Брюханенко Наталья Александровна (28 ноября 1905, Москва — 1984, Москва) — литературный работник, директор картины. Член профсоюза Политпросветработников с 1923 года. Беспартийная.
После смерти матери в 1917 году жила в семье родной сестры матери; с 1919 года воспитывалась в пришкольном детдоме.
После окончания школы с отличием в 1923 году поступила на литературное отделение факультета общественных наук 1-го МГУ, который окончила в 1926 году; специальность: журналист.
Будучи студенткой второго курса Университета, поступила на службу в библиотеку Госиздата на Рождественке (библиотекарь).
В мае 1926 года в редакции Госиздата познакомилась с Владимиром Маяковским.
В 1927 — 1928 — помощник редактора в Госиздате.
В 1928 — 1929 — литературный сотрудник в газете «Правда Востока» (г. Ташкент).
В 1929 — 1930 — зав. отделом редакции журнала «Красное студенчество» (г. Москва).
С января по октябрь — 1930 — секретарь редакции журнала «Культурная революция» (г. Москва).
С октября 1929 по май 1941 — литературный сотрудник ряда московских и ленинградских газет и журналов.
В период эвакуации во время Великой Отечественной войны работала зав. секретариатом заводоуправления — завод «Монетный двор» (1941 — 1942) и в газете «Краснокамская Звезда» (г. Краснокамск), затем в Ташкенте (1942 — 1943) в Союзе писателей по изданию оборонной литературы (секретарь редакции), где была принята в члены группкома писателей; в 1942 — в редакции Альманаха «25 лет Узбекистана» (подготовка материалов к печати).
В 1931 — 1941 годах статьи, очерки, рецензии Натальи Брюханенко были напечатаны в изданиях: «Литературный современник», «Молодая гвардия», «Комсомольская правда», «Красне студенчество», «Литературное наследие» и др.
С 02 августа 1943 — зам. директора картины, затем директор съемочной группы экспортного цеха и редактор Центральной студии кинохроники (с мая 1944 — ЦСДФ).
В июне-июле 1944 года работала в качестве директора фильмов: «Разрушение церквей», «Разрушение памятников культуры», «Разрушение транспорта Донбасса» (организация киносъемок), «Разрушения учреждений культуры», «Разрушения г. Минска», «Разрушения г. Смоленска» и др. Всего семь фильмов.
Работы производились по заданию Государственной Чрезвычайной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозникам, общественным организациям, госпредприятиям и учреждениям СССР.
В мае 1945 года награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.».
С января 1945 — директор киножурнала «Пионерия».
В 1948 году окончила курсы повышения квалификации директоров картин при ВГИКе.
В 1951 — 1953 гг. училась в вечернем Университете марксизма-ленинизма (УМЛ).
На выставке картин из Дрезденской галереи в ГМИИ им. Пушкина. 1955 год. На фото (слева направо): операторы Мая Попова, Андрей Листвин, Раиса Туморина, Владимир Воронцов, директор картины Нина Теплухина, Наталья Брюханенко, операторы Галина Захарова (с сумкой в руках) и Юрий Леонгардт, директор картины Нина Мжедлова, ст. редактор Юрий Каравкин (стоит за Мжедловой), (неустановленное лицо); на заднем плане (у стены): оператор Георгий Епифанов. Автор фото: оператор Леонид Котляренко.[1]
С 23 апреля 1957 по 14 марта 1959 — директор картины 2-й категории Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); категория установлена решением тарифно-квалификационной комиссии Главного управления по производству фильмов Министерства культуры СССР.
В 1993 году вышла книга «Современницы о Маяковском»[2]; в книгу вошли воспоминания Н. Брюханенко, написанные ею в 50-х годах (напечатаны по машинописной рукописи, которую Н. Брюханенко подарила Лиле Юрьевне Брик). Рукопись хранится в РГАЛИ (фонд Л. Ю. Брик).
Отец — Брюханенко Александр Николаевич (1875, Москва — не ранее 1953), преподаватель естествознания в гимназии, затем в средней школе, также преподавал на курсах пчеловодства Министерства мясной и молочной промышленности в Москве.
Мать — Брюханенко Мария Густавовна (1880, Серпухов — 1917, Москва), преподаватель французского языка.
