Георгий ХНКОЯН

кинооператор, кинорежиссёр

Полное имя:
Георгий Николаевич ХНКОЯН

Дата рождения:
16 августа 1918
Тифлис, Грузинская демократическая республика

Дата смерти:
24 октября 1972 (54 года)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор, кинорежиссёр

Краткая биография

Благодарим Аллу Георгиевну Мирзоян (дочку Г. Н. Хнкояна) за предоставленную информацию и фотографии.

Хнкоян Георгий Николаевич (16 августа 1918, Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия) – 24 октября 1972, Москва) — оператор документального кино. Член КПСС (с 1952 года). Член СК СССР (с 1958 года). Происхождение: из рабочих.

В 1925 году поступил в Тифлисскую 82-ю трудовую школу, где получил начальное образование.
1936 году окончил с отличием Тифлисскую 38-ю Интернациональную среднюю школу.
В 1941 окончил операторский факультет ВГИКа.
С июля по декабрь 1941 — оператор Ростовской студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с декабря 1941 года. Звание: старший лейтенант.

Первые дни войны застали кинокорреспондента Хнкояна в Краснодаре, там он снимал сюжеты «Тыл помогает фронту». Как и многие его коллеги по кинохронике он грезил о боевых съемках на передовой линии фронта. Но шансов у молодого, только что выпорхнувшего из ВГИКа оператора было мало. В первые месяцы войны во фронтовые группы старались отбирать операторов поопытнее.
И вдруг в Политуправлении Кавказского фронта ему предложили вместе со штабом отправиться в Крым снимать наступление.
29 декабря 1941 года с нашим первым десантом он высадился в Феодосии и увидел войну «в лицо». Известно, что эта первая попытка освободить Крым кончилась для нашей армии трагически. По воспоминаниям оператора, у него все-таки поднялась рука снимать разгром наших войск, но будто бы подвела пленка.
С остатками армии пришлось оставить Крым и возвращаться на Кавказский берег.
Потом у Хнкояна были съемки боев на Кубани, отступление Красной Армии к Моздоку и Грозному. А потом наше мощное контрнаступление, прорыв Голубой линии, освобождение Кубани и Таманского полуострова и новый десант в Крым, штурм Перекопа, освобождение Севастополя…
Из книги Фомина В.И. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» (с. 827)

С декабря 1941 по июнь 1942 — военный кинокорреспондент;
С 19 июня 1942 по август 1943 — военный кинокорреспондент  
Северо-Кавказского фронта;
С сентября по ноябрь 1943 — военный кинокорреспондент Закавказского фронта;
С ноября по декабрь 1943 — военный кинокорреспондент Южного фронта;
С декабря 1943 по сентябрь 1944 — военный кинокорреспондент 4-го Украинского фронта;
С июля 1944 по январь 1945 — военный кинокорреспондент 1-го Прибалтийского фронта;
С января по апрель 1945 — военный кинооператор 3-го Белорусского фронта;
С апреля по май 1945 — военный кинооператор 1-го Белорусского фронта.[1]

«Наиболее значительные съемки т. Хнкояна относятся к 1944–45 годам. Это – форсирование Сиваша, бои за Перекоп, Турецкий вал и, наконец, битва за Севастополь. Материал, снятый т. Хнкояном, широко использовался в киножурналах и фильмах. На последнем этапе войны он успешно снимал операции 1-го Прибалтийского фронта, вошедшие в фильм "Восьмой удар".
Тов. Хнкоян – выносливый, мужественный фронтовой оператор, умеющий правдиво и выразительно показывать действия Красной Армии. Съемки его неоднократно премировались».
(Из служебной характеристики. Источник: РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 137.)

Кадры фронтовой хроники — переходу частей Красной Армии через Сиваш, снятые Георгием Хнкояном, были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974).

Хнкоян награжден медалями «За боевые заслуги» (был представлен к ордену «Красная Звезда»), «За оборону Кавказа», «За оборону Севастополя», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.

«… Я не могу не думать, когда смотрю фильмы киноэпопеи, о тех, кто делил с нами все тяготы солдатской жизни и умирал, как солдат, на поле боя. Только в руках у него вместо автомата – кинокамера»
Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян
В 1946 г. маршалом Баграмяном Хнкоян был направлен в Берлин для снятия документального юбилейного кинофильма «Участие армянского народа в Великой Отечественной Войне», который по сей день хранится в архивах Армкинохроники.

В августе — декабре 1945 — директор нальчикского корпункта Ростовской студии кинохроники.
С февраля 1946 по октябрь 1949 — оператор сектора хроники Тбилисской киностудии художественных фильмов.
С декабря 1949 по ноябрь 1950 — кинофотокорреспондент Дома художественного воспитания технической пропаганды Закавказской железной дороги.
С декабря 1950 — оператор, в 1954 — 1972 — оператор, режиссер Литовской киностудии художественных и хроникально-документальных фильмов.
Также работал в Центральной НИИ информации и технико-экономических исследований рыбного хозяйства.[2]

____________________________
1. Военный билет Хнкояна Г.Н. (11. Участие в боевых действиях, боевых походах, партизанских отрядах): ВМ № 031417.
2. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 901). 

