Анатолий ПАВЛОВ

кинооператор, кинорежиссёр

Полное имя:
Анатолий Васильевич ПАВЛОВ

Дата рождения:
10 июня 1921
дер. Котяги, Псковский уезд, Псковская губерния, РСФСР

Дата смерти:
06 апреля 1984 (62 года)
Ленинград, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор, кинорежиссёр

Краткая биография

Павлов Анатолий Васильевич (10 июня 1921, дер. Котяги (ныне Красногорский р-он, Псковская область) — 06 апреля 1984, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — оператор, режиссер документального и научно-популярного кино. Член КПСС с 1956 года. Член СК СССРс 1958 года.

В 1941 году окончил операторский факультет ВГИКа.

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с 1942 года. Призван ГлавПУРККА. Воинское звание капитан. Воинская часть: ПУ 1 УкрФ.

  • С марта 1943 по сентябрь 1945 — ассистент оператора, оператор в киногруппе 1-го Украинского фронта.

Фронтовой оператор. Его съемки вошли в фильмы и выпуски «Сражение за Тернополь», «В Южной Силезии» и получили вы­сокую оценку руководства кинохроники: «Ассистент оператора Павлов честной, самоотверженной работой отличался от работы других ассистентов операторов группы 1-го Украинского фронта. Где бы он не был, в каких бы трудных и сложных условиях не находился, он всегда хочет работать, преодолевая эти трудности. Такова его работа за время с июля по дек. 1944. В январском наступлении ассистент оператора Павлов работал совместно с оператором Сущинским, дал полноценную, интересную боевую съемку боев за г. Катови­цы. Снимал уличные бои, вошел в город вместе с передовыми отрядами пехоты.

Начальник киногруппы Ошурков».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 28.)

Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 778). 

В составе киногруппы 1-го Украинского фронта провёл киносъёмку узников Освенцима, освобождённых советскими войсками. Киноматериалы, снятые А.В. Павловым и других фронтовых кинооператоров ЦСДФ, легли в основу обвинения нацистским преступникам на Нюрнбергском процессе

В 1944 году был награжден орденом Красной Звезды и медалями.

С сентября 1945 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

С октября 1945 — оператор Ленинградской студии кинохроники / Ленинградской студии документальных фильмов (ЛСДФ).

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1943 — Гвардейцы-минометчики (Подмосковье, лето 1943 г.; демонстрация действия минометов "Катюша" на полигоне; Брянский фронт, лето 1943 г., боевые действия минометов "Катюша"); Центральная студия кинохроники; режиссер: С. Гуров; операторы: М. Кацман, А. Лозовский, Д. Ибрагимов, А. Павлов
1943 — Битва за нашу Советскую Украину (фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны; впервые зрители военной хроники услышали «живые голоса» бойцов, а также огромным количеством философских обобщений, написанных А. Довженко в форме лирических раздумий, и озвученных Л. Хмарой; включены кадры трофейной немецкой кинохроники); Производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. СолнцеваЯ. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. БыковБ. ВакарМ. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. ЗапорожскийМ. КапкинП. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко, А. Павлов и другие
  