Брат — Брюханенко Борис Александрович, (род. в 1907 году в Москве), преподаватель Института черной металлургии им. Орджоникидзе (г. Москва).
Брат — Брюханенко Дмитрий Александрович (1909, Москва — 29 ноября 1942, Сталинград (ныне Волгоград), сержант 93-й стрелковой бригады.
Первый муж (разведена в 1932 году) — Кисилевский Марк Моисеевич, военнослужащий; звание: подполковник.
Дочь (приемный отец — Кисилевский М. М.) — Кисилевская Светлана Марковна (род. в 1930 году в Москве), окончила МГУ им. М. В. Ломоносова.
Второй муж (разведена в 1937 году) — Зильберштейн Илья Самойлович (28 марта 1905; Одесса — 22 мая 1988; Москва), литературный критик, литературовед, искусствовед, коллекционер, доктор искусствоведения. Один из основателей и редактор сборников «Литературное наследство» (98 томов, 1931—1988). Основатель Музея личных коллекций в Москве (был открыт 24 января 1994 года).
Племянники (дети Д. А. Брюханенко):
— Брюханенко Эдгар Дмитриевич (1932, Москва — 2016, Иркутск) — фотографии, член Союза журналистов России; собственный корреспондент ТАСС по Восточной Сибири с 1956 по 1995 год;
— Брюханенко Ольга Дмитриевна, врач.
1943 — Битва за нашу Советскую Украину (фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны); производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; художественный руководитель и автор текста А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, Б. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие; зам. директора картины
1944 — «Сталинград», «Народные мстители», «Орловская битва», «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину» (варианты на эстонском, латышском, литовском, польском, молдавском языках); директор киногруппы по подготовке экспортных вариантов фильмов
1945 — Повесть о наших детях (о детях в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссер А. Ованесова; авторы сценария: А. Ованесова, Л. Перцова; операторы: К. Богдан, Г. Гибер, К. Дупленский, И. Запорожский, П. Касаткин, Г. Монгловская, Н. Нагорный, О. Оцеп, П. Русанов, С. Семенов, В. Томберг, В. Цитрон, А. Свинцов; диктор Л. Хмара; звукооператор В. Нестеров; музоформитель А. Ройтман; директор картины
1945 — Парад Победы; директор съемочной группы (съемки 24-25 июня 1945 года по г. Москве демонстрации и проходящих воинских частей)
1946 — 200 (фильм о юбилейном номере киножурнала «Пионерия»); авторы сценарного плана: А. Ованесова, Л. Перцова; автор дикторского текста Л. Перцова; директор картины
1946 — Путешествие по родному краю (фильм рассказывает об отдыхе советских детей во время летних каникул); авторы сценария А. Ованесова, Л. Перцова; режиссер А. Ованесова; директор картины
1947 — XXIX-я годовщина Советской Армии; режиссер Я. Бабушкин; директор картины совместно с Кущинским
1947 — В детских садах; режиссер О. Кутузова; оператор Е. Мухин; директор съемочной группы
1947 — День победившей страны (путешествие по СССР снимали 48 операторов в один день — 14 августа 1947 года; в фильме отображены промышленность, сельское хозяйство, строительство, научная и культурная жизнь советских людей разных национальностей; виды ландшафта СССР); черно-белый и цветной варианты; полнометражный; автор сценарного плана и текста Борис Агапов; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина; главные операторы: М. Глидер, Т. Бунимович; директор съемочной группы (съемки в Донбассе и в Москве)
