Сергей АВЛОШЕНКО

оператор, фотограф, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Сергей Иванович АВЛОШЕНКО

Дата рождения:
13 августа 1908
г. Рига, Рижский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя

Дата смерти:
24 августа 1985 (77 лет)
г. Саратов, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, фотограф, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Авлошенко Сергей Иванович (31 июля (13 августа) 1908, Рига (ныне Латвия) — 24 августа 1985, Саратов) — оператор и режиссер документального кино. Беспартийный. Член Союза кинематографистов СССР (СК СССР) с 1960 года.[1

В 1926 году окончил Саратовский театральный техникум по специальности «киноактер». Однако, в кино пришел как оператор (Нижневолжская студия кинохроники).[2

В 1926 —1929 — помощник оператора, оператор Нижне-Волжского отделения «Совкино» (Саратовской базы «Совкино»).
В январе — ноябре 1930 — оператор Уральской базы «Союзкино».
С 01 ноября 1930 по 01 ноябрь 1931 — пароходил службу в РККА. 
С 01 ноября 1931 по март 1933 — на Алма-Атинской базе «Союзкинохроники» / Алма-Атинской кинофабрике хроникально-документальных фильмов.
С декабря 1934 по май 1938 — на Саратовской фабрике  «Союзкинохроники» / Саратовской студии кинохроники.
С мая 1938 по ноябрь 1939 — на Свердловской студии кинохроники. 
С 01 ноября 1939 по 24 июня 1941 — на Куйбышевской студии кинохроники.[3]

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года ушел на фронт добровольцем. Воевал в должности фотолаборанта, топографа 21-й армии. В конце 1941 года был отозван в Куйбышев.[4]

Вскоре, когда выяснилось, что он – оператор, в срочном порядке был отозван и откомандирован на фронт уже от Центральной студии кинохроники.[5]

Снимал на Западном, Калининском, Волховском фронтах.

  • С 01 января 1942 — в киногруппе Калининского фронта.
  • 29.1.1943 г. приказом Комитета по делам кинематографии при СНК СССР был отчислен из фронтовой хроники за уклонение от подлинно боевых съемок и увлечение инсценировками.[6]

С 20 сентября 1941 по 01 ноября 1943 — на Куйбышевской студии кинохроники. 

Снимал сюжеты для «Союзкиножурнала», киножурнала «Поволжье», «Поток», «Гвардейцы транспорта», «Советская Киргизия», «Возрожденный завод», очерк «Гордость страны».[7]

В 1943 году был награжден орденом Отечественной войны II степени.[8]

С 01 ноября 1943 по 01 января 1944 — сотрудник фотохроники ТАСС.
С 01 января до 17 марта 1944 — на Куйбышевской студии кинохроники. Затем переведён в Киргизию (по ходатайству Георгия Николаева). 
В 1946 — 1956 — на Фрунзенской студии кинохроники.
В 1956 — 1958 — на Алма-Атинской студии хроникально-документальных фильмов. 
В 1958 — 1972 — на Нижневолжской студии кинохроники (в 1960 — 1968 — начальник Тамбовского корпункта киностудии).[9]

____________________________
1. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 33).
2. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 657).
3. Информация о работе в период с 1926 по июнь 1941 — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 33).
4. Там же.
5. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 657).
6. Там же.
7. Cправочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 33).
8. Там же.
9. Там же.

