Григорий ОСТРОВСКИЙ

кинооператор

Полное имя:
Григорий Ульянович ОСТРОВСКИЙ

Дата рождения:
07 февраля 1906
с. Захаровцы (Захарівці), Подольская губерния, Российская империя

Дата смерти:
24 октября 1971 (65 лет)
г. Киев, Украинская ССР, СССР

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Островский Григорий Ульянович (25 января (07 февраля) 1906, село Захаровцы (ныне Хмельницкая обл. Украины) — 24 октября 1971, Киев (ныне Украина)) — оператор документального и анимационного кино. Член СК СССР с 1958 года.

В 1923 — 1926 гг. учился в аэропрофшколе.
В 1926 — 1927 — учитель в г. Проскуров.
В 1927 — 1929 гг. учился в землеустроительном техникуме в г. Житомире.
В 1929 — 1931 — землемер окружного землемерного отдела в г. Проскуров (ныне Хмельницкий).
В 1931 — 1932 — служил в РККА.

В 1937 окончил операторский факультет Киевского института кино­инженеров.
С 01 февраля 1937 — на Украинской студии кинохроники в Харькове, с 1939 года в Киеве.

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с июня 1941 года. Звание: инженер-капитан.

  • С 23 июня 1941 — оператор киногруппы Юго-Западного фронта;
  • С сентября 1942 — оператор в киногруппе Сталинградского, Центрального, 1-го Белорусского, 1-го Украинского фронтов.

Киногруппа Сталинградского фронта. 1943 год. На фото (слева направо): К. Сидоров, С. Зенин, В. Орлянкин, А. Кузнецов (начальник киногруппы), А. Софьин, М. Яновер (директор киногруппы), Г. Островский (у кинокамеры), А. Казаков (второй справа). Автор фото: кинооператор Михаил Посельский. Реставрация фото: Илья Бриткин. Из семейного архива Ю.Ю. Оганджанова.

На фронте с первых дней войны. Принимал участие в съемках для СКЖ, для фильмов «День войны», «Сталинград», «Освобождение Украины», «Берлин».

Работа Островского в составе киногруппы Сталинградского фронта в основном по­лучила одобрение студийного руководства:

«За полугодие заснял 16 сюжетов, в том числе 3 боевых, 3 сюжета включены в СКЖ, 4 приняты для фильма "День войны", 1 при­нят для Киносборника, 4 – в Летопись и 4 – в Фильмотеку.

 Тов. Островский – молодой оператор, заметно повысивший качество своих съемок во время работы на Сталинградском фронте. Лучшие его сюжеты: "Танки – фронту" – СКЖ № 60; "Оборона Сталинграда" – СКЖ № 67; "На переправах к Сталинграду" – СКЖ № 73; "В боях за Сталинград" – юбилейный СКЖ.

Тов. Островский редко дает законченные сюжеты о боевых операциях. Его съемки фрагментарны, но количество кадров, правдиво передающих атмосферу войны, рисующих отдельные элементы действия войск, неуклонно растет.

Оператор обеспечивает удовлетворительное качество фотографии; процент технического брака в его съемках небольшой.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 26.)

Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 775-776)

Однако позднее, когда от оборонительных боев Красная Армия перешла в наступление, к работе Островского появились достаточно серьезные претензии.

Начальник киногруппы 1-го Украинского фронта дал своему подчиненному довольно строгую оценку:  «Если техническая сторона съемок у Островского на достаточной высоте, то со стороны творческой его работа оставляет желать лучшего.

Основная задача оператора на фронте, особенно во время стремительного наступления наших войск, показать масштаб проводимой операции, быть в передовых частях войск, показывая с боями их продвижение вперед. Вот этого как раз и не хватает Островскому. Боевого материала непосредственно в ходе операции снято им мало, снятый материал не волнует, не видно авторских хроникерских наблюдений или отношения к материалу. Большинство съемок по следам событий. Работа оператора Островского должна в корне изме­ниться, должна давать съемки с поля боя, чувствовать проводимую операцию, показывая ее масштабно, давать творчески интересный и волнующий материал, а не бесстрастно холодное отношение к нему – такова задача, которая сейчас перед ним поставлена.

Оператор Островский предупрежден о необходимости перестроить свою работу так, чтобы она соответствовала работе военного кинооператора во время наступления.

Начальник киногруппы Ошурков».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 30.)

Продвигаясь с войсками 1-го Украинского фронта, Островский снимал освобождение Украины, Силезии, штурм Берлина.

Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 775-776).

Награжден орденом Красной Звезды, медалями.

 После войны (с 25 июня 1945 года) Островский работал на киностудии  «Киевучтехфильм» / «Киевнаучфильм».

