Колычев Юрий Осипович (15 декабря 1928, Москва — 16 сентября 2019, Москва) — актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1977). Народный артист РСФСР (1989). Один из ведущих артистов труппы «Ленкома».
В 1950 году окончил ВТУ (институт) им. М. С. Щепкина.
В 1950 — 1956 — актер Малого театра. За время работы в театре сыграл ряд ярких ролей: Незнамов в «Без вины виноватых», Марк в «Дороге свободы», Бен в «Шакалах» и др.
В 1957 году Колычев был приглашен в Московский театр имени Ленинского комсомола (с 1990 года — «Ленком»). Один из ведущих артистов труппы. Играл в сперктаклях в постановке А. Эфроса, М. Захарова.
Роли в спектаклях А. Эфроса (Михаил - «В день свадьбы», Ведущий - «104 страницы про любовь», Шелагин - «Судебная хроника», Лагранж - "Мольер"), А. Гинзбурга (Алесандро Ринальди - «Прощай, оружие», Бассаргин - «Дым отечества»), С. Гиацинтовой и др.
Роди в спектаклях М. Захарова: угольщик Клаас - «Тиль», политрук Брестской крепости - «В списках не значился», Васнецов - «Парень из нашего города», Пауль Крамер - "Ясновидящий", Доктор Обух - «Революционный этюд», Николай Иванович - «Три девушки в голубом», Баташов - «Диктатура совести», Мамаев - «Мудрец», Священник - «Поминальная молитва», Сорин - «Чайка», Вулси - «Королевские игры», Загорянский - «Варвар и еретик», Шафиров - «Шут Балакирев», Фирс - «Вишнёвый сад».
М.А. Захаров: «...Он сразу стал для меня ведущим, надежным, необходимым. До моего появления в должности главного режиссера он играл много и успешно в знаменитых спектаклях Анатолия Эфроса. Я был восхищен его работой в спектакле В. Розова «В день свадьбы». Удивительное сочетание драматической глубины, силы, мужской, почти мужицкой обстоятельности с неожиданным комедийным обрамлением. ...Наверное, лучшая актерская работа, к которой я имею отношение — незабвенный Николай Иванович из пьесы Л. Петрушевской «Три девушки в голубом». Здесь Ю.О. Колычев показал какой-то запредельный актерский пилотаж. Мне никогда прежде не приходилось видеть ничего подобного, и я думаю, что Ю.О. Колычев поднялся в этом спектакле до блистательной сатирической выси.»
Работы в кино: "Иван Рыбаков", "Мелодия на два голоса", "Дом, который построил Свифт", "Из жизни Потапова", "Чёрный квадрат", "Очарование зла".
В 70-х — 80-х годах озвучивал документальные и научно-популярные фильмы.
Почетная грамота Правительства Москвы "За большой вклад в развитие культуры в городе Москве и многолетний добросовестный труд".
Отец — Осип Яковлевич Колычев (1904 — 1973), поэт.
Брат — Евгений Осипович Колычев-Сиркес (род. в 1935 году), художник, книжный график.
Документальные и научно-популярные фильмы
1971 — Дважды рожденный (о Волгоградском тракторном заводе им. Дзержинского); по заказу ЦТ СССР; режиссер: С. Пумпянская; авторы сценария: Бутков В., Сапожников И.; операторы: Извеков В., Шмаков Н.; композитор: Ботяров Е.; диктор: Колычев Ю.; автор текста: Захаров А.; звукооператор: Георгиевская В.; директор картины: Пименов Ю.
1972 — Глаза и руки Перу (о стране Перу, об искусстве древней цивилизации инков); автор сценария: Г. Шергова; режиссер: В. Трошкин; оператор: О. Арцеулов; диктор: Ю. Колычев; редактор: А. Виноградова; звукооператор: З. Уздин
1973 — Саянский дневник. Страницы первые (фильм о первом этапе строительства Саянского промышленного комплекса); производство: ЦСДФ; реж.: Э. Киселёв; автор сценария: Э. Калиновский; оператор: В. Горбатский; диктор: Колычев Ю.; звукооператор: А. Петров; редактор: Н. Игонина
1974 — Даёшь БАМ! (фильм 1-й фильм из серии "Кинолетопись БАМа; — о Всесоюзной ударной стройке БАМ — Тында; прибытие в Сибирь на строительство Байкало-Амурской магистрали комсомольцев — первых бойцов Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ); производство: ЦСДФ; режиссер; операторы: В. Горбунов, В. Макаров; звукооператор: В. Котов; автор текста: Бочаров Г.; композитор: Космачев И.; диктор: Колычев Ю.
