Рафаэль АГАДЖАНЯН

директор картины, режиссёр, сценарист

Имя при рождении:
Рафаел Агаджанян

Дата рождения:
05 июня 1950
г. Степанакерт, Нагорно-Карабахская АО, Азербайджанская ССР, СССР

Дата смерти:
03 сентября 2015 (65 лет)
г. Кишинев, Республика Молдова

Профессии:
директор картины, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Агаджанян Рафаэль Эрвандович родился 05 июня 1950 года в Нагорном Карабахе. Заслуженный деятель искусств Республики Молдова (2007). Член творческих союзов  кинематографистов и журналистов Республики Молдова.

В 1972 году окончил экономический факультет, а в 1983 году сценарный факультет  ВГИКа.

Золотой приз за документальный фильм ПИРАМИДА (1985). На фото (слева направо): оператор Андрей Колобродов, режиссер Александр Иванкин, народный целитель и герой фильма Валентин Дикуль, директор картины Рафаэль Агаджанян, операторы отец и сын Арцеуловы. Фото из личного архива Константина Арцеулова.
С 1972 — директор картины второго творческого объединения  Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Сценарную деятельность начал в Москве — сотрудничал с детским юмористическим киножурналом "Ералаш", писал  дикторские тексты для киножурналов.
После окончания сценарного факультета ВГИКа в течение двух лет стажировался в Первом творческом объединении киностудии "Мосфильм".

В 1987 году переехал на постоянное место жительства в Кишинев. Работал редактором в творческом объединении "Вяца".

С  1994 — репортер, спецкор, комментатор, автор и ведущий телепрограмм Департамента новостей национального телевидения Республики Молдова.
Режиссер и автор сценария игрового фильма «Чандра» (2003).
Был членом Правления Союза кинематографистов и Союза журналистов Республики Молдова.

Рафаэль Эрвандович ушел из жизни 03 сентября 2015 года.

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Директор картины

1975 — Память навсегда (фильм посвящен одному из решающих периодов Великой Отечественной войны — битве за Кавказ; вошли съемки фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны); режиссер и автор сценария: Фирсова Д.; операторы: В. Микоша (всего снимали 34-х фронтовых кинооператора ЦСДФ); звукооператор: И. Гунгер; редактор: С. Суркова; редактор кинолетописи: С. Притуляк; асс. режисссера: Л. Капралова, В. Соловьева; дир. картины: К. Иванов, Р. Агаджанян
1975 — Правда и неправда (фильм посвящен взаимоотношениям СССР и Китая); авторс ценария и режиссер: А. Медведкин; оператор: И. Скачков; директор кратины: Р. Агаджанян
1976 — Осторожно! Маоизм! (фильм рассказывает о природе маоизма и событиях в Китае в 1960-х - нач. 1970-х годов); полнометражный; автор сценария и режиссер: А. Медведкин; директор кратины: Р. Агаджанян

