Семён ТУМАНОВ-ЦЕЙТЛИН

кинорежиссёр, режиссёр-постановщик, сценарист, художественный руководитель

Имя при рождении:
Цейтлин Семён Исаевич

Дата рождения:
22 июля 1921
Симферополь, Крымская АССР

Дата смерти:
22 июня 1973 (51 год)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинорежиссёр, режиссёр-постановщик, сценарист, художественный руководитель

Краткая биография

Туманов-Цейтлин Семён Исаевич (22 июля 1921, Симферополь, Крымская АССР  — 22 июня 1973, Москва) — режиссёр театра и кино, сценарист.

Всё же как бы плохо не было, чего бы ещё ни пришлось перенести, жизнь — самая остроумная штука!...
Жить! Жить! Жить!
(из фронтового дневника С. Туманова)

В 1921 году — сразу после рождения Семёна семья уехала в Иран, где его отец — Исай Цейтлин приступил к работе в посольстве РСФСР в Тегеране. 

Учился в 187-й школе (Куйбышевского района, г. Москвы). Театром увлекся во время учебы. Занимался в театральном кружке Московского дома пионеров.

Если проследить жизненный путь человека, ставшего в будущем известным режиссером или актером, то выяснится, что любовь к театру, к лицедейству проявилась у него еще в юности. Исключения, конечно, бывают, но редко. Поэтому нет ничего удивительного в том, что свои первые постановки Семен Туманов-Цейтлин осуществил именно в школьные годы. Слава о них быстро распространялась по Москве — их невозможно было не заметить: яркие и не по возрасту «мастеровитые», они свидетельствовали об огромном творческом потенциале юного режиссера. Об этих постановках много говорили и даже писали в центральных изданиях.

Алексей Голубев, гл. редактор сайта #МузейЦСДФ.

Участник Великой Отечественной войныВ РККА с октября 1940 года. Призван Коминтерновским РВК, Московская области. Звание: гв. ефрейтор. Пулеметчик 2-го гвардейского мотоциклетного полка. Дважды выходил с полком из окружения.

Бойцы 2-го гвардейского мотоциклетного полка. 1942 год. Фото из архива С. Туманова-Цейтлина.

Принимал активное участие в создании полковой самодеятельности.

Фронтовая самодеятельность. Слева на фото Семён Цейтлин. 1942 год. Фото из архива С. Туманова-Цейтлина.

В составе 2-го гвардейского мотоциклетного полка воевал на фронтах — Северо-Западном, Калининском, Западном, 3-м Белорусском. 

Награждён медалями: «За боевые заслуги», «За отвагу» (две медали), «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией» и другими.

После окончания Великой Отечественной войны поступил на режиссёрский факультет  Государственного института театрального искусства (ГИТИС), в мастерскую Ю.А. Завадского.

Параллельно с учёбой в ГИТИСе создал Молодёжный театр «РОМАНТИКИ». Театр прекратил деятельность в связи с тяжёлой болезнью Семёна Исаевича.

В 1951 году окончил ГИТИС. Дипломный спектакль — «Аленький цветочек» был поставлен в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, которым в тот период руководил режиссёр Георгий Товстоногов. 

С 1952 года режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского  (главный режиссёр М.М. Яншин, руководил театром в 1950-1963 гг.).

Режиссёр Туманов-Цейтлин (справа на фото) с писателем Львом Аркадьевым. Театр-студия при ДК ЗИЛ. Фото из архива кинорежиссёра.

В 1954 — 1959  — руководитель самодеятельного коллектива — Молодёжной Театральной Студии при ДК ЗиЛ (ЗиС). 

В 1959 году окончил Высшие режиссерские курсы (ныне ВКСР), мастерская М. Ромма.

Режиссёр С. Туманов-Цейтлин и актёр Юрий Никулин (слева на фото) на съемках фильма «Ко мне, Мухтар!» (1964). Фото из архива кинорежиссёра.

Режиссер игровых фильмов — «Алёшкина любовь» (1960), «Ко мне, Мухтар!» (1964), «Гнезда» (1966), «Николай Бауман» (1967), «Любовь Серафима Фролова» (1968), снискавших широкую любовь у зрителя.

 В 1966 году по сценарию Семёна Туманова-Цейтлина на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) по заказу Центрального телевидения СССР (ЦТ СССР) режиссёром В.М. Мусатовой был снят документальный фильм «Три Андрея» (оператор: А. Кочетков).

