Хмара Леонид (Алексей) Иванович (08 (21) февраля 1915, с. Царичанка (ныне Днепропетровская обл. Украины) — 07 декабря 1978, Москва) — диктор документального, научно-популярного и игрового кино. Заслуженный артист РСФСР (1968). Член СК СССР.
В 1932 году окончил педагогический техникум в Новомосковске.
В 1936 году с отличием окончил литературно-драматический факультет Харьковский театральный институт, получив специальность «актер-чтец».
С мая 1935 по февраль 1938 – актер-чтец Государственной филармонии в Харькове.
С марта по декабрь 1938 – диктор Украинской студии кинохроники в Харькове.
С января 1939 по июль 1941– диктор Украинской студии кинохроники в Киеве.
С сентября 1941 – диктор Центральной студии кинохроники в Москве (с 1944 года Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ).
Из автобиографии 1965 г.:
«... с 1935 года уже работаю актером-чтецом в Филармонии, на радио. Затем начался тот длинный путь, по которому иду и сейчас – диктор кино. Сначала Украинская студия кинохроники в Харькове, потом в Киеве. В 1941 году, по приказу Комитета по делам кинематографии СССР, был переведен в Москву, на Центральную студию документальных фильмов, где работаю и сейчас.
За эти годы принимал участие как диктор почти всех документальных фильмов, выпущенных нашей студией и другими студиями страны.
Читал текст в сотнях киножурналов, киноочерков, специальных выпусков».
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 1573. Л. 6–6 об.)Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 826)
За годы Великой Отечественной войны Леонид Хмара прочитал текст 110 фильмов и 200 номеров киножурналов. [1]
Диктор в фильмах «Битва за нашу советскую Украину» (1, 2 серии, 1943–1944), «Берлин» (1945), в сюжетах военной кинохроники: «Урал кует победу», «Победа в пустыне», «Народные мстители», «Крылья народа», «Возрождение Сталинграда», «Освобождение советской Белоруссии», «Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель», «Александр Покрышкин», «В логове зверя» и многих других...
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 1573. Л. 3–33.)Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд.: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 826)
Награжден двумя орденами «Знак Почета» (1944, 1947), орденами ПНР и НРБ, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
По данным справочника «Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник» (автор составитель А. Дерябин) всего в период с 1940 по 1978 год голос Леонида Хмары звучал в 576 документальных и 12 игровых картинах (не считая кинопериодики)[2].
Среди значительных работ — документальные и научно-популярные фильмы «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Крымская конференция» (1945), «Берлин», «Парад Победы» (цветной и черно-белый варианты; оба 1945 года выпуска), «Освобождённая Франция», «Суд народов» (1946), «Победа китайского народа» (1950), «Пылающий остров» (1961), «Великая Отечественная» (1965) и др.
В 1957 году вышел научно-популярный фильм (с элементы научно-фантастического игрового кино) «Первый рейс к звёздам» режиссера Павел Клушанцев, дикторский текст читает Леонид Хмара.
Читал тексты к игровым фильмам «Нормандия – Неман» (1960), «Живые и мёртвые» (1964), «Возмездие» (1967) и др.
Леонид Хмара в киножурнале Советский спорт № 5 (Киножурналу «Советский спорт» 30 лет. Страницы спортивной кинолетописи (1976).
Данных нет.