1975 — Минуты Нурека (строительство Нурекской ГЭС; плотина на реке Вахш (высота плотины станции составляет 300 метров (до 2013 года была самой высокой плотиной в мире); о градостроителях, которые возводят плотину, равную по высоте Эйфелевой башне; американские специалисты на строительстве ГЭС); производство: ЦСДФ; режиссер: С. Киселёв; оператор: В. Горбатский; автор сценария: В. Абызов; автор текста: К. Бакши; диктор: Ю. Колычев; редактор: Н. Симоненко; звукооператор: К. Никитин; директор картины: Н. Рыжова
1975 — Поединок (о Чемпионате мира по тяжелой атлетике, проходившим в Москве); производство: ЦСДФ; реж.: И. Григорьев; журналисты: Иванов Д., Марин М.; ператоры: Доброницкий В., Петросов Р.; редактор: Долгопятов Г.; звукооператор: Котов Ю.; диктор: Колычев Ю.; директор картины: Татубалин Е.
1976 — Москва. Кинообозрение № 24. Имени Свердлова (о Свердловском районе Москвы - ныне входит в ЦАО г. Москвы); режиссер: В. Мусатова; автор сценария: А. Рогов; оператор: А. Левитан; звукооператор: К. Никитин; диктор: Ю. Колычев; редактор: С. Суркова; директор картины: В. Черненко
1976 — Земля отцов (о воспитании сельской молодежи в колхозе "Луч Революции" Орловской области); ежиссер: Жуковская И.; автор сценария: Белоголовый Б.; операторы: Скачков И.; композитор: Савельев Г.; диктор: Колычев Ю.; автор текста: Белоголовый Б.; звукооператор: К. Никитин; директор картины: Е. Одинцова
1977 — Ленин. Страницы великой жизни; по заказу Центрального Телевидения СССР (ЦТ СССР); режиссер: С. Пумпянская; автор сценария: Дробашенко С.; оператор: Цитрон В.; дикторы: Колычев Ю.; редактор: Московский В.; монтажёры: Бурдейная Т., Жукова Л.; звукооператор: Гунгур И.; директор картины: Одинцова Е.
1977 — Москва. Кинообозрение № 29. Содружество (о содружестве мастеров сцены и заводских коллективов); режиссер: В. Мусатова; оператор: Р. Туморина; автор сценария: О. Дзюбинская; диктор: Ю. Колычев; редактор: Е. Феоктистова; звукооператор: К. Никитин; директор картины: Т. Салеева
1977 — Дом, где рождаются аттракционы (о цирковой студии, куда приезжают артисты для подготовки нового номера или аттракциона. Выступают клоуны В. Мусин и Ю. Барановский. Выступление воздушных гимнастов. Акробатка на репетициях. Хореограф В. Усманов - номер эквилибристов. Таджикские канатоходцы. Аттракцион "Парад велосипедистов"); производство: ЦСДФ; реж.: В. Федорченко; оператор: Ю. Леонгардт; текст читает: Ю. Колычев; редактор: С. Сурков; звукооператоры: И. Гунгер, Ю. Котов; директор картины: Е. Карпов
1977 — Анна Голубкина – художник и время; производство: ЦСДФ; режиссер: Э. Киселёв; автор сценария: Кушнеровская Г.; оператор: Доброницкий В.; диктор: Колычев Ю.; редактор: В. Московский; звукооператор: К. Никитин; директор картины: И. Казённов
1977 — Рожденные Октябрем (через судьбы конкретных героев фильм рассказывает о достижениях страны, прошедшей 60-летний путь после победы Великой Октябрьской социалистической революции); полнометражный; производство: ЦСДФ; авторы сценария:Кублицкий Г., Трошкин В.; операторы: Воинов О., Горбунов В., Русанов А. (Скоба), Трошкин В.; композитор: Гедравичус Л.; диктор: Колычев Ю.; автор текста: Кублицкий Г.; редактор: Е. Феоктистова; звукооператоры: З. Уздин, А. Гребешков; асс. режиссера: О. Левкина; диреткор картины: В. Палагутин