В 1960-е – оператор мультипликационных фильмов.

СЕМЬЯ

Родился в крестьянской семье.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные

1942 — День войны (съёмки проходили 13 июня 1942 года); полнометражный; режиссер: М. Слуцкий; оператор в соавторстве
1943 — Сталинградполнометражный; план фильма: Л. Варламов, А. Кузнецов; режиссер: Л. Варламов; дикторский текстЛ. Гроссман; операторыВ. Орлянкин, А. Софьин, Б. ВакарД. Ибрагимов, А. Казаков, А. Кричевский Е. Мухин, М. Гольбрих, Н. Вихирев, И. Гольдштейн, М. ПосельскийБ. Шадронов, И. Кацман, Г. ОстровскийИ. Малов; звукооператорВ. Котов; диктор: Л. Хмара
1943 — Орловская битва; полнометражный; реж.: Р. ГиковЛ. Степанова; операторы: С. Гольбрих, А. Гафт, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леонтович, Е. Лозовский, Я. Марченко, И. Малов, Г. Могилевский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, В. Смородин, А. Софьин, А. Солодков, А. Фролов; ассистенты режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; ассистенты оператора; И. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников; звукооператоры: Кашкевич, В. Котов; директор картины: В. Слонимский  
1943 — Комсомольцы (фильм создан к 25-летию ВЛКСМ); режиссеры: С. Гуров, Л. Степанова; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг
1945 — Берлин (фильм создан при участии Штаба и Политуправления 1-го Белорусского фронта); полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; текст: Н. Шпиковский; монтаж: Е. СвиловаИ. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. АронсН. Вихирев, К. Венц, Г. ГиберГ. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. ЕпифановД. ИбрагимовР. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. ЛевитанФ. ЛеонтовичВ. ЛезерсонЕ. Мухин, Л. Мазрухо, И. ПановМ. ПосельскийС. СеменовВ. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. ФроленкоМ. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич, К. Никитин; диктор: Л. Хмара
1957 — Леся Украинка
1958 — Украинские художники-передвижники
1960 — Украинские советские художники
1962 — Великая битва на Волге; полнометражный; реж.: М. Славинскаяоператоры:  Б. Вакар, М. Гольбрих, Д. Ибрагимов, И. Кацман, И. Малов, М. Посельский, Н. Вихирев, И. Гольдштейн, А. Козаков, А. Кричевский, Е. Мухин, Г. Островский, А. Софьин, Б. Шадронов 

Мультипликационные

1960 — Приключения перца (по мотивам сюжетов сатрирческого журнала "Перец"); производство: Киевнаучфильм; режиссеры: Ипполит Лазарчук, Ирина Гурвич; оператор
1960 — Веснянка; производство: Киевнаучфильм; режиссёр Нина Василенко; оператор
1962 — Пушок и Дружок; производство: Киевнаучфильм; режиссёр Нина Василенко; оператор
1962 — Пьяные волки; производство: Киевнаучфильм; оператор
1962 — Спутница королевы; производство: Киевнаучфильм; оператор
1963 — Золотое яичко; производство: Киевнаучфильм; режиссер Ипполит Лазарчук; автор сценария Михаил Татарский; художник-постановщик Евгений Сивоконь; оператор
1963 — Непоседа, Мякиш и Нетак; производство: Киевнаучфильм; оператор
1964 — Мишка + Машка; производство: Киевнаучфильм; режиссеры: Ипполит Лазарчук, Цезарь Оршанский; автор сценария Арон Каневский; оператор
1964 — Водопровод на огород; производство: Киевнаучфильм; оператор
1965 — Жизнь пополам; производство: Киевнаучфильм; оператор
1965 — Сказка о царевиче и трёх лекаряхпроизводство: Киевнаучфильм; автор сценария Фёдор Хитрук; режиссер Оксана Ткаченко; операторы: Анатолий Гаврилов, Григорий Островский
1966 — Почему у петуха короткие штаны; производство: Киевнаучфильм; режиссер Ипполит Лазарчук; оператор
1966 — Ма­руся Богуславка (о легендарной героине украинского эпоса); производство: Киевнаучфильм; автор сценария и режиссер Нина Васеленко; художник-постановщик Ю. Скарда; оператор 
1967 — Колумб причаливает к берегупроизводство: Киевнаучфильм; автор сценария Арон Каневский; режиссер Давид Черкасский; операторы: Г. Островский, С. Никифоров 

_________________________________
Использована информация из открытых источников, фильмография — электронный каталог РГАКФД. Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 626-627). «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 775-776). 

Награды

1943 — Медаль «За оборону Сталинграда»
1943 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 10/н от 30.10.1943 г.; Издан: ВС Белорусского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»