Документальные
1943 — Битва за нашу Советскую Украину (фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны; впервые зрители военной хроники услышали «живые голоса» бойцов, а также огромным количеством философских обобщений, написанных А. Довженко в форме лирических раздумий, и озвученных Л. Хмарой; включены кадры трофейной немецкой кинохроники); Производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко
1945 — В Верхней Селезии; режиссер И. Посельский; операторы: В. Сущинский, С. Шейнин, К. Бровин, А. Павлов, Н. Быков, Г. Островский, К. Богдан, К. Кутуб-Заде, М. Арабов, М. Ошурков; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: В. Котов; диктор: Л. Хмара; консультант: С. Платонов; автор текста: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: К. Кулагина; диктор
1945 — В логове зверя (разгром немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); режиссер: Я. Посельский; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; реж.: И. Копалин; диктор
1945 — В Верхней Силезии (наступление Советской Армии в Верхней Силезии во время II-ой мировой войны); режиссер: И. Посельский; звукооператор: В. Котов; диктор
1945 — Крымская конференция (Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав, проходила 4 — 11 февраля 1945 года — вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трех стран антигитлеровской коалиции — СССР, СШАи Великобритании — во время Второй мировой войны); полнометражный; реж.: C. Герасимов, И. Копалин; звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров; диктор
1945 — Победа на Правобережной Украине; авторы фильма: А. Довженко, Ю. Солнцев; диктор
1945 — От Вислы до Одера (освобождение советскими войсками польских городов: Варшавы, Познани); режиссер: В. Беляев; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор
1945 — Поместный собор Русской православной церкви
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; реж.: И. Копалин; звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор
1945 — Будапешт; режиссёр: В. Беляев; диктор
1945 — Берлинская конференция (Потсдамская конференция проходила в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф в период с 17 июля по 2 августа 1945 года с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы); полнометражный; цветной и черно-белый варианты; руководитель съёмок: С. Герасимов; режиссёр: Илья Копалин; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров; диктор
1945 — Берлин (фильм создан при участии Штаба и Политуправления 1-го Белорусского фронта); полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; текст: Н. Шпиковский; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич, К. Никитин; диктор
1945 — Парад Победы; полнометражный: ч/б вариант; операторы: В. Беляев, М. Арабов, А. Лебедев, А. Кричевский, Б. Соколов, С. Школьников, В. Доброницкий, И. Беляков, Г. Гибер, М. Посельский, Ш.Н. Гегелашвили, В.В. Домбровский, Г.А. Кобалов, Б.К. Макасеев, В.В. Микоша, Ф.Ф. Проворов, Г.А. Рейсгоф, Д.Г. Рымарев, В.В. Соловьёв, Е.Н. Андриканис, Ф.А. Леонтович и другие операторы ЦСДФ; диктор
1945 — Парад Победы (цветной); операторы: Ш.Н. Гегелашвили, В.В. Домбровский, Г.А. Кобалов, Б.К. Макасеев, В.В. Микоша, Ф.Ф. Проворов, Г.А. Рейсгоф, Д.Г. Рымарев, В.В. Соловьёв; диктор
1945 — XXVIII Октябрь (военный парад и демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве в честь 28-ой годовщины Октябрьской революции); режиссер: Я. Посельский; звукооператоры: В. Нестеров, Д. Овсянников; дикторы: Ю. Левитан, Л. Хмара
