделение «Госкино» (Владивосток), т.к. Центральная студия документальных фильмов (Москва) была образован позже; — прим. ред #МузейЦСДФ).[...]
Опуская некоторые подробности, можно сказать, что история Дальневосточной студии кинохроники началась с Алексея Зиновьевича Кушешвили. Сняв свой первый сюжет трофейной камерой, он сделал первый шаг к профессии кинохроникера, с которой уже никогда не расставался. У Кушешвили было ценное качество: он старался снять все наиболее важные события. Например, редкие кадры о конфликте на Китайско-Восточной железной дороге, события на озере Хасан. В 1941 году специальным приказом Кушешвили призвали в армию: он стал военным кинооператором. Говорят, что у Кушешвили, человека педантичного и аккуратного, хранился собственный киноархив, где были запечатлены многие политические деятели, к тому моменту уже репрессированные. Учитывая «еще те» времена, Кушешвили рисковал, но печальная участь как-то обошла стороной. Всю жизнь Алексей Зиновьевич проработал на корпункте в Уссурийске и, будучи уже в преклонном возрасте, время от времени присылал в Хабаровск сюжеты.[...]

Елена Глебова, главный редактор регионального культурно-просветительского журнала «Словесница Искусств» (Хабаровск, Хабаровский край), Источник

[ Страница дополняется материалами ]