Константин ДУПЛЕНСКИЙ

кинооператор

Полное имя:
Константин Петрович ДУПЛЕНСКИЙ

Дата рождения:
20 августа 1920
г. Томск, Томская губерния, РСФСР

Дата смерти:
16 октября 1986 (66 лет)
г. Челябинск, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Последнее обновление: 09.02.2023.

Дупленский (иногда Дуплянский) Константин Петрович (20 августа 1920, Томск — 16 октября 1986, Челябинск). Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.07.1980). Член Союза кинематографистов СССР (Свердловского отделение). Беспартийный. 

В 1942 году окончил операторский факультет ВГИКа.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 25 декабря 1942 года. Призван ПУРККА и Комитетом по делам Кинематографии при СНК СССР. Воинское звание: капитан-лейтенант, капитан, инженер-капитан. Воинская часть: Политуправление 3-го Украинского фронта (3 УкрФ); КВФл; ВВФл; ПолитУ ТОФ.

Снимал на Западном фронте, затем на Северо-Кавказском, снимал боевые действия Черноморского флота.

Кинооператоры в действующей Армии. Константин Дупленский (справа на фото), Владислав Микоша (в центре с кинокамерой), Борис Шер (слева от Микоши). Фото из частного архива.

  • С февраля 1944 — военный кинооператор киногруппы политуправления 3-го Украинского фронта.

Фото: Кинооператоры Владислав Микоша и Константин Дупленский на Итальянском кладбище в Севастополе. Апрель 1944 года. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (16251165)

В качестве кинооператора в составе фронтовых киногрупп принимал участие в боевых операциях в составе 3 УкрФ, в том числе:

 Никопольско-Криворожской наступательной операции
 (30.1 – 22.2.44 г.; Операция 2-го удара), разгром немецко-румынских войск в районе Кишинев-Яссы (август 1944 г.):
Ясско-Кишиневская наступательная операция (20.8 – 27.8.44 г.; операция 7-го удара);
— 
Белградская наступательная операция (28.9 – 20.10.44 г.; Операция 9-го удара), разгром немецко-венгерских войск на территории Венгрии (октябрь — декабрь 1944 г.);
— Будапештская наступательная операция (28.10.44 г. – 13.2.45 г.; Операция 9-го удара), форсирование реки Дунай и захват плацдармов у Батина и Апатин (7.11 – 29.11.44 г.; Операция 9-го удара);
— Балатонская оборонительная операция (2.1 – 15.3.45 г.);
— Венская наступательная операция (16.3 – 15.4.45 г.). 

Награжден орденом Отечественной войны II степени (1945), медалями «За оборону Кавказа» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). К 40-летию Победы награжден вторым орденом Отечественной войны 2 степени (06.04.1985).

Кадры, снятые Дупленским, вошли в документальные фильмы «Битва за Севастополь» (1944), «Дети и война», «Победа на Юге» (1944), «Болгария», «Будапешт», «Вена» (1945), «Разгром Японии» (1945).

 Константин Дупленский. Челябинск, июнь 1969 года. Автор фото: Евгений Ткаченко. Источник: www.russiainphoto.ru  (МАММ / МДФ).

С 1946 — оператор Свердловской киностудии. Более 20 лет возглавлял корреспондентский пункт в Челябинске.
Съемки Дупленского послевоенных лет вошли в документальные фильмы: «Трижды орденоносный» (1958), «По дорогам Приморья» (1953), «В глубоком разрезе» (1960), «Свердловск» (1961), «Главная улица» (1965), «По дорогам войны» (1969) и другие.

Фронтовые репортажи, снятые Дупленским в 1942 – 1945 гг., вошли в 20-ти серийную киноэпопею «Великая Отечественная» (1979; художественный руководитель Роман Кармен).