1945 — Повесть о наших детях (о детях в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссер и автор сценария (совместно с Л. Перцовой): А. Ованесова; звукооператор: В. Нестеров; диктор
1946 — На австрийской земле (освобождение Австрии Красной Армией от немецких фашистов); полнометражный; режиссер: Б. Небылицкий; звукооператор: В. Нестеров; диктор
1946 — Суд народов; полнометражный; автор и руководитель съёмок: Роман Кармен; автор текста: Борис Горбатов; режиссёр: Е. Свилова; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров ; диктор
1946 — Фронтовой кинооператор (о кинооператоре В.А. Сущинском, в фильме использована отснятая им хроника); реж.: М. Славинская; асс. режиссера: С. Пумпянская; звукооператор: Д. Овсянников; диктор
1947 — Всесоюзный парад физкультурников; режиссеры: С. Бубрик, И. Венжер; главный звукооператор: В. Нестеров; звукооператоры: ..., К. Никитин, Д. Овсянников Начальник съемочных групп: В. Иосилевич; диктор
1947 — Москва — Столица СССР (фильм к 800-летию Москвы; охватывает историю Москвы в период революции и Великой Отечественной войны, рассказывает об этапах городской реконструкции и послевоенном строительстве); полнометражный; режиссеры: Киселев Ф., Степанова Л.; авторы сценария: Бачелис И., Киселев Ф., Степанова Л.; главные операторы: Доброницкий В., Семенов С.; звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров; диктор
1947 — День победившей страны (путешествие по СССР снимали 48 операторов в один день — 14 августа 1947 года; в фильме отображены промышленность, сельское хозяйство, строительство, научная и культурная жизнь советских людей разных национальностей; виды ландшафта СССР); полнометражный; автор сценарного плана и текста Борис Агапов; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина; главные операторы: М. Глидер, Т. Бунимович; операторы: Е. Мухин, Никифоров, М. Посельский, В. Бобров, В. Доброницкий, Л. Мазрухо, В. Фроленко, Н. Вихирев, Никифоров, М. Силенко, М. Ошурко, А. Щекутьев, Константинов, Писанко, Оппенгейм, К. Широнин, М. Беров, Петросов и др.; композитор В. Шебалин; текст песни А. Сурков; звукооператоры: В. Нестеров, К. Никитин; музыкальное оформление: А. Ройтман, Д. Штильман; текст читает Л. Хмара
1949 — Советский Казахстан; полнометражный; Производство: Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов; режиссер: Р. Кармен; операторы: М. Аранышев, Р. Кармен, В. Зайцев, Б. Шер, И. Гитлевич, А. Зенякин, Е. Лозовский; текст: Б. Горбатов; диктор
1949 — Молодые строители коммунизма (о ХI съезде ВЛКСМ); полнометражный; режиссер: ; звукооператоры: Д. Овсяников, В. Нестеров; диктор
1950 — 30 лет советского кино; режиссеры: В. Бойков, С. Гуров; гл. оператор: М. Ошурков; авторы сценария: Г. Гребнер, О. Леонидов; асс. режиссера С. Пумпянская; диктор
1950 — Победа китайского народа; полнометражный; Совместное производство ЦСДФ и Пекинской киностудии Народной Республики Китай; автор-режиссер: Леонид Варламов; автор текста: Константин Симонов; режиссёр: И. Лукинский; операторы: А. Воронцов, С. Гусев, Л. Зайцев, П. Касаткин, А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Рымарев, А. Семин, В. Цитрон; операторы Пекинской студии: У Бень-ли, Хо Юй-Шень, Ли Ху-А, Сюй Лай, Ли Бинь-Джун, Е Ху-Эй; асс. режиссёра: Чжоу Фэнь, К. Эггерс, Л. Залкинд; музыкальное оформление: В. Смирнова; звукооператоры: В. Нестеров, И. Гунгер; тест читает: Л. Хмара; директор картины: М. Бессмертный
1951 — На стройках Москвы; режиссер: Г. Бобров; диктор
1952 — По Краснодарскому краю; 4 части; режиссер: Л. Степанова; операторы: З. Фельдман, А. Шафран, М. Глидер; сценарий: Л. Степанова, В. Капитановский; звукооператор: В. Котов; композитор: А. Мосолов; редактор: Н. Лосева; ассистенты режиссера: В. Катанян, К. Кулагина; музоформление: В. Смирнов; диктор