1945 — В Верхней Селезии; режиссер: И. Посельский; операторы: В. Сущинский, С. Шейнин, К. Бровин, А. Павлов, Н. Быков, Г. Островский, К. Богдан, К. Кутуб-Заде, М. Арабов, М. Ошурков; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: В. Котов; диктор: Л. Хмара; консультант: С. Платонов; автор текста: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: К. Кулагина
1945 — Освенцим; режиссер: Е. Свилова ; операторы 1-го Украинского фронта: М. Ошурков, Н. БыковК. Кутуб-Заде, А. ПавловА. Воронцов  
1944 — Сражение за Тернополь
1945 — В Южной Силезии
1946 — Канал имени Сталина вступил в строй 
1947 — 800 лет Вологде 
1948 — В райцент­ре 
1949 — Сибирь советская
1949 — Сибирь советская
1949 — По почину москвичей (производственные процессы на промышленных предприятиях городов: Москвы, Ленинграда, Запорожья); режиссер: Л. Варламов; операторы: Г. Епифанов, Б. Макасеев, Я. Местечкин, А. Павлов, В. Придорогин, С. Семенов, К. Широнин 
1950 — Всенародный кандидат; Ленинградская студия кинохроники; режиссер: В. Соловцов; операторы: Н. Блажков, О. Иванов, Я. Блюмберг, А. Павлов, А. Богоров, Г. Симонов, Я. Гринберг, В. Страдин, К. Станкевич; редактор: Б. Савранский; звукооператоры: Б. Картавенко, Е. Бельский
1951 — Лесной поток; Ленинградская студия кинохроники; режиссер: А. Минкин; оператор: А. Павловмузоформитель: М. Черкасов; звукооператор: Б. Картавенко; диктор: Р. Выгодский; редактор: В. Гурвич
1951 — Сэкономленные миллионы; Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: В. Соломоник, Б. Дембицкий; оператор: А. Павлов; консультанты: Г. Зиллер, П. Шашкин; звукооператор: Е. Бельский
1952 — Куз­нецкие металлургипроизводство: ЛСДФ; оператор
1954 — Ленинградские животно­водыпроизводство: ЛСДФ; оператор
1955 — Колхоз «Красный Октябрь»производство: ЛСДФ; оператор
1956 — Гости из Манчестерапроизводство: ЛСДФ; оператор
1956 — Друзья едут на целинупроизводство: ЛСДФ; оператор
1956 — На новом велотрекепроизводство: ЛСДФ; оператор
1957 — На подъемепроизводство: ЛСДФ; оператор
1957 — Ленинград­ский гвардейскийпроизводство: ЛСДФ; оператор
1958 — На калининградской земле; режиссер-оператор
1960 — Крылатые паруса; режиссер-оператор
1960 — Добрые соседипроизводство: ЛСДФ; оператор
1962 — Долголетние культурные па­стбища; производство: ЛСДФ; режиссер-оператор
1963 — 4-я ледовая; автор-операторпроизводство: ЛСДФ; оператор
1963 — Весна на стадионах; щирокоэкранный; производство: ЛСДФ; оператор 
1963 — Совесть призывает; полнометражныйпроизводство: ЛСДФ; оператор
1964 — 9 дней одного лета (фильм рассказывает о событиях и участниках Вкф, открывшегося 31 июля 1964 года в ленинградском кинотеатре «Великан»); производство: ЛСДФ; режиссеры: Н. Граник, Е. Лукина; операторы: Я. Блюмберг, А. Павлов, К. Станкевич, А. Фишман; композиторы: Р. Котляревский, С. Томбак; автор текста А. Шлепянов; хвукооператор Н. Зинина
1966 — Мы учимся в Ле­нинградепроизводство: ЛСДФ; оператор
1967 — Есть в Мещере село; производство: ЛСДФ; режиссер-оператор
1967 — Чтобы в городе было спокойнопроизводство: ЛСДФ; оператор
1968 — Один день; производство: ЛСДФ; режиссер
1968 — Праздник, который всегда с намипроизводство: ЛСДФ; оператор
1969 — 22 ап­реля; производство: ЛСДФ; режиссер-оператор
1970 — Встречаются ветераныпроизводство: ЛСДФ; оператор
1973 — Хранение сельхозтехникипроизводство: ЛСДФ; оператор
1974 — Брянские карто­фелеводыпроизводство: ЛСДФ; оператор

КИНОПЕРИОДИКА

Снял более 300 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Ленинградский киножурнал", "Новости дня", "Наш край", "Северный киножурнал", "Ленинградская кинохроника" и другие.

______________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография  — электронный каталог РГАКФД; справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 153). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 530-832; ссылка на источник: РГАЛИ. — Ф. 2944. — Оп. 28. — Ед.хр. 1115.); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 660). Фото: страница ЛСДФ в facebook.

Цитаты

Моему отцу, таджику Маматкулу Арабову было всего 22 года, когда он, по окончании операторского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии, в 1943 году попал на Первый Украинский фронт и прослужил там до самого завершения войны, дойдя с киноаппаратом до Бреслау (Вроцлава).
Фронтовые кинооператоры работали по двое, напарником отца стал Анатолий Павлов. Во вверенной им машине, кузов которой был оборудован будкой, они после съемок приводили в порядок кинокамеру, перематывали пленку, проявляли снятый материал. А вернувшись во фронтовую группу, оформляли, упаковывали и отправляли пленку в Москву, в Центральную студию кинохроники.[...]

Шарофат Арабова, Источник