Семён Туманов-Цейтлин в документальном фильме «Познакомьтесь с нашим театром» (1959; фильм рассказывает о молодёжном Театре-студии при ДК ЗИЛ; Производство: ВГИК; курсовая работа В. Мусатовой и М. Бейку).

СЕМЬЯ

Отец — Цейтлин Исай Семёнович (1896 — 1949), работал в г. Майкопе в ИТК № 30 МВД СССР.
Мать — Туманова Евдокия Тимофеевна (1897 — 1945), работала в «Красной охране». Член ВКП(б).

Семён Туманов-Цейтлин (стоит на фото) с женой Диной Мусатовой, отцом и мачехой. Конец 40-х годов. Фото из архива режиссёра.

Жена — Мусатова Дина (Владилена) Михайловна (родилась в Брянске), театральная актриса, режиссер-документалист. Осенью 1943 года прошла конкурсные испытания и была принята в «Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина» при Государственном академическом Малом театреВ 1946 году была приглашена работать в Театр имени Моссовета, где одновременно с работой закончила учебу и получила диплом об актерском образовании. В 1954 году поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма), который окончила в 1960 году. С 1960 по 1991 год — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). В браке с Семёном Тумановым-Цейтлиным с 1946 года.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ

Ленинградский театр им. Ленинского комсомола

1951 — Аленький цветочек; спектакль  о любви и бескорыстной дружбе, которые умеют творить чудеса, основан на знаменитой сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; дипломный спектакль режиссёра 

 Московский драматический театр имени К. С. Станиславского   

1952 — Девицы-красавицы; по пьесе А. Симукова; режиссёр-постановщик совместно с М. Яншиным
1953 — Крошка Доррит; по пьесе А. Бурштейна (по роману Ч. Диккенса); режиссёр-постановщик
1954 — Дни Турбиных; по пьесе Михаила Булгакова; режиссёр совместно с М. Яншиным 
1954 — Любовь Ани Берёзко; по пьесе В. Пистоленко; режиссёр-постановщик
1956 — Перед свадьбой; по пьесе В. Пистоленко; режиссёр-постановщик 
1963 — Трёхгрошовая опера; по пьесе Б. Брехта (в переводе Ефима Эткинда); режиссёр-постановщик

Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой

1955 — В добрый час; по пьесе  В.С. Розова; режиссёр-постановщик

Молодёжная Театральная Студия при ДК ЗиЛ (ЗиС)

1955 — Годы странствий; по пьесе А. Арбузоварежиссёр-постановщик
1957 — Бесплодные усилия любви; по пьесе В. Шекспирарежиссёр-постановщик
1957 — Походный марш (За час до рассвета); по пьесе А. Галичарежиссёр-постановщик
1958 — Такая любовь; по пьесе чешского драматурга П. Когоутарежиссёр-постановщик
1960 — Два цвета; по пьесе А. Зака и И. Кузнецова; режиссёр-постановщик

Большой драматический театр (БДТ)

1970 — Третья стража (пьеса была написана по просьбе Г.А. Товстоногова после просмотра им игрового фильма "Николай Бауман" (1969)); автор пьесы совместно с Георгием Капраловым; постановка Г.А. Товстоногова; в ролях: Ефим Капелян — Савва Тимофеевич Морозов (спектакль шёл в театре при жизни Е. Капеляна)

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Съёмочная группа фильма  «Алёшкина любовь» (1960). На фото: режиссёр С. Туманов-Цейтлин (стоит второй слева), актёр Леонид Быков (второй справа на фото). Фото из архива кинорежиссёра.

1960 — Алёшкина любовьигровой; Производство: Мосфильм; художественный руководитель фильма: Михаил Ромм; автор сценария: Будимир Метальников;   режиссёры-постановщики: Семён ТумановГеоргий (Егор) Щукин; оператор: Константин Петриченко; композитор: Владимир Рубин; в роли Алёши – Леонид Быков   

