Татьяна КАРПОВА

автор сценария, редактор, режиссёр

Полное имя:
Татьяна Михайловна КАРПОВА

Профессии:
автор сценария, редактор, режиссёр

Краткая биография

Фото: www.kinokanon.ru 

Карпова Татьяна Михайловна (родилась в Луганске, Украинская ССР, СССР).

В 1963 году окончила историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина.

С 1961 — редактор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ), с 1990 — редактор творческого-производственного  объединения "Отечество" — структурное подразделение ЦСДФ[1].
С 1991  — редактор киностудии «Отечество» (Государственное Предприятие Киновидеостудия "Отечество").
С 2003 года — режиссер, автор сценария некоммерческого партнерства "Киновидеостудия "Отечество" , которое продолжило традиции киностудии «Отечество», созданной в 1991 году Борисом Карповым.

Большая часть фильмов режиссера- документалиста Татьяны Карповой посвящена православной тематике. За многие из них она удостаивалась призов на различных фестивалях и церковно-общественных наград, в том числе: 

  • обладатель медали Сергия Радонежского второй степени ("во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви");
  • главный приз "Золотой витязь" на МКФ (за лучший сценарий);
  • приз Ежегодного открытого российского кинофестиваля "Женщины кино" (за вклад в кинематограф).

Член Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов (МОКСПН).

СЕМЬЯ

Муж — Карпов Борис Леонидович (1936 — 1997), режиссер, сценарист. С 1988 года — художественный руководитель творческого-производственного  объединения "Отечество" (ЦСДФ). С сентября 1991 года — художественный руководитель киностудии «Отечество».

_________________________________
1. В начале 1988 года на ЦСДФ прошла реорганизация — образованы пять творческо-производственных объединений (ТПО): "Юность" (худ. руководитель В. Коновалов), "Риск" (худ. руководители: П. МостовойИ. ГригорьевА. Иванкин), "Человек и время" (худ. руководитель: Т. Семёнов), "Современник" (худ. руководитель А. Павлов), "Память" — переименовано в "Нерв" в 1989 году (худ. руководитель И. Гелейн) и "Патриот" — переименовано в "Отечество" в 1990 году (худ. руководитель: Б. Карпов). В 1991 году пять творческо-производственных объединений ЦСДФ ("Юность", Риск", "Человек и время", "Современник" и "Отечество") получили статус государственных предприятий (в 2006 году были ликвидированы). 13 сентября 2006 года киностудия «Отечество» (Государственное Предприятие Киновидеостудия "Отечество") была ликвидирована (правопреемник: ФГУП "Фильмофонд Киностудии им. М. Горького").

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1986 — Все надежды мира (фильм посвящен 40-летней деятельности ЮНЕСКО в области образования, культуры, науки, коммуникаций); режиссер: Б. Карпов; оператор: А. Колобродов; автор сценария: Т. Карпова; звукооператор: Ю. Котов
1996 — Видимое и сокровенное (Светлой памяти Метрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна); полнометражный; Производство: Киностудия «Отечество»; авторы сценария: И. Ульянова, Т. Карпова; режиссер: Т. Карпова; оператор: В. Горбатский; монтажер: Н. Феденистова; художник: М. Саламатин; комбинированные съемки: Ю. Страхов, Л. Копысов; музоформитель: А. Корниенко; текст читает: Н. Бурляев; директор картины: Т. Нечаева
1999 — Вечные тайны (к 200-летию Рождества Христова)полнометражный; Производство: Киностудия «Отечество» (при финансовой поддержке Госкино России); автор сценария и режиссер; главный оператор: И. Уральская; операторы: Г. Завьялов, Ю. Страхов; монтажер: Н. Феденистова; звукооператор: Станислав Зорин; музоформитель: А. Корниенко; художник: М. Саламатин; текст читает: Н. Бурляев; директор картины: Марина Леонтьева
2002 — Страна Варламова; автор сценария и режиссер; оператор: Е. Давыдов; звукооператор: Ю. Котов; монтажер: И. Дядина; музоформитель: Л. Волкова; редактор: Н. Ряполов; директор картины: Г. Сергеева
2004 — Монахи. Диалог с историей (о Вознесенской Давидовой пустыни); режиссер; текст читают: Вячеслав Шалевич, Николай Бурляев
2005 — Русская Муза французского Сопротивления (фильм 3-й документального сериала «Русские без России»); полнометражный; ведущий: Никита Михалков; режиссер; авторы сценария: Е. Чавчавадзе, Т. Карпова; © АНО "Дирекция президентских программ Российского фонда культуры" 
2006 — Проявленное время (фильм 4-й документального сериала «Русские без России»); полнометражный; ведущий: Никита Михалков; режиссер 
2008 — Корецкий монастырь (фильм создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II); полнометражный; режиссер; авторы сценария: М. Ульянова, Т. Карпова; операторы: А. Зайцев, И. Высотский, Ю. Шиповский; режиссер монтажа: С. Липина (студия Ивана Галина); звукорежиссеры: В. Брус, А. Черемухин; музоформитель: А. Корниенко; редактор кинохроники: Н. Феденистова; © Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь
2008 — Корецкий монастырь. Обитель верных (фильм посвящается памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II); полнометражный; режиссер; авторы сценария: М. Ульянова, Т. Карпова; операторы: А. Зайцев, И. Высотский, Ю. Шиповский; режиссер монтажа: С. Липина (студия Ивана Галина); звукорежиссеры: В. Брус, А. Черемухин; музоформитель: А. Корниенко; редактор кинохроники: Н. Феденистова; редактор фотоматериалов: В. Апрятин; © Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь
2010 — Русский француз Александр Алексеев (фильм документального сериала «Русскiе безъ Россiи»); полнометражный; ведущий: Никита Михалков; руководитель проекта : Е. Чавчавадзе; авторы сценария: Е. Чавчавадзе, Т. Карпова, Н. Сухорукова, В. Леонидов; режиссеры: Г. Огурная, Т. Карпова; операторы: А. Зайцев, Ю. Ермолин, М. Панов; монтаж: С. Липина (студия Ивана Галина);  звукорежиссер: В. Брус; редактор кинохроники: Н. Феденистова; © АНО "Дирекция президентский программ"
2011 — Воспоминания о будущем (фильм о Владычнем женском монастыре и его сёстрах; по мотивам книги И. Шевченко "...Все будет, как надо"); полнометражный; режиссер и автор сценария; оператор: А. Зайцев; режиссер монтажа: С. Липина (студия Ивана Галина); музыкальное оформление: В. Апрятин; звукорежиссер: В. Брус; редактор: Н. Феденистова; © Серпуховский Владычний женский монастырь
2011 — Портреты на фоне монастыря (Владычный монастырь города Серпухова); Производство: НП «Киновидеостудия "Отечество"»; режиссер; оператор: А. Зайцев; директор картины; М. Зотова; Продюсер: Д. Зотов