1952 — Делегация китайских крестьян в СССР; полнометражный; режиссер: Г. Бобров; операторы: Л. Арзуманов, Н. Вихирев, И. Грачев, И. Михеев, И. Сокольников; звукооператор: В. Котов; редактор Э. Марьямов; диктор
1953 — Повесть о нефтяниках Каспия; Производство: Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссёр-оператор: Р. Кармен; операторы: М. Мамедов, А. Зенякин, С. Медынский, Ф. Леонтович; сценарий: Р. Кармен, И. Осипов, И. Касумов; композитор: К. Караев; звукооператор: А. Керимов; ассистенты режиссера: М. Алили, И. Эфендиев, К. Льянос, А. Филимонова; диктор
1953 — На окраинах Москвы; режиссер: Л. Кристи; автор текста: С. Нагорный; звукооператоры: С. Егоров, Е. Уманский; диктор
1953 — Лев Толстой; полнометражный; режиссер: Самуил Бубрик; авторы сценария: Л. Никулина, С. Бубрик; оператор: Е. Ефимов; композитор: И. Иванов-Радкевич; звукооператор: К. Никитин; ассистент режиссера: Л. Дербышева; диктор
1953 — Пробужденная степь (освоение целинных и залежных земель в Казахстане; организация нового зерносовхоза "Орджоникидзевский" в Кустанайских степях); режиссер: Б. Небылицкий; операторы: В. Комаров, Б. Небылицкий; асс. режиссера: В. Окунева; диктор
1954 — Передовики овощеводства; полнометражный; режиссер; оператор: М. Прудников; авторы сценария: М. Алисов, Г. Бобров, В. Ивановский; редактор: Н. Соколова; звукооператор: Д. Овсяников; диктор
1954 — Остров Сахалин; полнометражный; режиссеры: Э. Рязанов и В.В. Катанян; авторы сценария: И. Осипов, М. Трояновский; автор текста: А. Марьямов; звукооператор: И. Гунгер; дикторы: Е. Тэн, Л. Хмара
1954 — Финские гости в Советской стране; режиссер: Я. Бабушкин; звукооператоры: И. Гунгер, Ю. Корчагин, М. Соболев, С. Сенкевич, Е. Уманский; автор текста: В. Фартучный; диктор
1954 — ГУМ; режиссер: Л. Кристи, З. Тузова; авторы текста: Е. Кригер, Ю. Каравкин; диктор
1955 — Правительственная делегация Демократической Республики Вьетнам в СССР; диктор
1955 — В центре Арктики (фильм об освоении Арктики, о попытках проникновения человека на далекий Север, к центру Арктики, к Северному полюсу. Экспедиция: Г. Седова, Нансена, Пири, Андрэ, Амундсена. Походы на ледоколах: "Сибиряков", "Челюскин". Дрейф станций под руководством Папанина, "Северный полюс 3" и "Северный полюс 4".); полнометражный; авторы сценария: М. Трояновский, М. Червенко, А. Штепенко; реж. М. Трояновский; авторы текста: А. Марьямов, Ю. Смирнитский; композитор: В. Гевиксман, звукооператоры: В. Котов, Е. Уманский; диктор
1956 — Миссия дружбы и мира; полнометражный; режиссеры: Г. Бобров, И. Сеткина; автор текста: В. Маевский; редакторы: Ю. Каравкин, Е. Козырев; композитор: А. Муравлев; звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров; асс. режиссера: И. Егорова; диктор
1956 — У нас в Кабарде (Рассказ о Кабарде); режиссер; операторы: Г. Земцов, В. Придорогин, В. Усанов; композитор: А. Соколов-Камин; звукооператор: К. Никитин; асс. режиссера: Е. Власова; диктор
1956— Праздник советской авиации (День Воздушного флота СССР 24 июля 1956 г.); режиссер: операторы: Ю. Бородяев, Н. Вихирев, А. Истомин, Ю. Леонгардт, Л. Михайлов, А. Савин, Н. Соловьев. В. Трошкин, Е. Лозовский; автор текста: Л. Браславский; звукооператоры: Д. Овсяников, Е. Уманский; асс. режиссера: В. Плотникова; диктор
1956 — Школьные годы (киноповесть об учащихся 1-10 классов в разных уголках страны; в фильме показана жизнь советских детей, их учёба, труд и отдых); полнометражный; режиссер; авторы сценария А. Ованесова, Л. Перцова; композитор: Ю. Ефимов; звукооператоры: В. Котов, Е. Уманский; диктор