1977 — Великая армия труда (фильм о XVI съезде профессиональных союзов СССР); производство: ЦСДФ; полнометаржный; режиссер: Б. Рычков; гл. оператор: М. Ошурков; операторы: В. Байков, И. Бганцев, С. Кузминский, А. Кулиджанов, Л. Максимов, Г. Монгловская, В. Семин, И. Филатов, Е. Яцун, В. Ходяков; звукооператор: Е. Уманский; диктор: Ю. Колычев; редактор: Н. Кутырева; асс. режиссера: Г. Ловкова, Л. Щекутьева; директоры картины: Р. Смирнова, Г. Кнесс
1977 — Москва — Париж; 7 ч.; производство: ТО «Экран»; авторы сценария: Г. Зубков, А. Потапов; режиссеры: Е. Андриканис, Н. Левицкая; операторы: Л. Довгвилло, Б. Долина, Д. Серебряков, В. Степанов; текст читает: Ю. Колычев
1978 — Под знаменем пролетарского интернационализма; режиссер: С. Пумпянская; оператор В. Цитрон; диктор Ю. Колычев
1979 — Слово о недобром юбилее (о НАТО в связи с 30-летием образования после подписания соглашения об Организации Североатлантического Договора); производство: ЦСДФ; режиссеры: А. Кочетков, И. Бессарабов; авторы текста: Г. Гурков, А. Кочетков; консультант В. Ежов; редактор: Н. Персидская; редактор кинолетописи: Л. Широкова; звукооператоры: В. Георгиевская, Ю. Игнатов; диктор Ю. Колычев; директор картины Т. Салеева
1979 — Планы и жизнь. Забота о будущем (фильм об охране природы в Советском Союзе); по заказу Гостелерадио СССР; режиссер: С. Киселёв; автор сценария: Ильинский В.; операторы: Бочков Ф., Галин И., Киселев В., Широнин К., Цитрон В.; дикторы: Колычев Ю.; звукооператор: Никитин К.; редактор: Игонина Н.; дирекор картины: Пименов Ю.; Первая премия в Будапеште на фестивале документальных фильмов об экологи
1979 — Товарищи дружинники (о народных дружинах и их значении в поддержании порядка); режиссер: Л. Данилов; автор сценария: М. Лаврентьев; операторы: И. Скачков, В. Забабурин; диктор: Ю. Колычев
1985 — Тегеран – Ялта – Потсдам; производство: ЦСДФ; режиссер: Б. Рычков; авторы сценария: Ицков И., Рычков Б.Н.; диктор: Колычев Ю.
1985 — Политрук Василий Клочков (о подвиге одного из героев - панфиловцев — Василии Клочкове); производство: ЦСДФ; режиссер: Г. Красков; авторы сценария: Красков Г., Осипов В.; операторы: Горбатский В., Макаров В., Мякишев Г., Филатов И.; дикторы: Астафьев Ю., Колычев Ю.
1987 — Выборы, проверенные временем (фильм посвящен 25-летию независимости Алжира и рассказывает о сегодняшнем дне республики); автор сценария: В. Новиков; реж.: В. Раменский; оператор: В. Ходяков; диктор: Ю. Колычев; звукооператор: Ю. Оганджанов; директор картины: В. Егоршин; директор картины: Т. Шевелева
__________________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: сайт www.lenkom.ru.
Кинематографистам документального и научно-популярного кино имя Юрия Осиповича Колычева известно очень хорошо. Когда закончилась "эра" знаменитого кинодиктора Леонида Хмары, ему на смену пришел актер Московского Ленкома Юрий Колычев. У него был совершенно иной стиль, иная манера чтения: более мягкая, более приближённая к обычной речи. Мы с ним трудились на многих фильмах. Юрий Осипович приезжал на студию заранее, знакомился с текстом, и всегда просил, чтобы я до записи с ним поработал. В последнее время мы встречались совершенно в другой, застольной обстановке, на торжествах у нашей общей подруги.
Александр Рацимор, режиссёр, Источник
Светлая память светлому человеку.