Наталья БРЮХАНЕНКО

директор картины, редактор

Полное имя:
Наталья Александровна БРЮХАНЕНКО

Дата рождения:
28 ноября 1905
г. Москва, Московская губерния, Российская империя

Профессии:
директор картины, редактор

Краткая биография

Брюханенко Наталья Александровна (28 ноября 1905, Москва — 1985, Москва) — литературный работник, директор картины. Член профсоюза Политпросветработников с 1923 года. Беспартийная.

После смерти матери, в июле 1917 года, Наталья вместе с братом воспитывалась в семье родной сестры матери.  В 1919 году тетка отдала детей на воспитание в детский дом (брат попал в детский дом им. Луначарского, Наталья в пришкольный детдом № 159). 

После окончания школы с отличием в 1923 году поступила на литературное отделение факультета общественных наук 1-го МГУ, который окончила в 1926 году; специальность: журналист.
Будучи студенткой второго курса Университета, поступила на службу в библиотеку Госиздата на Рождественке (библиотекарь).
В мае 1926 года в редакции Госиздата познакомилась с Владимиром Маяковским.
В 1927 — 1928 — помощник редактора в Госиздате.
В 1928 — 1929 — литературный сотрудник в газете «Правда Востока» (г. Ташкент).
В 1929 — 1930 — зав. отделом редакции журнала «Красное студенчество» (г. Москва).
С января по октябрь — 1930 — секретарь редакции журнала «Культурная революция» (г. Москва).
С октября 1929 по май 1941 — литературный сотрудник ряда московских и ленинградских газет и журналов.

В период эвакуации во время Великой Отечественной войны работала зав. секретариатом заводоуправления — завод «Монетный двор» (1941 — 1942) и в газете «Краснокамская Звезда» (г. Краснокамск), затем в Ташкенте (1942 — 1943) в Союзе писателей по изданию оборонной литературы (секретарь редакции), где была принята в члены группкома писателей; в 1942 — в редакции Альманаха «25 лет Узбекистана» (подготовка материалов к печати).  

В 1931 — 1941 годах статьи, очерки, рецензии Натальи Брюханенко были напечатаны в изданиях: «Литературный современник», «Молодая гвардия», «Комсомольская правда», «Красне студенчество», «Литературное наследие» и др. 

С 2 августа 1943 — зам. директора картины, затем директор съемочной группы экспортного цеха и редактором Центральной студии кинохроники; с января 1945 — директор киножурнала «Пионерия»; С 06 мая 1956 по 14 марта 1959 — директор картины 2-й категории. Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

В июне-июле 1944 года работала в качестве директора фильмов: «Разрушение церквей», «Разрушение памятников культуры», «Разрушение транспорта Донбасса» (организация киносъемок), «Разрушения учреждений культуры», «Разрушения г. Минска», «Разрушения г. Смоленска» и др. Всего семь фильмов.

Работы производились по заданию Государственной Чрезвычайной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозникам, общественным организациям, госпредприятиям и учреждениям СССР.

В мае 1945 года награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.».

В 1948 году окончила курсы повышения квалификации директоров картин при ВГИКе.
В 1951 — 1953 — учеба в вечернем Университете марксизма-ленинизма (УМЛ).

В 1993 году вышла книга «Имя этой теме: любовь! Современницы о Маяковском»[1]. В книгу вошли воспоминания Н. Брюханенко, которые она написала в 50-х годах (напечатаны по машинописной рукописи, которую Наталья Александровна подарила Лиле Юрьевне Брик). Рукопись хранится в РГАЛИ (фонд Л. Ю. Брик). 

В РГАЛИ также хранятся материалы Н.А. Брюханенко: письма, фото, дарственная надпись В. В. Маяковского Н. А. Брюханенко.

_______________________________
1. Составитель: режиссер Василий Катанян; своими воспоминаниями о Маяковском делятся Эльза Триоле — жена Луи Арагона и сестра Л. Брик — и В. Полонская, чьи имена мы знаем еще по завещанию поэта и особенно по публикациям последних лет; Софья Шамардина, Маруся Бурлюк, Наталья Рябова, Наталья Брюханенко — женщины, близко знавшие Маяковского).

СЕМЬЯ

Родилась в семье педагогов. 

Отец — Брюханенко Александр Николаевич (род. в 1875 году в Москве), преподаватель естествознания в гимназии, затем в средней школе, также преподавал на курсах пчеловодства Министерства мясной и молочной промышленности в Москве.
Мать — Брюханенко Мария Густавовна (1880, Серпухов — 1917, Москва), преподаватель французского языка.
Брат — Брюханенко Борис Александрович, (род. в 1907 году в Москве), преподаватель Института черной металлургии им. Орджоникидзе (г. Москва).
Брат — Брюханенко Дмитрий Александрович (1909, Москва — 29 ноября 1942, Сталинград (ныне Волгоград), сержант 93-й стрелковой бригады.
Дочь (от первого брака с М. Кисилевским, военнослужащий; звание: подполковник; разведена в 1932 году) — Кисилевская Светлана Марковна (род. в 1930 году в Москве), окончила МГУ им. М. В. Ломоносова.
Второй муж (разведена в 1937 году) — Зильберштейн Илья Самойлович (28 марта 1905; Одесса — 22 мая 1988; Москва), литературный критик, литературовед, искусствовед, коллекционер, доктор искусствоведения. Один из основателей и редактор сборников «Литературное наследство» (98 томов, 1931—1988). Основатель Музея личных коллекций в Москве (был открыт 24 января 1994 года).
 