1956 — Дружба навечно (пребывание Президента Югославии И.Б. Тито в СССР); полнометражный; Л. Варламов, И. Венжер, И. Сеткина; асс. режиссера И. Егорова, Т. Ширман; операторы ЦСДФ; авторы текста: Е. Кригер, Ю. Смирнитский; редактор: Э. Марьямов; звукооператоры: И. Гунгер, С. Ключевский, Д. Овсяников, Е. Уманский; диктор
1957 — Пою моё отечество (фрагменты торжественного концерта, в честь 40-летия Октября); полнометражный; реж.: А. Рыбакова; операторы: Л. Котляренко, В. Микоша, И. Гутман, О. Арцеулов, И. Бессарабов, Г. Захарова, В. Киселев, С. Киселев, В. Комаров, Ю. Монгловский, М. Ошурков, А. Семин, Л. Хавчин, В. Ходяков; автор текста: Т. Тэсс; диктор: Л. Хмара; звукооператор: В. Котов; первый советский панорамный фильм
1957 — Поет Ив Монтан; полнометражный; авторы сценария: Юткевич С., Слуцкий М.; режиссер: Слуцкий М.; операторы ЦСДФ; ассистент режиссёра: Пумпянская С.; звукооператоры: Уманский Е., Овсянников Д.; диктор
1958 — Объединенный институт ядерных исследований; производство: Моснаучфильм; диктор
1957 — Утро Индии; Производство: ЦСДФ, Студия документальных фильмов (Индия); режиссер и автор сценария: Р. Кармен; операторы: М. Каюмов, В. Киселев, С. Медынский, Е. Мухин, Е. Аккуратов, Н. Генералов; композитор: В. Гевиксман; звукооператор: В. Котов; диктор: Л. Хмара
1959 — Глазами современника (экспозиция выставки произведений художников социалистических стран, открывшаяся в Москве в декабре 1958 года); режиссер; оператор: А. Левитан; автор текста: В. Комиссаржевский; диктор: Л. Хмара; звукооператор: И. Гунгер
1961 — Первый рейс к звёздам (фильм первом в мире космическом полете на корабле «Восток-1» с советским космонавтом Ю.А. Гагариным на борту); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Центрнаучфильма; режиссеры: Боголепов Д., Копалин И., Косенко Г.; операторы ЦСДФ и ЦНФ; композиторы: Локшин А., Севастьянов А. (ЦСДФ); ассистенты режиссёра: Пумпянская С. (ЦСДФ), Рамазина Л. (ЦСДФ), Филиппова Н.; звукооператоры: Георгиевская В. (ЦСДФ), Кулаков А., Нестеров В. (ЦСДФ); диктор
1961 — Могучие крылья (фильм о воздушном параде 1961 года, посвященном Дню Воздушного флота СССР); полнометражный; авторы сценария: А. Маркуша, Е. Рябчиков; реж.: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы (съемки в воздухе): А. Воронцов, И. Горчилин, А. Истомин, Ю. Леонрагдт, Л. Михайлов, Е. Яцун; операторы: И. Грек, Д. Каспий, В. Киселёв, С. Коган, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Е. Мухин, П. Опрышко, М. Попова, Н. Соловьев, А. Сологубов, А. Хавчин, Б. Шер; асс. режиссера: М. Гаврилова; текст читает: Л. Хмара; муз. оформление: И. Щвейцер; художники: М. Артамонов, М. Морозова
1962 — Москва-Антарктида (фильм о воздушной экспедиции в Антарктиду на самолетах ИЛ-18, АН-10); режиссёр-оператор: М. Трояновский; звукооператор: И. Воскресенская; диктор
1962 — Дома и люди; реж.: Л. Кристи; диктор
1963 — Подвиг ежедневный (о поэте Ефиме Алексеевиче Придворове — Демьяне Бедном); реж.: Я. Бабушкин; авторы сценария: Л. Дальский, С. Придворов; звукооператор: З. Уздин; диктор
1963 — Мой Ташкент; Производство: Киностудия научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана; реж.: Р. Григорьев; оператор; музыка: В. Гевиксман; диктор
1965 — Великая Отечественная (2 серии); режиссер: Р. Кармен; диктор
1966 — Хоккей-66 (фильм-репортаж о чемпионате мира 1966-го года по хоккею в Словении); режиссер: А. Рыбакова; операторы: Киселев В., Кочетков А.; автор текста: Михалев П.; диктор: Хмара Л.
