Исаак ЛИБЕРМАН

директор картины, директор Производственно-творческого объединения, организатор кинопроизводства

Имя при рождении:
Исаак Вульфович Либерман

Дата рождения:
30 июля 1907
с. Фатеж, Курская губерния, Российская империя

Дата смерти:
09 марта 1983 (75 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
директор картины, директор Производственно-творческого объединения, организатор кинопроизводства

Краткая биография

Либерман Исаак Павлович (30 июля 1907, с. Фатеж, Курская губерния, Российская империя — 09 марта 1983, Москва) — организатор кинопроизводства. Член ВКП(б) — КПСС с января 1949 года.[1]

В 1925 году окончил школу девятилетку.
Образование среднее-специальное. С 1927  года учился в Комбинате практических знаний при Бирже труда; после окончания в 1928 году преподавал там же до 1930 года.

В кино с 1927 года. Член Союза работников политпросветуправления.
В 1927 — 1929 — бухгалтер Северо-Западного отделения Совкино (г. Курск).
В 1928 году избран в ОДСК. В 1929 — 1930 —ответственный секретарь ОДСК (г. Курск).
В 1930 году переехал в Москву.
В 1931— 1933 — начальник рекламного отдела Правления «Союзкино». 

В 1933 — 1936 — старший инспектор «Межрабпомфильма».
В 1936 — 1937 — директор кинотеатра «Мосгоркино».  
В 1937 — 1939 — старший инспектор Главкинопроката.
С января по октябрь 1939 — директор кинотеатра СовПКиО.

Работал главным диспетчером, директором картины, директором производственно-творческого объединения (ПТО) студии «Союзкинохроники» / Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

  • С сентября 1939 — главный диспетчер Московской студии кинохроники. 
  • В 1942 — 1943 — главный диспетчер  Куйбышевской студии кинохроники[2]. 
  • С 01 июня 1943 — начальник стола заказов; с июля 1943 — диспетчер по сдаче и оформлению готовой продукции Центральной студии кинохроники.
  • С 02 января 1944 — главный диспетчер Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ)[3].
  • С 07 января 1958 — директор картины цеха съемок ЦСДФ.
  • 24 марта 1958 года Приказом Министерства культуры СССР, решением тарификационно-калификационной комиссии Управления по производству фильмов Министерства культуры СССР Либерман утвержден в должности директора картины 1-й категории.
  • С 01 сентября 1960 до 19 апреля 1971 — директор ПТО № 3 ЦСДФ[4].

На фото (слева направо): Исаак Либерман и оператор Георгий Епифанов. Фото из семейного архива Н.И. Межерицкой.

В период работы гл. диспетчером студии Исаак Либерман внес ряд рационализаторских предложений и технических усовершенствований, что позволило улучшить организацию кинопроизводства и снизить себестоимость продукции. Неоднократно исполнял обязанности заместителя директора студии.

В 1949 году поступил в  Университет марксизма-ленинизма (обучение без отрыва от производства), который окончил в 1951 году.

С 19 апреля 1971 года и до выхода на пенсию 01 июня 1971 года — директор картины ПТО №2 ЦСДФ.  


______________________________
1. Личное дело главного диспетчера студии, директора картины Либермана И.П. (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 19377193).
2. Осенью 1941 года в Куйбышев из Москвы были эвакуированы госучреждения; Центральная студия кинохроники и часть работников (и члены их семей) были эвакуированы в Куйбышев (ныне Самара), где продолжили работу на Куйбышевской студии кинохроники. Также часть работников была эвакуирована в Алма-Ату, где продолжили работу на Алма-Атинской студии кинохроники. Весной 1943 года Центральная студия кинохроники была реэвакуирована из Куйбышева в Москву. 
3. Главный диспетчер — одна из ведущих должностей на киностудии; от качества работа гл. диспетчера, от его оперативности зависели сроки сдачи готовой продукции (фильмов и кинопериодики), выполнение графиков производства и ритмичная загрузка цехов; в конце 40-х годов общее количество готовой кинопродукции увеличилось до 600 частей (примерно 5 000 минут) в год. (Источник: Государственный центральный музей кино (ГЦМК. —Ф. 56. — Оп. 2.).
4. 01 января 1960 года на ЦСДФ были созданы четыре производственно-творческих объединения (ПТО) и экспортная группа. Четыре ПТО существовали до апреля 1971 года.