СЕМЬЯ

Отец — Николай Хнкоян, рабочий.
Мать — Сатеник.
Брат — Карл Николаевич Хнкоян (родился в 1910 году в г. Ленинакане (Армения)), участник Великой Отечественной войны.
Племянница (дочь – Карла Николаевича) — Лариса Карловна Хнкоян (родилась в 1942 году в г. Тбилиси), преподаватель музыки.
Жена — Вержиня Аветиковна Хнкоян (родилась в 1921 году в г. Краснодаре), работала в кинолаборатории Литовской киностудии, затем на ЦСДФ и редактором Республиканского Фильмокомбината.
Дочь — Мирзоян (Хнкоян) Алла Георгиевна (родилась в 1947 году в г. Тбилиси), работала врачом-кардиологом поликлиники Центравиамед.
Внучки:
—  Ануш Артуровна Мирзоян (родилась в 1981 году в Москве),  зам.главного врача поликлиники MedSwiss;
Лолита Артуровна Мирзоян (родилась в 1982 году в Москве), кандидат технических наук, ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения).
Правнуки:
Клемин Арсений Андреевич (родился в 2013 году в Москве);
Мирзоян Арташес Андреевич (родился в 2015 году в Москве).

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

25 августа 2020 года на YouTube канале Кино-Театр.Ру вышел девятый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». Эпизод #9 (хронометраж 08:35; режиссер Георгий Молодцов) посвящен одному из драматических эпизодов Великой Отечественной войны — переходу частей Красной Армии через Сиваш. Кадры фронтовой кинохроники, снятые Георгием Хнкояном, были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974), который считается одним из лучших фильмов всех времен.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1944 — Битва за Севастопольполнометражный; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолко, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян   
1944 — Восьмой удар (боевые действия советских войск по освобождению Прибалтики); полнометражный; режиссёры: Р. Гиков, Л. Степанова; оператор в соавторстве с другими операторами
1946 — Генерал армии; оператор в соавторстве
1946 — Страна родная; оператор в соавторстве
1950 — Советская Грузия; оператор в соавторстве
1954 — В Атлантике; режиссёр-оператор
1955 — Праздник литовской песни; оператор в соавторстве
1956 — На поиски рыбных богатств; режиссёр-оператор
1956 — На побережье Канады; режиссёр-операторр
1956 — Но­вый траулер; режиссёр-оператор
1957 — Перегон судов; оператор
1957 — Советская Литва; оператор в соавторстве
1958 — В литовском колхозе; автор-оператор
1959 — На океанских просторах; режиссёр-оператор
1959 — Родные берега; режиссёр-оператор
1960 — Люди светлой мечты; режиссёр-оператор
1961 — Они побеждают топи; режиссёр-оператор; автор сценария с М. Антоновским
1962 — В тропиках Атлантики; режиссер-оператор; автор сценария: Л. Браславский; звукооператор: Т. Балсис
1962 — Завод в оке­ане; режиссёр-оператор
1963 — Плыть необходимо; режиссёр-оператор
1964 — Наступле­ние на океан; полнометражный; главный оператор
1965 — БМРТ «Маяков­ский»; режиссёр-оператор
1966 — Траловый лов рыбы; режиссёр-оператор
1967 — Не просто сельдь; режиссёр-оператор; автор сценария совместно с А. Эпнерсом
1967 — Внимание, море!; режиссёр-оператор
1967 — Семинар в море; режиссёр-оператор
1967 — Нельсон Степанян; оператор в соавторстве с Г. Асланяном
1968 — Электролов рыбы; режиссёр-оператор
1969 — Шес­той рейс; автор сценария; режиссёр-оператор
1971 — Шаги в океан; автор сценария

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял 500 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: " Союзкиножурнал", "Новости дня", "Советская Грузия", "Советская Латвия".