1967 — Мстислав Ростропович (фильм посвящен выдающемуся советскому виолончелисту Мстиславу Ростроповичу); По заказу Центрального Телевидения СССР; режиссер: В. Катанян; операторы ЦСДФ; диктор: Хмара Л.; автор текста: Гердт З.
1967 — Юрий Никулин; по заказу ВО "Совэкспортфильм"; реж.-оператор и автор сценария (совместно с А. Аркановым): И. Гутман; диктор
1967 — Доля женская (в фильме режиссера представлены женщины, работающие в различных сферах народного хозяйства страны и женщины-героини, прославившие себя в труде, спорте, искусстве, литературе, чьи имена вписаны в отечественную историю); режиссер: И. Венжер; операторы ЦСДФ; звукооператор: В. Георгиевская; диктор
1965 — Великая Отечественная (2 серии); полнометражный; авторы сценария: Роман Кармен, Сергей Смирнов; режиссер и руководитель творческой группы: Роман Кармен; сорежиссёры: Ирина Венжер, Ирина Сеткина; операторы: фронтовые кинооператоры ЦСДФ; звукооператор: Виктор Котов; диктор
1966 — Мир без игры (фильм об одном из основателей и теоретиков документального кино Дзиге Вертове); полнометражный; режиссер: С. Пумпянская; автор сценария: С. Дробашенко; консультант: Е. Вертова-Свилова; операторы: З. Громова, Л. Котляренко, А.С. Кочетков
1968 — Олимпийский Гренобль (фильм рассказывает о зимних Олимпийских играх 1968 года, проходивших во французском городе Гренобле в период с 6 по 17 февраля 1968 года); режиссер: А. Рыбакова; операторы: Леонгардт Ю., Ошурков М., Серов Г.; автор текста: Браславский Л.; диктор: Хмара Л.
1968 — Зрительная память истории (фильм посвящен 50-летию советской кинопериодики, о развитии советского документального кино; режиссер: Венжер И.; оператор: Панкин Л.; автор сценария и дикторского текста: Листова В.; диктор
1969 — Товарищ Берлин (фильм о столице ГДР — Берлине. Посвящён 20-летию образования Германской Демократической Республики. Был создан при товарищеском содействии кинематографистов ГДР — студия ДЕФА); полнометражный; реж.: Роман Кармен; диктор
1971 — Рукопожатие через полюс (фильм об официальном визите премьер-министра Канады Пьера Эллиота Трюдо в СССР); режиссер: С. Пумпянская; операторы: Е. Аккуратов, А. Арцеулов; диктор
1971 — В воздухе ″ЯК″ и... (фильм о дважды Герое Советского Союза авиаконструкторе Александре Сергеевиче Яковлеве и о развитии самолетостроения в СССР); полнометражный; автор сценария: А. Маркуша; режиссер Н. Соловьева: главный операторы А. Хавчин; оператор А. Савин; редактор Е. Козырев; диктор Л. Хмара; художник В. Кольцов; композитор М. Марутаев; ассистент режиссера Г. Бурашева; звукооператор И. Воскресенская; директор картины Е. Каспий
1971 — Вива, Фрелимо! (фильм рассказывает о жизни и борьбе "Фронта освобождения Мозамбика" (Фрелимо) против португальских колонизаторов); авторы сценария и текста: Г. Шергова, О. Игнатов; авторы-операторы: Ю. Егоров, Л. Максимов; диктор: Л. Хмара; редактор: Воля Донская; звукооператор: К. Никитин
1971 — Здесь жил А. Н. Некрасов (фильм посвящен традиционной встрече с некрасовской песней, которая проходила в селах Грешневе, Карабихе (Ярославская область) в связи со 150-летием со дня рождения Н. А. Некрасова); режиссер: Б. Карпов; диктор
