Последнее обновление: 12.08.2025.
Садецкий Аркадий Леонтьевич (16 (29) июля 1905, местечко Смела (укр. Сміла) (ныне Украина) — не ранее 1970) — редактор, кинорежиссер, организатор кинопроизводства. Член ВКП(б) — КПСС с 1944 года.
В 1920 – 1921 — курьер Екатеринославского потребительского общества.
В 1921 – 1922 — курьер Харьковского военного округа.
В 1922 – 1924 годах учился в ФЗУ металлистов в Екатеринославе.
В 1927 году окончил режиссерское отделение Одесского кинотехникума.
В 1927 – 1928 годах — практикант на Одесской кинофабрике ВУФКУ.
В 1928 – 1929 годах — слесарь, чернорабочий судоремонтного завода (МРЗ) им. Андре Марти в Одессе[1].
С 25 мая 1929 года — ассистент режиссера, режиссер Киевской кинофабрики ВУФКУ / «Украинфильм».
С 08 сентября 1933 — инспектор производственного сектора «Союзкинохроники».
С 30 августа 1936 — редактор-консультант, старший редактор Главного управление по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии.
В 1941 — начальник отдела периодики Центральной студии кинохроники.
С июля 1941 — директор Куйбышевской студии кинохроники.
В период Великой Отечественной войны. Призван в РККА в августе 1941 года. Воинское звание: майор.

С января 1946 до октября 1966 — директор картины ЦСДФ; с 1966 по 1970 — работал по договору.
Сын — Садецкий Тимур Аркадьевич (13 апреля 1935, Москва — 13 февраль 2010, Москва) — инженер-конструктор. В 1959 году окончил Московский энергетический институт. Занимался проектированием летательных аппаратов. Увлекался изотерикой. Был руководителем «Международной Академии Духовного Возрождения». Автор книг; «Большой Огонь Галактики и Мы» (1996), «Логика покаяния» (1998; Изд. — М.: ООО «Доместик Твин и К0»).
Игровые
1926 — Гамбург («Во имя демократии», «Красное братство», «История одного побега»); пом. режиссера-практикант
1926 —Трипольская трагедия; актер (роль комсомольца без пальца)
1928 — Сплетня («Рассказ обывателя»); пом. режиссера-практикант
1931 — Итальянка; асс. режиссера
Документальные
1931 — Участок фронта («Бумага»); пом. режиссера
1948 — Советская Башкирия; производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссеры: А. Садецкий, В. Каштелян, Д. Дальский; операторы: А. Смолка, Г. Амиров, А. Сухов; диктор Л. Хмара; автор текста Б. Ямпольский; композитор А. Ключарев; звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров
Съемочная группа ЦСДФ в аэропорту г. Тбилиси (слева направо): асс. оператора В. Кудряшов, директор картины Аркадий Садецкий, оператор Иван Михеев. сс. оператора Бобров. Фото из семейного архива Галины Кудряшовой.
1950 — В новом Шанхае; совместное производство СССР – КНР; режиссер И. Сеткина; операторы: М. Гиндин, В. Киселев, Б. Макасеев, Б. Петров, В. Раппопорт, А. Хавчин; музоформитель А. Ройтман, звукооператор В. Нестеров, диктор Ю. Левитан, ассистенты режиссера Сюй-Сяо-Бин, Су Хе-Цин, О. Артюнина; директор фильма
1950 — 1-е Мая 1950 года (съемки в Москве); полнометражный; режиссеры: И. Сеткина, Л. Степанова; гл. оператор В. Ешурин; директор фильма
1950 — Советский народ голосует за мир; режиссер И. Сеткина; директор фильма
1950 — Соревнование сильнейших; директор фильма
1950 — Ханьчжоу – жемчужина Китая; совместное производство СССР – КНР; режиссер М. Славинская; операторы: В. Киселев, Б. Макасеев, В. Рапопорт, А. Хавчин; директор фильма
1951 — Москва голосует за пакт мира; полнометражный; режиссер С. Бубрик; кинооператоры ЦСДФ; директор фильма
1951 — Народные таланты (заключительный смотр участников Всесоюзного смотра участников художественной самодеятельности на сцене Большого зала московской консерватории и Малого театра); полнометражный; режиссер С. Гуров; операторы: А. Левитан, Н. Беляков, Г. Захарова, Б. Макасеев, Г. Монгловская, Ю. Монгловский, П. Опрышко, А. Хавчин, В. Ходяков; директор фильма