СЕМЬЯ

Павел (Вульф) Либерман на отдыхе в санатории ЦК Союза Наркомата Связи (Наркомсвязи). Фото из семейного архива Н.И. Межерицкой (внучки П. Либермана).

Отец — Павел (Вульф) Либерман (умер в 1943 году в Куйбышеве (ныне Самара).
Мать — Софья Яковлевна Либерман (род. в 1876 году).
Сестра — Евгения Павловна Либерман (род. в 1902 году), врач; участник Великой Отечественной войны.
Брат — Яков Павлович Либерман (род. в 1904 году).

Исаак Павлович и Екатерина Николаевна с дочерью Наталией. г. Монино, Московской области. 1943 год. Фото из семейного архива Н.И. Межерицкой.

Жена — Иванова Екатерина Николаевна (10 августа 1911, Ростов-Ярославский  — 05 мая 1959, Москва),  работала в экспортном отделе ЦСДФ.
Четверо детей:
— сын (от первого брака) — 
Альберт Исаакович Либерман (1928 — 1993) — военный строитель; 
— дочери (от брака с Ивановой Е.Н.) — Наталия Исааковна Межерицкая (род. в 1939 году в Москве) — асс. режиссёра; в кино с 01 декабря 1956 года; в 1956 — 1978 — ученица, монтажница, ассистент режиссера ЦСДФ; с августа 1978 года живет в Иерусалиме; Надинская-Артамонова Елена Исааковна (род. в 1944 году), живет в Москве.
— сын (от брака с Ивановой Е.Н.) — Виталий Исаакович Иванов (1946 — 2005), работал на ЦСДФ.

____________________________
Материал подготовлен на основе информации из личного дела Либермана И.П. (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 19377193), а также материалов, предоставленных дочерью Либермана И.П. — Наталией Межерицкой. 
 Фотографии из семейного архива.  

Награды

1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1947 — Медаль «В память 800-летия Москвы»
1957 — Нагрудный значок «За отличную работу» Министерства культуры СССР (Приказ Минкультуры СССР № 225-к от 26 февраля 1957 г.)
1967 — Значок «Отличник кинематографии СССР»

Цитаты

Дочь режиссёра Эльдара Рязанова - Ольга вспоминает:
"С выбором моего имени у родителей были проблемы. Оно должно было сочетаться с необычным отчеством. В обсуждении принимала участие вся студия документальных фильмов, где работали мама и папа. Все перипетии этого процесса я узнала из записок, которые они писали друг другу, когда мама лежала в роддоме. А надо сказать, что родилась я недоношенной. Папа пишет: "Ну и выкинула же ты номер, мать моя. Я аж окосел. Вот мы с тобой и родители! На студии многие не верят, что у нас родилась дочка, потому что накануне все видели тебя на работе".
Во всех своих записках он спрашивает: "Как же назвать девочку? Пора решать этот наболевший вопрос!" Чего уж там было такого наболевшего, непонятно. "Либерман предложил, - пишет он, - назвать девочку Лавандой Эльдаровной, а будущего сына Контратип Эльдарович - к отчеству подходит". Под лавандой этот зловредный Либерман имел в виду не цветок, а профессиональный термин, связанный с копированием фильмов, так же как и контратип.
"Было заседание фабкома, который постановил сделать подарок нашей дочери. Вчера мы с Женькой в рабочее время отпраздновали рождение дочки - выпили бутылку портвейна в какой-то забегаловке".
Я люблю читать письма родителей, которые они писали друг другу на протяжении многих лет. В них очень многое об их отношениях, о работе, о съёмках, о том времени и обо мне. Через два месяца папа пишет другу Васе Катаняну: "Дочь моя - мировая девчонка, выросла, поправилась, начинает соображать - просто прелесть". А имя в результате выбрали такое, чтобы была аллитерация - ОЛЬга ЭЛЬдаровна."

Ольга Рязанова, киновед, Источник