1971 — Десант дружбы (о работе советского отряда, который оказывал помощь населению Перу, пострадавшему от землетрясения); режиссер: В. Трошкин; автор текста: Г. Шергова; звукооператор: З. Уздин; диктор
1972 — Коммунар XX века («Жак Дюкло»); 6 ч., Т/о «Экран»; автор сценария: А. Потапов; режиссер: Е. Андриканис; оператор: Н. Кепко; монтаж: О. Трофимовой, Л. Левиной, П. Шапиро. Текст читает: Л. Хмара. Воспоминания Жака Дюкло читает С. Бондарчук, научный консультант: кандидат исторических наук Ю. Панков
1973 — Тайное и явное (Цели и деяния сионизма); полнометражный; режиссер и автор сценария Б. Карпов совместно с Дмитрием Жуковым; оператор А. Киселёв; диктор Л. Хмара; художники: М. Артамонов и М. Морозова; редактор Н. Максимова; звукооператор И. Воскресенская; редактор кинолетописи Н. Вертинская; директор фильма: Л. Шерстнев (в ноябре 2021 года Министерство юстиции РФ внесло фильм в список экстремистских материалов (№ 5218)
1973 — Начало конца (по заказу Центрального Телевидения СССР; фильм рассказывает о первых месяцах войны Советского Союза с гитлеровской Германией, о битве под Москвой); реж.: Сэда Пумпянская; автор сценария: С. Дробашенко; диктор: Л. Хмара; звукооператор: И. Воскресенская; директор картины: Е. Одинцова
1974 — Освобождение Родины (о боевых действиях Советской армии в 1943-1944 годах после разгрома фашистских войск под Сталинградом); режиссер С. Пумпянская; автор сценария С. Дробашенко; диктор
1978 — Родословная подвига (обзорный фильм о Вооруженных Силах СССР к 60-летию их создания); полнометражный; режиссёры: В. Н. Бойков, С. Пумпянская; автор сценария: Шергова Г.; гл. оператор: Яцун Е.; операторы ЦСДФ; композитор: Чичков Ю.; диктор: Хмара Л.; редактор: Лысой Г.; звукооператор: Гунгер И.; директор картины: Певзнер А.
ИГРОВЫЕ
1957 — Первый рейс к звёздам (в фильме авторы рассказывают о жизнии научной деятельности К. Э. Циолковского; в игровых эпизодах показан первый в мире полёт человека в космос, а также первый полёт человека на Луну; фильм был снят до запуска первого в мире Спутника; главной целью фильма была популяризация науки); производство: «Моснаучфильм»; авторы сценария: Б. Ляпунов, В. Соловьёв; режиссер П. Клушанцев, дикторский текст читает Л. Хмара
1960 — Нормандия-Неман; совместное-производство СССР и Франции; авторы сценария: Ш. Спаак, К. Симонов, Э. Триоле; режиссер-постановщик Жан Древиль; режиссер Д. Вятич-Бережных; главный оператор Жак Натто; композитор Р. Щедрин; оператор Ж. Лалье; воздушниые съемки Е. Лозовский; текст читают: Л. Хмара, В. Чаева
1964 — Живые и мертвые (экранизация первой части одноимённого романа Константина Симонова); игровой; сценария и постановка А. Столпера; оператор-постановщик Н. Олоновский; текст от автора читает Л. Хмара
1967 — Возмездие (по мотивам романа К. М. Симонова «Солдатами не рождаются»); сценария и постановка А. Столпера; оператор-постановщик Н. Олоновский; текст от автора читает Л. Хмара
_____________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 884, 899; ссылка на источник: РГАЛИ. — Ф. 2456. — Оп. 4. — Д. 44. Л. — 103); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 826).