1951 — 1-е Мая 1951 г.; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, В. Беляев; операторы: В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Беляев, Т. Бобров, Г. Голубов, М. Глидер, Е. Ефимов, Г. Епифанов, В. Ешурин, Л. Зайцев, Г. Захарова, А. Зенякин, Г. Земцов, А. Крылов, А. Казаков, С. Киселев, Д. Каспий, Н. Лыткин, А. Левитан; директор фильма
1951 — XXXIV-й Октябрь; полнометражный; режиссера: И. Сеткина, Л. Степанова; операторы ЦСДФ; директор фильма
1952 — Пионерское лето; полнометражный; режиссер Т. Лаврова; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, М. Прудников директор фильма
1953 — За Саянским хребтом; режиссер Г. Бобров; операторы: В. Ходяков, Е. Легат; звукооператоры: С. Егоров, М. Соболев; директор фильма
1954 — ГУМ (художественно-документальный фильм о крупнейшем в СССР Государственном универсальном магазине (ГУМ) в Москве; в фильме показано оькрытие обновленного в 1953 году ГУМа); полнометражный; авторы сценария: Кригер Е., Кристи Л.; режиссеры: Кристи Л., Тузова З.; операторы: Семенов С., Лозовский Е. директор фильма
1955 — Москва праздничная; широкоэкранный; директор фильма
1958 — Гости из Америки (пребывание в СССР делегации просвещения США, возлагаемой Л. Дертиком); полнометражный; режиссер Р. Кармен; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин; звукооператор К. Никитин; директор фильма
1958 — Праздник мужества (спецвыпуск); режиссер М. Слуцкий; операторы: Е. Лозовский, М. Ошурков, М. Бессарабов, Н. Вихирев, А. Воронцов, М. Глидер, И. Грек, В. Киселев, А. Кочетков, Б. Макасеев, Л. Михайлов, Г. Монгловская, Ю. Монгловский, Л. Панкин, А. Семин, А. Хавчин; композитор В. Соловьев-Седой; текст песен М. Матусовский; звукооператор Д. Овсяников; автор текста Ю. Трифонов; директор фильма
1959 — Поль Робсон (фильм об американском певце, актере и правозащитнике Поле Робсоне); полнометражный; режиссер В. Катанян; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин; звукооператор Д. Овсяников; директор фильма
1961 — В Антарктиду за китами (Китобои в Антарктиде); панорамный фильм; автор сценария Л. Браславский; режиссер М. Варейкис; автор-оператор С. Коган; асс. оператора А. Бабаджан; директор съемочной группы А. Садецкий; фрагменты из этого фильма под названием «La Balene Blue» (Голубой кит) были включены в панорамный фильм для зарубежного проката «Cinerama’s Russian Adventure» (Русское приключение Синерамы) (США)
1952 год. Артек, Крым. На фото сидят (справа налево): оператор Петр Опрышко,ст. администратор Валентина Гусева, поэт Назым Хикмет; стоят на фото: асс. оператора Валентин Суворов (второй справа), директор картины Аркадий Садетский (второй слева). Автор фото: Владислав Микоша. Источник: www.russiainphoto.ru.
Смонтировал в качестве режиссера ряд выпусков для киножурнала «Пионерия».
1948 — Пионерия № 1; режиссер А. Садецкий; операторы: Г. Монгловская, Ю. Монгловский, В. Фроленко, Р. Халушаков, Е. Мухин, С. Школьников
1949 — Пионерия № 1; режиссер А. Садецкий; операторы: И. Гутман, Г. Бунимович, А. Котляренко, А. Левитан, С. Семенов
Материал подготовлен на основе информации открытых источников, в том числе: фильмография — электронный каталог РГАКФД; биографические сведения — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 721-722; со ссылкой на РГАЛИ. — Ф. 2497. — Оп. 1. — Ед. хр. 94. — Лист. 81 об.); наградные документы — портал «Память народа» (подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ); фотографии из частных архивов, а также МАММ / МДФ. Составитель: шеф-редактор сайта #МузейЦСДФ Нина Александровна Ярошевич.
[ Страница дополняется материалами ]