Режиссёр С. Туманов-Цейтлин и Коля Козлов - исполнитель главной роли  в фильме ПАВЛУХА. 1961-1962 гг. Фото из архива кинорежиссёра.  
1962 — Павлухаигровой; Производство: «Мосфильм»; автор сценария: Радий Погодин; режиссёр-постановщик совместно с Георгием ЩукинымКоля Козлов — Павлуха, Раиса Куркина — Зина;  Николай Лебедев — Роман, Надежда Румянцева — Лёля
1964 — Ко мне, Мухтар!; игровой; Производство: «Мосфильм»; режиссёр-постановщик; автор сценария — Израиль Меттер; оператор — Александр Харитонов; художник — Георгий Колганов; композитор — Владимир РубинЮрий Никулин — младший лейтенант Николай Глазычев
1966 — Заблудший (Гнёзда)фильм был поставлен Творческим объединением «Телефильм» под названием «Гнёзда» в 1966 году, через год фильм вышел на широкий экран под названием «Заблудший»; автор сценария: Юрий Петухов (по его одноименному рассказу); режиссёр-постановщик; Николай Крючков  — Евсей; Лидия Смирнова — Пелагея; Клара Лучко — Нюра
1966 — Три Андрея (документальный фильм рассказывает о создании игрового фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (в роли Андрея Рублева — актер Анатолий Солоницын) и авторах фильма — Андрее Тарковском и Андрее Кончаловском; в фильм вошли кадры из фильмов «Андрей Рублев» и «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»); Производство: ЦСДФ по заказу Центрального телевидения СССР; автор сценария: С. Туманов-Цейтлин; режиссер: В. Мусатова; оператор: А. Кочетков; звукооператор: В. Георгиевская
1967 — Николай Бауман (фильм о революционере Николае Эрнестовиче Баумане, погибшем 18 октября 1905 года от руки черносотенца Михалина (по другим данным — "простого рабочего"), был снят к 50-летию Октябрьской революции); Производство: «Мосфильм» Творческое объединение «Товарищ»; игровой; автор сценария совместно с Георгием Капраловым; режиссёр-постановщик; композитор: Вадим Рубин; в ролях: Игорь Ледогоров - Николай Бауман; Ефим Копелян - Савва Морозов;  Элина Быстрицкая - Мария Андреева; в 1968 году вторая премия ВКФ в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) за лучшую мужскую роль (Ефим Копелян)
1968 — Любовь Серафима Фролова; Производство: «Мосфильм» Творческое объединение "Киноактёр"; игровой; мелодрама; режиссёр-постановщик; автор с
ценария: Николай Евдокимов; композитор: Владимир Рубин; в ролях: Леонид Куравлёв — Серафим Фролов, Тамара Сёмина — Настя Силина; Лариса Лужина — Анфиса, Геннадий Юхтин — муж Анфисы;  Павел Шпрингфельд — дедушка Насти;  Жанна Прохоренко — Мария

Фильм «Жизнь на грешной земле» (1973). Актриса Лариса Лужина и режиссёр Семён Туманов-Цейтлин. Автор фото: Игорь Гневашев. Январь 1973 года. Фото из архива кинорежиссёра.1973 — Жизнь на грешной земле; Производство: «Мосфильм» Творческое объединение "Киноактёр"; по мотивам одноимённой повести Анатолия Иванова; игровой; драма; автор сценария: Анатолий Иванов; режиссёр-постановщик; гл. оператор; Петр Терпсихоров; композитор: Владимир Рубин; в ролях: Анатолий Кузнецов, Лариса Лужина, Евгений Шутов, Лидия Смирнова, Владимир Емельянов, Миша Тепляков
1973 — Последний подвиг Камо; Производство: киностудия «Арменфильм» имени Амо Бекназаряна; игровой; автор сценария совместно с Георгием Капраловым    
1975 — Принимаю на себя Серго Орджоникидзе); игровой; Производство: «Мосфильм»;  автор сценария совместно с Георгием Капраловым  

Библиография

1985 — Искусство в боевом строю: Воспоминания. Дневники. Письма / ред.-составитель И.Н. Сахарова // М. Ковалева, С. Туманов. Письма о любви и о войне (с. 233-241) // (— 400 с., ил.) (изд.: — М.: «Искусство»)
1987 — Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. (640 с., 96 л. ил.) (изд.: — М.: Сов. энциклопедия)
1999 — Алим Никифоров. Хроника неподнятого занавеса. (— 360 с., ил.; ISBN — 5-900980-02-04) (изд.: — М.: ТОО "Аквинт")

Награды

1943 — Медаль «За боевые заслуги» (Приказ подразделения № 7/н от 10.07.1943 г.; Издан: 2 гв. мцп 31 А Западного фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Медаль «За отвагу» (Приказ подразделения № 5/н от 05.03.1945 г.; Издан: 2 мцп. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За отвагу» (Приказ подразделения № 8/н от 22.05.1945 г. Издан: 2 гв. омцп. Архив: ЦАМО)
1946 — Медаль «За взятие Кенигсберга» (11 декабря 1946 года)
1946 — Медаль «За победу над Японией» (09 июня 1946 года)
1946 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (05 июня 1946 года)
1966 — Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (26 января 1966 года)
1971 — Медаль «За трудовое отличие» (23 августа 1971 года)