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1942 — Каспийцы
1943 — Народные мстители; полнометражный
1944 — Вступление Красной Армии в Болгарию. Фронтовой выпуск № 8; режиссер М. Фидилева; операторы: А. Кричевский, В. Микоша, Г. Асланов, Б. Рогачевский, А. Сологубов, Сокольников, И. Голомб, А. Смолко[Смолка], К. Дупленский, С. Стояновский, И. Чикноверов; музоформитель Д. Штильман; звукооператор В. Котов; асс. режиссера А. Гольдберг; военный консультант С. Платонов
1944 — Битва за Севастопольполнометражный; производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. МикошаД. ШоломовичИ. Аронс, В. Афанасьев, Я. БерлинерК. ДупленскийИ. ЗапорожскийД. КаспийЛ. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолко[Смолка], В. СущинскийБ. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1944 — Дети и война
1944 — Победа на юге
1945 — Повесть о наших детях (советские дети до и во время войны; награждение детей; жизнь после войны); полнометражный; режиссер: А. Ованесова; авторы сценария: А. Ованесова, Л. Перцова; операторы: К. Богдан, Г. Гибер, К. Дупленский, И. Запорожский, П. Касаткин, Г. Монгловская, Н. Нагорный, М. Оцеп, П. Русанов, С. Семенов, В. Томберг, В. Цитрон, А. Свинцов; диктор: Л. Хмара; звукооператор: В. Нестеров; музоформитель: А. Ройтман
1945 — Вена (наступление частей Советской Армии в Австрии); режиссер Я. Посельский; операторы: Г. Асланов, И. Грачев, И. Чикноверов, Б. Рогачевский, И. Сокольников, Д. Рымарев, В. Афанасьев, Д. Мамедов, К. Дупленский, С. Стояновский, А. Фролов; музоформитель Д. Блок; звукооператор В. Котов; диктор Л. Хмара; художник П. Соколов; автор текста Р. Кацман; асс. режиссера З. Дембовская; консультанты: С. Платонов, К. Васильченко
1945 — Будапешт (боевые действия 2-го и 3-го Украинских фронтов по освобождению советскими войсками г. Будапешта во время 2-й Мировой войны); режиссёр В. Беляев; операторы: В. Афанасьев, А. Лебедев, П. Касаткин, Д. Рымарев, О. Рейзман, Г. Асланов, Л. Аристакесов, Я. Берлинер, И. Грачев, С. Гольбрих, К. Дупленский, Ю. Кун, А. Рубанович, Б. Рогачевский, А. Сологубов, И. Сокольников, С. Стояновский, А. Фролов, Е. Яцун, Р. Кацман
1945 — В день Победы (празднование Дня Победы в Москве, Ростове на Дону, станице Вешенская, бухте Тикси, Варшаве, воинской части в Австрии на кораблях Северного флота, Грузии, Киеве); режиссер И. Венжер; операторы: Г. Асланов, И. Беляков, Г. Гибер, А. Грек, К. Дупленский, Г. Захарова, А. Каиров, М. Лифшиц, Б. Макасеев, В. Петров, Г. Попов, А. Роговский, П. Русанов, А. Свинцов, А. Хавчин, Р. Халушаков, В. Цитрон, М. Цирюльников; асс. режиссера М. Спандарян; музоформитель Д. Блок,; звукооператор В. Котов; диктор Л. Хмара 
1945 — Разгром Японии; полнометражный; (новая редакция в 1985 году); авторы фильма и руководители фронтовых съёмок: А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц  монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёвой; операторы Забайкальского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: А. Афанасьев, К. Бровкин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, Л. Дульцов, К. ДупленскийГ. ЕпифановВ. ЕшуринА. ЗенякинД. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. МикошаМ. Ошурков, Л. Панкин, А. Погорелый, М. Посельский, М. Прудников, О. РайзманА. РубиновичБ. Соколов, Е. Соколов, А. Сологубов, С. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун  
1949 — На ледяной дорожке
1949 — Пребывание в СССР делегации крестьян Чехословакии; режиссер Н. Кармазинский; операторы: Н. Вихирев, И. Голомб, К. Дупленский, М. Каюмова, А. Ковальчук, С. Коган, Н. Константинов
1949 — Пребывание чехословацкой крестьянской делегации в Советском Союзе; операторы: Н. Вихирев, Константинов, К. Дупленский, К. Кутуб-Заде

1950 — Физкультурники Уралмаша 
1952 — Первенство по гимнастике 
1953 — По дорогам Приморья 
1953 — Великое прощание (фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина, съемки проходли в период с 6 по 9 марта 1953 года); полнометражный; режиссеры: С.А. ГерасимовИ.П. Копалин, Е.И. Свилова , М.Э. Чиаурели, Г.В. Александров, И.Ф. Сеткина; асс. режиссера: С.Н. Пумпянская, Н.В. Соловьева; операторы: И.И. Беляков; Г. ЗахароваМ. ПоповаР. Туморина, Р.Б. Халушаков, К. Дупленский (всего 60 кинооператоров); звукооператоры: И. Ф. Гунгер, В. А. Котов  
1955 — Освобождение Вены (фильм смонтирован по материалам кинохроники, снятой в 1945 году); режиссер И. Сеткина; операторы:  Г.Г. Асланов, Б.М. Рогачевский, Д.М. Мамедов, В.И. Афанасьев, И.И. Сокольников, К.П. Дупленский; асс. режиссера М. Панкина
1957 — Театральная весна Урала
1958 — Свердловск
1958 — Трижды орденоносный
1959 — День нашей жизни (фильм об одном дне жизни Советского Союза — 16 сентября: съемки на Северном полюсе, у берегов Берингова пролива, в якутской тайге, в маленьком селении Орочи, на р. Ангаре, в отрогах Заилийского Алатау); полнометражный; реж.: Р. Кармен; главные операторы: Д. Каспий, В. Микоша; операторы: В. Копалин, Р. Туморина, Безвиконная, М. Попова, Зайцев, И. Михеев, Марченко, Чернявский, Ю. Чернятин, И. Панов, Е. Аккуратов, Богаров, Листвин, Патушинский, А. Ковальчук, П. Шлыков, Ю. Бородяев, Ф. Овсянников, А. Саранцев, КДупленский, Е. Качин, А. Погорелый 
1960 — В глубоком разрезе (о жизни замечательных тружеников - горняков Коркинугля Челябинской области); производство: Свердловская киностудия; оператор
1962 — Дальний конвейер; оператор
1964 — 225 лет Челябинску; оператор
1965 — Главная улица; оператор
1967 — Трубы и розы; оператор
1969 — По дорогам войны; оператор
1969 — Рассвет над Мирным; оператор
1970 — Танкисты; оператор
1971 — Щедрый дар; оператор
1975 — Ждем ветра; оператор
1975 — Засуха; оператор
1977 — Кинофестиваль (спецвыпуск); оператор
1977 — Экономика металла» (спецвыпуск); оператор