Сценарист, режиссер

1982 — Происшествие в июле; игровой; короткометражный; Производство: Арменфильм; авторы сценария: Р. Агаджанян, Г. Кеворков; режиссер-постановщик: Г. Кеворков; оператор-постановщик: Р. Ватинян
1982 — Парикмахер, у дяди которого дрессированный тигр отгрыз головукороткометражный; Высшие курсы сценаристов и режиссеров; дипломная работа Валерия Мелконяна; автор сценария: Р. Агаджанян; оператор: А. Явурян; 
1990 — Внимание: Ведьмы!игровой (комедия); полнометражный; Производство: Одесская киностудия; режиссер: Александр Амелин; автор сценария: Рафаэль Агаджанян; оператор: Вадим Авлошенко; хдожник: Галина Щербина; композитор: Евгений Дога; актеры: Александр Калугин, Татьяна Лютаева, Юрий Медведев, Павел Кормунин, Елена Торшина, Любовь Малиновская, Александра Свенская, Пётр Бенюк, Алексей Моисеев, Андрей Булавцев, Е. Березовская, Василий Гуляев, Валерий Гурьев, Георгий Деревянский, С. Дубенко, Марина Жуковская, Наталия Иноземцева, Ю. Краснопольский, Семён Крупник, Татьяна Макуцинская, О. Мельник, Александр Морев, С. Манн, Рудольф Мухин, В. Моисеенко, А. Писарский, А. Рахманова, А. Силак, Злата Смирнова-Солодовникова, И. Степаненко, Д. Хоров, Ю. Цаплакова, Вера Царева, Сергей Юрков, В. Запуниди
1990 — Каталажка (сатирическая кинокомедия); игровой; полнометражный; Производство: Одесская киностудия; режиссёр-постановщик: Георгий Кеворков; операторы: Виталий Соколов-Александров, Владимир Панков; художник: Лариса Токарева; автор сценария: Рафаэль Агаджанян; в главных ролях актеры: Александр Демьяненко, Евгений Стеблов, Марина Левтова, Виктор Ильичёв, Игорь Богодух
1991 — По ком тюрьма плачет... (Фильм повествует о желании человека проснуться и сразу стать обладателем большого наследства. Примерно такой, долгожданный случай, произошел с застенчивым и совсем небогатым преподавателем в музыкальной школе Гией Бабуриным); игровой; полнометражный; Производство: Одессская киновидеостудия и кинообъединение "Аркадия"; автор сценария: Р. Агаджанян; ; режиссер: Г. Кеворков; оператор-постановщик: В. Овлашенко; композитор: Владимир Рябов; художник: Александр Токарев; в главных ролях актеры: Рамаз Иоселиани, Наталья Воробьева, Владимир Татосов, Леонард Саркисов, Георгий Овакимян, Степан Шагинян, Евгения Тудорашку, Сергей Пожогин, Валентина Касьянова, Игорь Богодух, Наталья Крачковская, Юрий Рудченко, Владимир Наумцев, Виктор Плотников, Николай Слёзка
2004 — Чандра; игровой (Молдова); автор сценария и режиссер

__________________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Звания

2007 — Заслуженный деятель искусств Республики Молдова

Цитаты

[...]Ровно 25 лет назад я впервые вошел в это здание по знаменитому адресу Лихов, 6. Пришел с улицы, без рекомендаций и звонков. Позади были ВГИК, армия. Надо срочно трудоустраиваться, чтобы не угодить под статью о тунеядстве. На выбор Студия Горького и «Мосфильм». На «Мосфильме» даже была договоренность с директором экспериментального объединения Леонидом Мурсой. Но мой приятель по ВГИКу посоветовал идти на Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ). Даже экипировал меня — снабдил часами величиной с будильник (как у красноармейца Сухова в «Белом солнце…»), джинсами с отворотами почти до колен и широким пестрым галстуком. Вот в таком клоунском наряде я появился на ЦСДФ, и меня почему-то сразу взяли. Очевидно, в силу традиционных дружественных отношений с соседями — цирком на Цветном бульваре.
Самое первое и самое сильное впечатление, конечно же, оставляет фойе студии, больше похожее на вокзал. Сходство усиливают казенные, обитые дерматином скамейки вдоль стен. Кому не хватило места, стоят небольшими группками. Клубы табачного дыма, гул, гам. Среди беседующих происходит постоянная ротация. Могло показаться, что все здесь собрались не случайно и обязательно сейчас что-то произойдет, непременно. Здесь формировались
группы, в беседах и спорах рождались замыслы, а еще рассказывали анекдоты, делились слухами. Бросалось в глаза дружелюбное отношение собеседников. Человеку постороннему очень трудно было определить, кто есть кто.[...]
Сюда, в вестибюль студии, я возвращаюсь каждый раз, когда хочу вспомнить кого-то из них, моих любимых старших товарищей. Это были удивительные люди, остроумные, отважные и, увы, иногда во много раз талантливее своих фильмов. Ведь к ноге каждого из них было приковано ядро идеологии. И время было застойным, когда начали завинчиваться гайки. Я расскажу, о чем помню, о чем слышал, о том, что было и чего быть не могло никогда.[...]

Рафаэль Агаджанян (Журнал "Киноведческие записки" № 97, 2010 год), Источник

[ Страница дополняется материалами ]