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1943 — Битва за нашу Советскую Украину (фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны); производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; художественный руководитель и автор текста А. Довженко; режиссёры: Ю. СолнцеваЯ. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, Б. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие; зам. директора картины
1944 — «Сталинград», «Народные мстители», «Орловская битва», «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину» (варианты на эстонском, латышском, литовском, польском, молдавском языках); директор киногруппы по подготовке экспортных вариантов фильмов
1945 — Повесть о наших детях (о детях в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссер А. Ованесова; авторы сценария: А. Ованесова, Л. Перцова; операторы: К. Богдан, Г. Гибер, К. Дупленский, И. Запорожский, П. Касаткин, Г. Монгловская, Н. Нагорный, О. Оцеп, П. Русанов, С. Семенов, В. Томберг, В. Цитрон, А. Свинцов; диктор Л. Хмара; звукооператор В. Нестеров; музоформитель А. Ройтман; директор картины
1945 — Парад Победы; директор съемочной группы (съемки 24-25 июня 1945 года по г. Москве демонстрации и проходящих воинских частей)
1946 — 200 (фильм о юбилейном номере киножурнала «Пионерия»); авторы сценарного плана: А. Ованесова, Л. Перцова; автор дикторского текста Л. Перцова; директор картины 
1946 — Путешествие по родному краю (фильм рассказывает об отдыхе советских детей во время летних каникул); авторы сценария А. Ованесова, Л. Перцова; режиссер А. Ованесова; директор картины
1948 — Владимир Ильич Ленин; полнометражный; гл. оператор Б. И. Волчек; директор съемочных групп
1956 — Французские социалисты в СССР; режиссер О. Подгорецкая; операторы: А. Кричевский, Б. Небылицкий; композитор Е. Макаров; звукооператоры: М. Соболев, Д. Овсянников

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

1944 — Советское искусство № 1; директор выпуска
1945 — 12 номеров киножурнала «Пионерия»; директор выпусков
1946 — 6 номеров киножурнала «Пионерия»; директор выпусков
1949 — Открытие театра Вахтангова; сюжет; директор съемочной группы
1956 — Московская кинохроника №№ 8, 9, 10; директор выпусков
1956 —Пионерия №№ 10, 11, 12; директор выпусков

______________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, даты жизни указаны по книге «Лиля Брик. Пристрастные рассказы» (2011; Составители — Я. И. Гройсман, И. Ю. Генс (Катанян) — Штрихи к портрету автора. Наталья Брюханенко).

Награды

1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1946 — Почетная грамота ЦК ВЛКСМ (за плодотворную работу над киножурналом "Пионерия")
1949 — Медаль «В память 800-летия Москвы»

Цитаты

[...]Трудно рассказать о том, что было больше четверти века тому назад. Прожита жизнь, изменилось многое, почти все. Как вернуться к ощущениям двадцатилетней девчонки? Как восстановить в памяти те чувства, мысли и события?
Я познакомилась с Маяковским, когда мне было двадцать лет. Ему было тридцать три года.
Я тогда была обыкновенная очень молодая девушка. А Маяковский — удивительный, необыкновенный поэт. Он обратил на меня внимание и познакомился со мной потому, что я была высокая, красивая, приветливая. Я нахально пишу о себе "красивая" потому, что так сказала обо мне Лиля. И наверное, это правда, так же как правда и то, что только благодаря моей внешности Маяковский и обратил на меня внимание.
Я счастлива, что я его современница. Я счастлива, что если я и не знала его "красивым, двадцатидвухлетним", не знала его в семнадцатом году и не видела его в Москве в РОСТе, то начиная с девятнадцатого года я видела его очень часто, а после знакомства и часто, и близко.[...]

Наталья Брюханенко, Источник

Наталья Александровна Брюханенко (1905-1985). Наташе было 20 лет, когда она познакомилась с В.Маяковским. 1925 год. Маяковский – старше на 12 лет. Но ещё в 1920 году – в Политехническом музее – она слушала, как он читал свои «150 000 000». Она уже любила Маяковского-поэта. Маяковский называл ее «Наталочкой», обращался на «Вы». «Вот такая красивая и большая (он имел в виду рост) мне очень нужна». Представляя «Наталочку» незнакомому человеку, говорил: «Мой товарищ-девушка». Вот вы считаете, что я хорошая, красивая, нужна вам. Говорите даже, что ноги у меня красивые. Так почему же вы мне не говорите, что вы меня любите? - Я люблю Лилю. Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или ОЧЕНЬ хорошо, но любить я уже могу только на втором месте. Хотите – буду вас любить на втором месте? -Нет! Лирические взаимоотношения закончились. 1928 г. Друг, товарищ, подруга, соратник, верная делу и имени Маяковского.

Источник

[ Страница дополняется материалами ]