Игровые

1948 — Страницы жизни; игровой;  2-й оператор
1959 — Ваня; игровой; оператор

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял более 900 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: «Новости дня», «Советский спорт», «Пионерия», «Советский Юг», «Сталинский Урал», «Советский Урал».

1961  Новости дня № 37режиссер: Лаврова Т.; операторы: Киселев В., Микоша В., Попова М., Федяев Е., Дупленский К., Захарова Г., Озолин Д., Хавчин А.
1966 — Новости дня № 38; режиссер В. Плотникова; операторы: С. Киселев, Е. Мухин, П. Опрышко, В. Ходяков, Б. Макасеев, М. Попова, К. Дуплянский, Ф. Забегайлов, Г. Монгловская, Ю. Леонгардт, И. Сокольников, А. Хавчин
1967 — По Советскому Союзу № 32; режиссер  Мусатова; операторы: Воронцов, Панкин, А. Кочетков, К. Дупленский
___________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
. Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016). В.И. Фомин «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор-составитель В.И. Фомин; Госфильмофонд России. Издательство «Киновек», Москва, 2018; с. 707).

Источники: ГА РФ (Фонд А 385. Опись 33. Дело 902). ЦАМО (Фонд 33. Опись 690306. Единица хранения 2091. Документ 186/Н. Лист 17-18). Справочник Союза кинематографистов СССР 1981 года (сост. Г. Мирнова) // М., БПСК, Московская типография № 6. Журнал «Уральский следопыт». 1982. №10. Стр.75.  Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ).

Библиография

1966 — С. И. Юткевич. Кинословарь в 2-х томах. (изд.: - Москва, Советская энциклопедия)

Звания

1980 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Цитаты

Из наградного листа: «Особенно проявил себя тов. Дупленский в боях за Будапешт и Вену. Снимая непосредственно в штурмовых отрядах, штурмовавших кварталы Буды, и танковых частях, которые врывались в Вену, он дал высококачественный боевой репортаж, подлинные документы о героике наших бойцов и офицеров, проявляя в работе смелость, отважность и находчивость».
(ГА РФ. Ф. А 385. Оп. 33. Д. 902.)

В.И. Фомин «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор-составитель В.И. Фомин; Госфильмофонд России. Издательство «Киновек», Москва, 2018), Источник

[...]Ярополк ЛАПШИН, режиссер Свердловской киностудии:
— Я знал Костю еще по ВГИКу — мы были одногодки и учились вместе. Он снимал меня для своей курсовой. Его уважали уже тогда — за рассудительность, серьезность, отзывчивость. Когда началась война, всех студентов отправили под Смоленск, где под постоянными бомбежками строили заградительные сооружения. Однажды немцы сбросили листовки: "Студенты, убегайте отсюда! Мы скоро начинаем наступление". И действительно, через пару дней наступление началось, нас всех вернули в Москву, а оттуда — в глубокий тыл, в Алма-Ату. Отправляли на открытых платформах, заставленных пустыми троллейбусами, которые мы, вгиковцы, и забились так, что пошевелиться невозможно было. Была зима, температура доходила до –40 градусов, наши импровизированные "вагоны", конечно, не отапливались, а только до Куйбышева мы добирались 19 суток — со множеством остановок, не ограниченных временем.[...]

Антон КАПТЕЛОВ, Источник

[...]Сергей МИРОШНИЧЕНКО, режиссер-документалист:
— Начинал я на Челябинской студии телевидения осветителем. Потом поехал на Свердловскую киностудию проситься ассистентом к кинооператору Константину Дупленскому. Он фронтовик, выпускник ВГИКа, талантливый человек и хороший педагог.
Я тогда носил белый плащ, красный шарф, желтые ботинки, длинные волосы, фирменные джинсы Levi's от спекулянтов. Пришел, ищу Дупленского. Вижу человека в кирзовых сапогах и робе. «Мужик, — говорю, — а где здесь Дупленский?» —
«Это я и есть, — сказал он. — До тебя тут был один балбес, он потерял ключ, я его уволил. Сделаешь новый — будешь работать».[...]

Антон КАПТЕЛОВ, Источник