1948 — Владимир Ильич Ленин; полнометражный; гл. оператор Б. И. Волчек; директор съемочных групп
1951 — На стройках Москвы; режиссе Г. Бобров; операторы: Д. Каспий, В. Ходяков; директор съемочных групп
1951 — Монгольская Народная Республика; полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Монголкино; режиссёр-оператор М. Трояновский; операторы: Д. Ганжур, С. Гусев, В. Дэмбэрэл, Е. Яцун, Д. Жигжид, Л. Котляренко, А. Сологубов; дир. картины: М. Бессмертный, Н. Брюханенко (в титрах не указана)
1953 — В плавнях Каспия; режиссер А. Воронцов; операторы: А. Воронцов, А. Кочетков; автор текста Е. Пермитина; директор картины
1954 — В мире игрушек; режиссер З. Тузова; операторы: А. Левитан, Г. Асатиани, Л. Арзуманов; звукооператор К. Никитин; авторы сценария: Ю. Арбат, Ю. Яковлев; директор картины
1955 — МГУ – 200 лет (юбилейные торжества по поводу 200-летия со дня открытия Московского Государственного университета им. Ломоносова); режиссер В. Катанян; операторы: А. Левитан, В. Фроленко, Б. Макасеев; звукооператор К. Никитин; директор картины совместно с Н. Мжедловой
1955 — Миссия доброй воли (пребывание делегации индийского парламента в Советском Союзе); режиссер Л. Варламов; операторы: Л. Арзуманов, Г. Асатиани, И. Барамыков, И. Беляков, И. Грачев, И. Додонов, С. Киселев, В. Комаров, А. Кочетков, Н. Соловьев, А. Хачин, В. Цитрон; звукооператор Д. Овсянников; диктор Л. Хмара; асс. режиссера И. Генина, З. Фомина; директор картины
1955 — Чемпионы мира по футболу в Москве (встреча футболистов Советского Союза с командой ФРГ в г. Москве на стадионе "Динамо"); режиссер А. Рыбакова; операторы: М. Ошурков, О. Арцеулов, Г. Захарова, А. Зенякин, С. Коган, А. Кричевский, Л. Максимов, Б. Макасеев, В. Скоробогатова, Б. Фроленко, В. Ходяков, А. Хавчин, Р. Халушаков; автор текста И. Прок; редактор Б. Аленкин; асс. режиссера Е. Власова, М. Гаврилова; звукооператор В. Котов; консультант А. Соколов; директор картины
1955 — Югославская парламентская делегация в СССР; режиссер О. Подгорецкая; операторы: Н. Вихирев, П. Касаткин, А. Кочетков, Н. Шмаков; автор текста Ю. Смирнитский; диктор П. Шейнкер; звукооператоры З. Уздин, Е. Уманский; редактор А. Масалкина; директор картины ( в группе директоров)
1955 — Делегация японского парламента в СССР (пребывание делегации японского парламента во главе с Токутаро Китамура и Масару Номидзо в Советском Союзе); режиссер М. Славинская; операторы: Е. Аккуратов, К. Ряшенцев, И. Сокольников, В. Цитрон; звукооператор В. Марина; директор картины
1955 — В гостях у птиц и зверей (видовой фильм о Московском зоопарке); авторы-операторы: А. Зенякин, В. Микоша; асс. режиссера В. Платникова; стихи С. Михалкова; звукооператор И. Гунгер; директор картины
1956 — Французские социалисты в СССР; режиссер О. Подгорецкая; операторы: А. Кричевский, Б. Небылицкий; композитор Е. Макаров; звукооператоры: М. Соболев, Д. Овсяников
1944 — Советское искусство № 1; директор выпуска
1945 — 12 номеров киножурнала «Пионерия»; директор выпусков
1946 — 6 номеров киножурнала «Пионерия»; директор выпусков
1953 — 15 сюжетов для киножурнала «Новости дня» №№ 2, 4, 8, 10, 16, 17, 27, 29, 37, 39, 47, 61, 64. 65; директор съемочной группы
1953 — «Пионерия» №№ 7, 8, 9, 12; директор выпусков
1954 — «Пионерия» №№ 1, 4; директор выпусков
1956 — Московская кинохроника №№ 8, 9, 10; директор выпусков
1956 — Пионерия №№ 10, 11, 12; директор выпусков
Организация съемок для кинолетописи.