СЕМЬЯ

Жена — Нина Федоровна Жданова (1915 — 2002), начальник монтажного цеха Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Сын — Вадим Сергеевич Авлошенко (1940 — 2014) — советский и украинский оператор и кинодраматург. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1986). После окончания ВГИКа в 1963 году Авлошенко работал на Одесской киностудии, снял тридцать художественных фильмов, работал с Андреем Тарковским, Петром Тодоровским, Вилленом Новаком, Радомиром Василевским, Василием Левиным, Всеволодом Шиловским, Андреем Ростоцким и другими известными режиссерами. По сценариям Вадима Авлошенко сняты кинофильмы "Крупный разговор" и "Две версии одного столкновения".
Внук — Максим Авлошенко (р. 1969) — оператор кино и телевидения; в 1991 году окончил операторский факультет ВГИКа; в качестве оператора-постановщика участвовал в съемках трюкового фильма режиссера А. Ростоцкого "Мужская компания"; В1994 г. М. Авлошенко был оператором-постановщиком х/ф режиссера Н. Кошелева "Рожденные — свыше". С 1996 г. М. Авлошенко работал оператором службы новостей на ТВЦ, а с 1999 г. — на "Первом канале". За период с 1999 по 2004 гг. он снял более 150 репортажей в Чечне, участвовал в съемках при освобождении заложников "Норд-Оста", освещал боевые действия против талибана в Афганистане, с первых дней военных действий снимал сюжеты в Ираке. 11 сентября 2001 г. в Кремле Президент РФ вручил М. Авлошенко Медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. С 2004 г. М. Авлошенко работает оператором Вашингтонского бюро "Первого канала" в США. Награжден медалью "За ратную доблесть" Общественного движения ветеранов локальных войн и военных конфликтов и нагрудным знаком "Участник боевых действий" Министерства обороны РФ. Член Союза кинематографистов России.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1927 — Производство Сарпинки; авт.-оператор
1928 — Как ходить на улице
1929 — Фабрика зерна; реж.-оператор
1932 — Этап решающих побед 
1932 — Уголь Кизела
1933 — Конец кочевью
1934 — Бой тюленей; автор-оператор
1935 — Молодая республика (Калмыцкая АССР); производство: Саратовская студия кинохроники; режиссер: Горохов; оператор
1937 — Борьба с засухой 
1939 — Магнитогорск –Кузбасс
1940 — На Волге; реж.-оператор
1943 — Урал кует победу; полнометражный; Производство: Московская, Куйбышевская и Свердловская студии кинохроники; реж.: Ф. Киселев, В. Бойков, Я. Бабушкин; операторы: Н. Степанов, О. Рейзман , С. Авлошенко, Н. Блажков, П. Ногин, Г. Родниченко, А. Сухов; звукооператоры: В. Котов, М. Соболев; авторы сценария: Б. Агапов, В. Бойков; музоформитель: Н. Аносов, Д. Штильман; ассистент режиссера З. Дембовская
1943 — На боевом посту; производство: Куйбышевская ст. кинохроники; режиссер: В. Будилович; оператор
1944 — Поток
1944 — Возрожденный завод; производство: Куйбышевская студия кинохроники; реж.: В. Каштелян; оператор: С. Авлошенко; ассистент режиссера: Н. Жданова; ассистент оператора: Л. Куянов; музоформитель: Б. Мерцалов; звукооператор: Л. Герцикова; художник: М. Сухова; ддиктор Н. Рославлев
1944 — Гвардейцы транспорта
1946 — Гордость страны
1947 — Великий всенародный праздник (выборы в Верховные Советы союзных республик в городах: Москве, Ленинграде, Валдае, Сталинграде, Горьком, Ульяновске, Владимире, Краснотурьинске, Новосибирске, Киеве, Таллине, Ташкенте, Ереване, Баку, селах Алтая, Белоруссии, Туркмении, Киргизии, Казахстана; режиссер: И. Копалин; оператор в соавторстве
1947 — Песня о Киргизии; полнометражный; производство: Фрунзенская студия кинохроники; режиссер: М. Слуцкий; операторы: А. Фролов, М. Аранышев, С. Авлошенко; сценаристы: А. Токомбаев, М. Слуцкий; композиторы: А. Малдыбаев, Д. Покрас; звукооператоры: Г. Мартынюк, В. Котов, В. Копотев; асс. режиссера С. Пумпянская; текст Б. Ямпольский; диктор Л. Хмара; пом. режиссера Ф. Мамуралыева
1947 — День победившей страны (путешествие по советской стране, снятое 50-тью операторами в один день — 14-ого августа 1947 года. В фильме отображены промышленность, сельское хозяйство, строительство, научная и культурная жизнь советских людей разных национальностей. Виды ландшафта СССР); полнометражный; режиссеры: И. Сеткина, И. П. Копалин; главные операторы: М. Глидер, Т. Бунимович; оператор в соавторстве

1947 — Долина сахара; реж.-оператор
1953 — Пик Дружбы
1954 — Курорты в горах Тянь-Шаня; производство: Фрунзенская студия кинохроники; реж.-оператор
1955 — Джаны Джалдыз
1956 — Кентау
1958 — Тамбов на карте; реж.-оператор
1958 — У нас в Арженке; автор-оператор
1959 — Хозяйка
1960 — Полвека в саду
1961 — Братья Володины
1969 — Мы – киноактеры
1969 — Наш друг – голубой экран; реж.-оператор
1972 — Мы с Кубы; реж-оператор

КИНОПЕРИОДИКА

Снял около 1500 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: «Союзкиножурнал», «Поволжье», «Поток», «Гвардейцы транспорта», «Советская Киргизия», «Возрожденный завод», «Гордость страны» (очерк).

_______________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 6-7). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 33-35; ссылки на источник: РГАЛИ. — Ф. 2451. — Оп. 2. — Ед. хр. 5. — Лист 125; Там же: — Ф. 2944. — Оп. 30. — Ед. хр. 2.). «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 657).

Награды

1943 — Орден Отечественной войны II степени
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Цитаты

[...]24 июня 1941 года кинооператор Куйбышевской студии кинохроники Сергей Авлошенко, оставив жену и годовалого сына, уходит добровольцем на фронт, где воюет в должности топографа 21-й армии, которая с упорными боями отступала от Бобруйска под Ельню. Попадал в окружение, выходил, а однажды без шин, на одних ободах, гнал что есть силы штабную полуторку, спасая секретные карты. В конце года его разыскали и отозвали в Куйбышев — не хватало операторов снимать войну для истории. Уже в первых числах января капитан-инженер Сергей Авлошенко был на Калининском фронте, он стал одним из 256 фронтовых кинооператоров, которые отсняли 4,5 миллиона метров пленки, ставшими бесценными свидетельствами о Великой Отечественной войне.[...]

Светлана Богма (журнала «Техника и технологии кино», 2007 год), Источник

[...]В 1942 году, воюя на Волховском фронте, он снимал знаменитый прорыв 2-й ударной армии, которая шла на Ленинград, да так и увязла в болотах. Снимал весь этот кошмар внутри котла, попав в окружение с армией Власова, вышел из окружения, на себе вынес «аймушку» и кассеты с пленкой, доставил их в Куйбышев. Сначала хотели наградить, представили к ордену Красного Знамени. Наградили… Нет, на лесоповале он не работал, но жил на поселении без права выезда куда-нибудь. Ему даже позволили снимать оленеводов для фильма «Урал кует победу». И только после войны его друг Георгий Николаевич Николаев (один из тех троих однокурсников, которые на вопрос, кто видел киноаппарат, подняли руку и тем самым определили свою судьбу), ставший к тому времени одним из руководителей советской кинохроники, вызволил Сергея Авлошенко. Ему сменили одно место ссылки на другое, и он поехал работать в Среднюю Азию, в Киргизию.[...]

Светлана Богма (журнала «Техника и технологии кино», 2007 год), Источник

[ Страница дополняется материалами ]