2011 — Святые против мятежа (фильм посвящен трем подвижникам Русской Церкви, жившим в течение одного столетия:: митрополиту Филарету (Дроздову), священномученику Владимиру (Богоявленскому) и Патриарху Московскому и всея России Тихону (Белавину), которые на протяжении своего служения пытались противостоять революционным настроениям, которые возрастали в России); Производство: НП «Киновидеостудия "Отечество"»; режиссер; авторы сценария: И. Ульянова, В. Демин, Т. Карпова; оператор: А. Зайцев; монтаж: С. Липина (студия Ивана Галина); звукорежиссер: В. Брус; музыкальное оформление: Е. Варабичева; редактор: Н. Феденистова; директор фильма: М. Зотова; исполнительный продюсер: А. Зотов; продюсер: Д. Зотов
2012 — Простой епископ (фильм продолжает тему Московских Митрополитов, начатую картиной «Святые против мятежа», и рассказывает о Митрополите Иннокентии (Вениаминове) – выдающемся миссионере, ученом и государственном деятеле, который 45 лет самоотверженно служил делу распространения христианства в Русской Америке, в Сибири, на Курильских и Алеутских островах, на Камчатке и в Приамурье); Производство: НП «Киновидеостудия "Отечество"»; режиссер; автор сценария: Л. Николаенко; оператор: А. Зайцев
2013 — В поисках Святителя (фильм рассказывает о том, как Митрополит Макарий (Невский) в XIX веке привёл к православной вере народы Алтая); полнометражный; Производство: НП «Киновидеостудия "Отечество"»; режиссер и автор сценария; оператор: А. Зайцев; редактор хроники: Н. Феденистова; звукорежиссер: В. Брус; директор фильма: М. Зотова; продюсер: Д. Зотов
____________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников, в том числе сайта www.kinokanon.ru и архива ООО "НЭТ-ФИЛЬМ".

Библиография

1986 — Т.М. Карпова. Школьникам о документальном кино (Книга для учащихся ст. классов / Т. М. Карпова.,- 110,[2] с. : ил.; 22 см.) (изд.: — М.: Просвещение)

Цитаты

[...]
Решающую роль в моем обращении к Православию сыграла встреча с человеком, который стал моим мужем, — Борисом Леонидовичем Карповым, известным документалистом и впоследствии деятелем православного кино. Мы во всем были единомышленниками, и когда в 1968 году мой муж снимал свой первый церковный фильм по заказу Московской Патриархии ("Русская Православная Церковь сегодня"), то и я, всегда жившая интересами супруга, обратилась вместе с ним к размышлениям о путях Православия, многое узнала о церковной жизни, впервые соприкоснулась с ее проявлениями.
Приблизительно в это же время мы познакомилась с отцом Дмитрием Дудко, к которому ходили тогда многие из круга творческой интеллигенции. Сближение с ним окончательно подтолкнуло нас к решению принять крещение. Покрестив сына, крестились и мы: это происходило тайно, в доме у знакомых... В атмосфере официального безбожия казалось, что уже сам шаг к крещению означает приобщение к Православной Церкви. Поэтому долгое время, осознавая себя православными, мы тем не менее, были далеки от церковной жизни. Лишь в период, когда в нашем государстве изменилось отношение к Православию и стали открываться храмы, мы — на этой волне всеобщего воодушевления — постепенно стали приобщаться к церковным Таинствам.[...]
К сожалению, сегодня и сама Церковь не всегда знает, как именно себя преподнести, какую форму избрать для просвещения людей — так, чтобы они смогли воспринять Христовы Истины. Например, многие говорят о том, что сегодня Церкви необходим свой православный канал — и тогда Слово Божие будет беспрепятственно изливаться в мир. Однако, по моим наблюдениям, стилистика многих церковных передач, к сожалению, никак не может найти отклик в душах неверующих людей (очевидно, именно к ним должны быть обращены чисто познавательные программы, рассказывающие о житиях Святых и самых общеизвестных моментах истории Церкви). Даже опытного и закаленного в искушениях православного не могут не смутить и сама форма подачи материала, и отсутствие глубины в его освещении. А что говорить о людях, далеких от веры? Чтобы привлечь их к Церкви, необходимо найти какие-то живые формы общения, правильные интонации, наконец, темы, способные заинтересовать современного человека, задеть его душевные струны.[...]

Татьяна Карпова, режиссер-документалист, Источник

[ Страница дополняется материалами ]