1948 — Конкурс силачей; операторы: Ошурков, Хавчин; директор съемочной группы
1948 — Всесоюзный слет содоводов (г. Владимир); операторы: Школьников, Оцеп; директор съемочной группы
1948 — Театр Ленинского комсомола у автозаводцев; операторы: Школьников, Оцеп; директор съемочной группы
1948 — Герой Советского Союза Б. А. Золотухин; оператор И. Гутман; директор съемочной группы
1949 — Открытие театра Вахтангова; директор съемочной группы
1952 — Перенесение урны с прахом В. В. Маяковского на Новодевичьем кладбище; оператор Л. Котляренко; директор съемочной группы
1956 — На ХХ-м съезде КПСС; 10 частей; директор съемочной группы
[...]Несколько слов о себе. Моя семья — обычная московская семья средней интеллигенции. Отец мой был преподавателем естествознания в гимназии, мать — учительницей французского языка. Родители разошлись, когда мне было пять лет, а когда исполнилось одиннадцать — умерла мама. Это было в июле 1917 года. Я попала в семью тетки, маминой сестры, но в девятнадцатом году она отдала меня и брата в детские дома. Брат попал в детский дом им. Луначарского, а я в пришкольный детдом, кажется номер 159.
Наталья Брюханенко, Источник
Жили мы в первые годы революции очень неважно. Ученье было поставлено плохо. Я, например, никогда в жизни не учила географии. Она как-то выпала из школьной программы тех лет. Помню, как иногда приходилось зарабатывать деньги разгрузкой овощей из товарных вагонов. Причем как-то мы разгружали репу и ее же одну и ели целый день. Это было в девятнадцатом году. С хлебом было совсем плохо.
Одно лето я работала в каникулы на книжном складе.
Окончив на "отлично" школу, — я славилась знанием литературы и даже делала какой-то публичный доклад на школьной конференции о творчестве Некрасова, — я поступила в 1-й МГУ на литературное отделение. Одновременно летом двадцать третьего года я держала экзамен в присутствии самого Валерия Яковлевича Брюсова в Литературный институт, потом ставший его имени. Помещался он в "доме Ростовых" на Поварской, в котором теперь находится Союз советских писателей.
Но учиться я там не стала, предпочтя университет.
Перейдя на второй курс, я поступила на службу в Госиздат. Лекции в университете были в то время в вечерние часы, и многие студенты, вроде меня, днем работали.[...]
[...]Трудно рассказать о том, что было больше четверти века тому назад. Прожита жизнь, изменилось многое, почти все. Как вернуться к ощущениям двадцатилетней девчонки? Как восстановить в памяти те чувства, мысли и события?
Наталья Брюханенко, Источник
Я познакомилась с Маяковским, когда мне было двадцать лет. Ему было тридцать три года.
Я тогда была обыкновенная очень молодая девушка. А Маяковский — удивительный, необыкновенный поэт. Он обратил на меня внимание и познакомился со мной потому, что я была высокая, красивая, приветливая. Я нахально пишу о себе "красивая" потому, что так сказала обо мне Лиля. И наверное, это правда, так же как правда и то, что только благодаря моей внешности Маяковский и обратил на меня внимание.
Я счастлива, что я его современница. Я счастлива, что если я и не знала его "красивым, двадцатидвухлетним", не знала его в семнадцатом году и не видела его в Москве в РОСТе, то начиная с девятнадцатого года я видела его очень часто, а после знакомства и часто, и близко.[...]
Как назвать мои взаимоотношения с Маяковским? Я не могу назвать их "дружбой", потому что слишком велика была разница между нами. "Сам" Маяковский, и рядом я — никто. Не могу я и сказать, что между мной и Маяковским был "роман" в общепринятом понимании этого слова. Когда он познакомился со мной и явно начал "ухаживать", мне это и нравилось, и не нравилось. Уж очень это было тогда не принято среди студенческой молодежи. Нравы между девушками и юношами, правду сказать, были грубоватые и вообще, и в личных взаимоотношениях. Знакомясь, например, или здороваясь, студенты хлопали друг друга по плечу, по спине, и все говорили между собой на "ты".
И вдруг появляется Маяковский!
Он любезен, внимателен, он говорит мне только "вы", ласково переделывает мое имя на "Наталочку". Он пропускает меня вперед в дверь, подает мне пальто. Это были для меня любезности неслыханные и невиданные. Какая девушка осталась бы к этому равнодушной?[...]
[...]На даче Маяковского тихо, очень тихо. "Никого нет дома, — думаю я. — Владимир Владимирович забыл, что я должна приехать".