Цитаты

[...]Пьеса А. Симукова отнюдь не безупречна. Во-первых, слишком уж быстро и легко преодолевают герои трудности на своём пути к новому. Оттого несколько сглаженным выглядит конфликт пьесы. А это, нам кажется, и привело ко второму недостатку произведения. В самом деле, драматургом дана заявка на интересный, самобытный образ молодого рабочего. Есть в Третьякове, правда, и недостатки: некоторое любование собой, своей славой. Но это воспринимается скорее как мальчишество. Сергей предстаёт в первых двух актах человеком умным и серьёзным. Он добился успеха, вывел пролёт из прорыва. Однако, чувствуя, очевидно, недостаточную остроту главного конфликта пьесы, автор решает не отпускать героя со сцены, не показав каких-то его ошибок и заблуждений. И в третьем акте Третьяков вдруг сразу глупеет: неуёмно кичится своим званием руководителя, пренебрежительно разговаривает с окружающими и, более того, совершив незаконный поступок, всячески пытается оправдать его. К этим действиям Третьякова драматург никак не подвел, не подготовил зрителя, так же как он не показал и раскаяние героя, осознание им своей вины. В следующем акте Третьяков - снова такой же передовой и уважаемый мастер, каким он был в начале пьесы. Зачем же нужны были «усложнение» характера, серьёзный проступок героя? И режиссёры и Б. Левинсон, играющий Третьякова, старались устранить противоречивость образа, найти логическое оправдание поступкам Сергея. Однако драматургический материал не позволил сделать это в полной мере.
Спектакль «Девицы-красавицы» поставлен народным артистом РСФСР М. Яншиным и молодым режиссёром С. Тумановым. С. Туманов - выпускник Государственного института театрального искусства. «Девицы-красавицы» - всего лишь вторая его работа. Творческое содружество опытного мастера и молодого режиссёра оказалось плодотворным: в спектакле достоверно, без стремления к приукрашиванию, лакировке действительности, отражена жизнь рабочей молодёжи.[...]

Нина Игнатьева (опубликовано в журнале СМЕНА № 614, декабрь 1952 год), Источник

[...]один случай мою судьбу точно изменил. Когда в восьмом классе, попав в театральную студию, я встретил Семёна Туманова. Он был тогда театральным режиссёром. Потом снял картину про Баумана, "Ко мне, Мухтар!" снял. Он был совершенно неистовым человеком в профессии. На голове у него росли пружинки во все стороны, в руке - вечная сигарета. Нечеловеческого темперамента человек, он не мог сидеть, всё время ходил, подпрыгивал... И очень быстро умер, сгорел, как свеча. Он меня словно за уши схватил и вытянул в мир, который был для меня закрыт.[...]

Константин Худяков, режиссёр (журнал STORY № 7 (125), июль 2019 года)

22 июля исполняется 100 лет со дня рождения Семёна Туманова. Автор двух несомненных зрительских кинохитов – фильмов «Алёшкина любовь» с Леонидом Быковым и «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным, с их негромкими обыкновенными героями, говоривших о преображающей нравственной силе и влиянии на окружающих подлинных чувств, – он, ученик Ю. Завадского, пришел в кино из Театра им. К. С. Станиславского, где в течение десятилетия (1952–1963) работал штатным режиссером. Здесь он поставил шесть спектаклей, в числе которых были «Дни Турбиных» Михаила Булгакова (совместно с Михаилом Яншиным, 1954) и «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта (1963), ставшими событиями театральной жизни не только самим фактом первого обращения к Булгакову и Брехту после длительного перерыва, но художественным решением и исполнительским мастерством. «Дни Турбиных» играли с аншлагами больше 15 лет, в первые годы, как говорили, на спектаклях дежурила конная милиция. А о «Трехгрошовой опере» критик Аникст писал: «…Этой постановкой театр имени К. Станиславского порадовал так, как не радовал давно. Режиссер С. Туманов создал спектакль, полный жизни, неподдельного юмора и тонкой иронии. Этой работой он входит в первый ряд столичных режиссеров» (Комсомольская правда. 21 мая 1963).

Источник

Источники информации

При подготовке материала использована информация из открытых источников, а также предоставленная В.М. Мусатовой. Фотографии из частных архивов.

[ Страница дополняется материалами ]