[...]Парад [Парад Победы 1945 года] снимали на немецкой цветной пленке, которую обрабатывали в Берлине. Чтобы ускорить выпуск цветного варианта, монтаж и озвучивание было решено тоже перенести в Берлин. Режиссерская группа и диктор фильма Леонид Хмара вылетели в Германию. Для Хмары это была первая поездка заграницу, и он решил в тот же вечер отметить этот событие в берлинском ресторане. Едва приступив к закуске, московский диктор прикусил себе язык, да так сильно, что понадобилась «скорая помощь». Когда в Москве узнали, что немецкий доктор запретил нашему диктору открывать рот, решили, что этот врач, наверное, фашист… Конечно же, доктор, лечивший Хмару, оказался просто хорошим специалистом, и через неделю фильм «Парад Победы»[63] был озвучен и попал на просмотр в Кремль.[...]
Михаил Посельский, Источник
[...]Как студийный диктор, я часто смотрел трофейную хронику, когда она к нам попадала. Меня буквально душило от злости, когда я слышал одного и того же нацистского диктора. Меня раздражал его клекочущий голос: «Винница наша. Умань наша. Киев наш...»
Леонид Хмара, Источник
Я всю войну вёл как бы заочную дуэль с этим, с позволения сказать, коллегой. Я дал себе слово, что, если чего-нибудь стою, я в конце войны с первыми нашими частями доберусь до Берлина, найду этого диктора, отниму у него микрофон и через его микрофон восславлю нашу победу. Так я и сделал. С первыми нашими частями, с группой документалистов, я вошёл в Берлин, добрался до Бабельсберга, где находилась студия «УФА». Нашёл своего личного врага. Но это был уже не тот самодовольный нацист с клекочущим голосом: при моём появлении голос у него сел от страха. Накануне он сдал билет нацистской партии и, видимо, думал, что я отправлю его сразу в Сибирь. Я отнял у него микрофон «Телефункен» и увёз с собой в Москву.
Уже в Москве я озвучил через этот микрофон тексты многих победных фильмов. Так что было не только знамя Победы, был и микрофон Победы.
Хороший был микрофон... Прекрасная была весна...[...]
[...]Саша Рацимор вырос в киношной среде. Поэтому он был кладезем всякого рода легенд и анекдотов. В наш последний вечер в Лисичанске, оторвавшись от преферанса, он поведал очередную байку:
Илья Коган, режиссер, Источник
Сталин просматривал все номера киножурнала «Новости дня». Держал руку на пульсе, так сказать. И вот как-то раз ему привезли очередной выпуск. Только тест в нем читал не диктор Леонид Хмара, к которому Сталин привык, а Юрий Левитан. Сталин посмотрел и сказал: «Хороший журнал, очень хороший журнал. Скажите, а что случилось с товарищем Хмарой? Нет, я против товарища Левитана ничего не имею, но что случилось?». Ему отвечают, что Хмара в отпуске, в Сочи. «Жаль, — говорит Сталин, — был бы еще лучший журнал». Встал и ушел.
И вот Хмара лежит на пляже с женой и дочкой, немного приняв перед этим «Изабеллы». Открывает глаза, а над ним стоят двое в шляпах и макинтошах и спрашивают: «Товарищ Хмара?» Что там, на песке, после этого осталось, я не знаю. Но Хмару сажают в военный самолет, и видя, в какое состояние он пришел, дают ему коньячку и привозят в Москву, в дикторскую кабину на Хронике. Там он читает текст, после чего эти двое снова сажают его в самолет, везут обратно в Сочи и кладут на то же место на пляже. Новый выпуск киножурнала везут Иосифу Виссарионовичу, тот смотрит и говорит: «Все-таки товарищ Хмара очень хорошо читает. Замечательный журнал, спасибо, товарищи».[...]