Галина Катанян (мать В. В. Катаняна), Источник
Но я ошибаюсь. Поднявшись на террасу, я вижу Владимира Владимировича. Он сидит за столом, на котором шумит самовар и расставлена всякая снедь. Рядом с ним девушка, моя ровесница. Маяковский поднимается мне навстречу.
— А, Галенька...
Здороваясь с ним, я не свожу глаз с девушки. Такой красавицы я еще не видала. Она высокая, крупная, с гордо посаженной маленькой головкой. От нее исходит какое-то сияние, сияют ямочки на щеках, белозубая, румяная улыбка, серые глаза. На ней белая полотняная блуза с матросским воротником, русые волосы повязаны красной косынкой. Этакая Юнона в комсомольском обличьи.
— Красивая? — спрашивает Вл. Вл., заметив мой взгляд.
Я молча киваю.
Девушка вспыхивает и делается еще красивее.
Маяковский знакомит меня с Наташей Брюханенко и вопросительно смотрит на меня.
Чувствуя, что я попала не вовремя, я начинаю бормотать, что я приехала снять дачу... Вася говорил, чтобы зайти к вам...
— А, да, да... Сейчас позову кого-нибудь из хозяев, они всех тут знают. Садитесь, пейте чай...
Он наливает мне чашку, пододвигает хлеб, масло, варенье - но все это делается машинально. По лицу его бродит улыбка, он рассеян, и, выполнив свои хозяйские обязанности, он снова садится рядом с Наташей.
И тотчас же забывает обо мне.[...]
Власть Лили[Брик] над Маяковским всегда поражала меня.
...Летом 1927 года Маяковский был в Крыму и на Кавказе с Наташей Брюханенко. Это были отношения, так сказать, обнародованные, и мы все были убеждены, что они поженятся. Но они не поженились...
Объяснение этому я нашла в 1930 году, когда после смерти Владимира Владимировича разбирала его архив. С дачи в Пушкино Лиля писала: "Володя, до меня отовсюду доходят слухи, что ты собираешься жениться. Не делай этого..."
Фраза эта так поразила меня, что я запомнила ее дословно.[...]
[...]Виноградов [советский математик, академик АН СССР (1929). - Прим. ред. #МузейЦСДФ] жил на улице Горького в доме, который сейчас числится по Тверской и имеет, кажется, номер 22А. Перед войной в соседней квартире, на той же лестничной площадке, жила моя будущая жена, а тогда ученица начальных классов, Светлана со своей матерью Наталией Александровной Брюхоненко и удочерившим ее отчимом. Виноградов гладил ее по белокурой головке и дарил шоколадку. Фамилия отчима, которую он дал и Светлане, была Кисилевский, и звали его Марк Моисеевич, но это Виноградова не смущало.[...]
Михаил Ардов, Источник
[...]Как-то Наталья Брюханенко сказала, что ее брат ездил к М-му за деньгами на аборт — она сама лежала в больнице. Потом она жалела — родила и была бы богата, получая литнаследство. Когда Л.Ю.Б. увидела ее на похоронах М-го беременную, она тихо, но строго спросила: "Это от Володи?" Та испуганно ответила: "Нет, нет..." Она уже жила с Зусмановичем и была беременна от него Светланой. "Представляешь, стоило мне сказать "да" — как бы я жила сейчас! Хотя Лилю не проведешь..."
Василий Катанян, Источник
Наташа (я так ее звал с детства) вечно спорила со своей дочерью Светланой. Однажды, когда Светлана вернулась поздно, Наташа стала ее отчитывать. Светлана ответила:
— Слушай, мне уже двадцать лет, я взрослая, и нечего тебе волноваться.
— Подумаешь — двадцать! Даже когда тебе будет шестьдесят, а мне восемьдесят, я все равно буду беспокоиться и говорить: "Что это Светлана так долго не возвращается, где эту старушенцию носит? Я очень волнуюсь..."[...]
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в т.ч. сборника материалов ЦГАЛИ СССР «Встречи с прошлым» Выпуск 7 (изд.— Москва: «Советская Россия». 1990); даты жизни указаны по книге «Лиля Брик. Пристрастные рассказы» (2011; Составители — Я. И. Гройсман, И. Ю. Генс (Катанян) — Штрихи к портрету. автор: Наталья Брюханенко).
[ Страница дополняется материалами ]