1942 — На Северном Кавказе; кинолетопись; операторы: Л. Мазрухо, А. Сологубов, Н. Голубев, Г. Хнкоян 
1943 — Союзкиножурнал № 4; режиссер: С. Гуров; операторы: В. Ешурин, В. Штатланд, Н. Голубев, Н. Мозрухо, А. Сологубов, ГХнкоян; монтажер: В.Чекулаева; музоформитель: Д.Штильман; звукооператор: В.Котов
1943 — Союзкиножурнал № 14; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: И. Сеткина; операторы:  В. Томберг, Е. Степанов, В. Ешурин, С. Коган, А. Левитан, В. Петров, И. Грачёв, С. Стояновский, Г. Хнкоян, И. Аронс; музоформитель:  Д.Штильман; звукооператор: В.Котов; асс. режиссера: И.Маркелова
1943 — Союзкиножурнал № 50; режиссёр: М. Фиделева; оператор: О. Иванов, А. Булинский, В. Торчинский, Д. Каспий, С. Коган, В. Петров, Б. Шадронов, А. Софьин, Л. Котляренко, Г. Хнкоянмузоформитель: Д. Штильман; звукооператор: В. Нестеров; ассистент режиссера: Е. Козина
1944 — Форсирование Сиваша (остатки от Союзкиножурнала № 23-24 1944г.); операторы: В. Сущинский, А. Сологубов, Г. Хнкоян    
1952 — Новости дня № 54; режиссёр: Д. Вертов; операторы: Г. Хнкоян, М. Каюмов, В. Страдин, А. Мамедов, П. Касаткин, М. Ошурков, А. Хавчин 
1954 — Новости дня № 69; режиссёр: И. Посельский; операторы: К. Ряшенцев, ГХнкоян, Я. Гринберг, С. Ковалева, А. Истомин, Н. Соловьев, В. Цитрон, Б. Шер, А. Зенякин, А. Щекутьев; редактор: В. Осьминин
1955 — Новости дня № 62; режиссёр: Н. Соловьева; оператор: П. Касаткин, Д. Каспий, И. Чупин, В. Мищенко, С. Фрид, Б. Шер, И. Филатов, Б. Небылицкий, М. Беров, П. Калабухов, Г. Хнкоян, В. Придорогин, И. Филатов, А. Левитан, К. Ряшенцев 
1956 — Новости дня № 18; режиссёр: З. Фомина; операторы: А. Павлов, В. Страдин, А. Левитан, И. Беляков, А. Хавчин, Г. Донец, Г. Симонов, М. Сегаль, В. Комаров, Г. Серов, И. Грачев, С. Барташевич, В. Конягин, И. Чешев, Ю. Бородяев, Г. Хнкоян, А. Листвин, В. Микоша, П. Опрышко, А. Сологубов, А. Колошин 

___________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 215). Биография (военный период): книга «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор-составитель В.И. Фомин; Госфильмофонд России. Издательство «Киновек», Москва, 2018 год, с. 827). Биография (послевоенный период): Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 901; ссылка на источник: РГАЛИ. — Ф. 2944. — Оп. 28. — Ед. хр. 1574.). Фотографии из частных архивов.

Награды

1943 — Медаль «За оборону Севастополя»
1944 — Медаль «За боевые заслуги» (Приказ подразделения № 161/н от 16.05.1944 года; Издан: ВС 4 Украинского фронта. Архив: ЦАМО)
1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Цитаты

[...]Из книги Андрея Тарковского "Запечатленное время": «Мне пришлось пересмотреть много тысяч метров пленки, прежде чем я натолкнулся на военные документальные кадры перехода Советской Армии через Сиваш, которые меня буквально ошеломили. Я никогда прежде не видел ничего подобного – как правило, приходилось сталкиваться всякий раз или с весьма недоброкачественными инсценировками, или с короткими, отрывочными кадрами буквально фиксируемых военных «буден», или с «парадными» съемками, в которых ощущалось слишком много запланированного и слишком мало подлинной правды. И я не видел никакой возможности объединить весь этот винегрет единым временным ощущением.
И вдруг передо мною небывалый случай для хроники! – эпизод, целое и единое событие, развернутое во времени, снятое (редкий случай) в одном месте и рассказывающее об одном из самых драматических событий наступления 1943 года. Совершенно уникальный материал! Не верилось, чтобы такое огромное количество метров пленки было израсходовано на фиксацию одного-единственного объекта ради длительного его наблюдения. Ясно, что снимал его замечательно талантливый человек. Когда на экране передо мною, точно из небытия, возникли люди, измученные непосильным, нечеловеческим трудом, страшной и трагической судьбой, то мне стало совершенно ясно, что этот эпизод не может не стать самым центром, самой сутью – нервом и сердцем нашей картины, начинавшейся всего-навсего как интимное лирическое воспоминание.
На экране возник образ поразительной силы, мощи и драматизма — и все это было мое, словно именно мое, личное, выношенное и наболевшее. (Кстати, именно этот эпизод председатель Госкино требовал у меня изъять из фильма.)
Эти кадры рассказывали о тех страданиях, которыми окупается так называемый исторический
прогресс, о бесконечных человеческих жертвах, на которых он покоится извечно. Невозможно было даже на секунду поверить в бессмысленность этих страданий — этот материал заговорил о бессмертии, и стихи Арсения Тарковского оформляли и завершали смысл этого эпизода.
Нас поразило то эстетическое достоинство, благодаря которому документ обретал удивительную эмоциональную мощь. Просто и точно зафиксированная правда, запечатлевшись на пленке, перестала быть похожей просто на правду. Она вдруг стала образом подвига и цены этого подвига, она стала образом исторического перелома, оплаченного невероятной ценой. (Без сомнения, этот материал был снят талантливым человеком!)
Образ этот звучал особенно щемяще и пронзительно, потому что в кадре были только люди. Люди, бредущие по колено в жидкой грязи, по бесконечному, до самого горизонта болоту, под белесым плоским небом. Оттуда не вернулся почти никто. Все это сообщало запечатленным на пленку минутам особую многомерность и глубину, порождая чувства, близкие потрясению или катарсису...».[...]

Андрей Тарковский, Источник