Виктор МОРГЕНШТЕРН


Полное имя:
Виктор Викторович МОРГЕНШТЕРН

Дата рождения:
03 марта 1907
Российская империя

Краткая биография

Моргенштерн Виктор Викторович (03 марта 1907 — 1986).

В кино начал работать с 1924 года, сначала на студии «Госкино», затем «Совкино» как ассистент режиссёра.
В 1928 году окончил Московский университет.
С 1930 — режиссёром студии «Культурфильм».
В декабре 1931 года, после ряда работ этнографичемкого характера, начал работать в кинохронике.
С 1932 — режиссер киножурнала «На страже СССР».
С 1939 — режиссер киностудии «Мостехфильм» («Центрнаучфильм»).
Режиссер фильмов — «Я был спутником Солнца» (1959), «Задумано Лениным» (1960) и ряда других.

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1930 — Малоземельная тундра (фильм о быте ненцев-кочевников); Производство: Союзкино; режиссер; оператор: М. Ошурков
1930 — Северная Двина (сплав леса по реке Северная Двина; сельскохозяйственные работы в поле, заготовка дров, пастбища, кустарные промыслы); Производство: Союзкино; режиссер; оператор: М. Ошурков
1939 — Москва (фильм рассказывает о реконструкции Москвы); полнометражный; Производство: Мостехфильм; режиссер; операторы: Г. Могилевский, С. Эйберг
1941 — Как уберечь себя от действия отравляющих веществ; Производство: Мостехфильм; режиссеры: Е. Кузис, В. Моргенштерн; оператор: А. Филиппов
1951 — Завод-автомат (создание советскими станкостроителями первого в мире автоматического завода по производству автомобильных покрышек; производственные процессы в литейном цехе, в цехе механической обработки); Производство: Мостехфильм; режиссер; оператор: П. Крашенников
1954 — Поэт революции (к 60-летию со дня рождения В. В. Маяковского); полнометражный; Производство: Мостехфильм; режиссер; операторы: В. Афанасьев, Р. Мульвидсон; композитор: Н. Иванов-Радкевич
1965 — Страницы большой дружбы (фильм о последних встречах В. И. Ленина и М. Горького, относящихся к периоду 1917-1921 годов. В фильме использованы материалы Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Института мировой литературы имени М. Горького Академии наук СССР); Производство: Мостехфильм; режиссер; оператор: Г. Ляхович; композитор: А. Севастьянов
1968 — Время больших испытаний (научно-популярный фильм о подготовке Октябрьской революции 1917 года, о периоде эмиграции В. И. Ленина 1907-1917 гг.); Производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор: М. Рафиков
1969 — 1917 март – апрель (фильм рассказывает о последних днях эмиграции В. И. Ленина в 1917 году); Производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор: Г. Ляхович
1969 — Задумано Лениным (фильм рассказывает о представителях научной интеллигенции, которые сразу после Октябрьской революции отдали все свои знания и опыт молодой Советской республике); Производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор: Л. Никельберг; автор сценария: Э. Марьямов, композитор: А. Севастьянов
1971 — Моя жизнь – Россия (фильм о жизненном и творческом пути писателя А. И. Куприна); Производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор: Л. Никельберг
1972 — Штаб советской науки (фильм рассказывает о деятельности Академии наук СССР, о работе ведущих институтов Академии наук: ФИАНа, Института элементоорганической химии, Института геохимии, Сибирского отделения Академии наук, Института русской литературы "Пушкинский дом"); Производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор: А. Каиров
1974 — Вечно молодой (Малому театру 150 лет); полнометражный; Производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор: Н. Петросов
1975 — Дорогами солдата (фильм рассказывает о боевом пути Маршала Советского Союза А. И. Еременко); Производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор: Я. Люблинм
1975 — Кольцо дружбы (фильм рассказывает о научной работе Института высоких энергий Академии наук СССР; о совместной работе советских и французских ученых-физиков); Производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор: Я. Люблин
1977 — Подготовка профсоюзных кадров в СССР; Производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор: В. Дадаян
1978 — Избранники народа; Производство: Центрнаучфильм; режиссер; оператор: данных нет

КИНОПЕРИОДИКА

Режиссер киножурналов:

1932 — На страже № 3; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Н. Войнов, П. Сазонов, В. Пелин
1932 — На страже № 4; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: данных нет
1932 — На страже № 10; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Штейнберг, М. А. Шкаренков, С. Г. Савенко, И. С. Монаков, Б. Фомин
1933 — На страже СССР № 1/13; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Берехов, Тамм, Машков, Р. Кармен
1933 — На страже СССР № 2/14; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Р. Кармен, С. Фомин
1933 — На страже СССР № 3/15; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис
1933 — На страже СССР № 4/16; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Эйзе, Черепанов, Шаповалов, Кауфман, С. Гусев, Безбородов
1933 — На страже СССР № 5/17; Производство: Союзкинохроника; режиссер; операторы: Глидер, Кармен, Ешурин, Лозовский, Б. Макасеев, С. Фомин, Шкоренков, Могилевский
1933 — На страже СССР № 6/18; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Кушешвили, Ковнат, Сидоров, Ешазаров
1933 — На страже СССР № 7/19; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Шаповалов, Кушешвили, А. Н. Самгин, К. Писанко, Н. Вихирев, К. Саламаха, К. Сидоров
1933 — На страже СССР № 9/21; Производство: Союзкинохроника; режиссер; операторы: В. Масленников, Г. Трояновский, Е. Богаров, М. Лившиц, П. Ломпрехоз, К. Мотков, В. Соловьев, Н. Середницкий
1933 — На страже СССР № 10/22; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: В. Соловьев, Н. Вихирев, Н. Соломаха, Г. Симонов, К. Мотков, В. Микоша, М. Беров, С. Давидсон
1933 — На страже СССР № 11/23; Производство: Союзкинохроника; режиссер; операторы: К. Писанко, К. Сидоров, Н. Славин, И. Инсаров, Н. Середницкий
1933 — На страже СССР № 11/24; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: С. Фомин, Гроцкий, Н. Средницкий
1934 — На страже СССР № 1/25; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: И. Кушешвили, К. Писанко
1934 — На страже СССР № 2/26; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: И. Ф. Кушешвили, В. А. Гласс, Г. А. Донец, Семененко
1934 — На страже СССР № 3/27; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: Харькович, Муратовский, А. Г. Пятков, Лавров. М. Ковнат, Лебедев, С. Фомин
1934 — На страже СССР № 4/28; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: Стрешнев, М. Бейреков, О. Рейзман, В. Пятов
1934 — На страже СССР № 5/29; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: С. Сегаль, С. Фомин, Столповский
1934 — На страже СССР № 6/30; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: С. Фомин, Столповский, В. С. Ешурин
1934 — На страже СССР № 7/31; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: Фомин, Я. Барру, Б. Бурт, В. Мищенко
1934 — На страже СССР № 8/32; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: Ципорин, Ларионов
____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Библиография

1934 — Моргенштерн В. На линии огня // Советское кино, № 4

Цитаты

В творческой биографии каждого из нас бывают такие большие, значительные, узловые дни, когда по-новому остро, по-новому ярко начинаешь воспринимать окружающую тебя действительность, когда переоценивается весь пройденный путь, когда начинаешь предъявлять к себе и к окружающим новые, качественно более высокие требования. Такими большими для каждого хроникера днями были дни всесоюзного совещания работников хроники. Круг вопросов, затронутых совещанием, широк, но мы остановимся только на творческих вопросах, практическое решение которых стало необходимым условием дальнейшего качественного роста хроники. [...]
Октябрь положил начало советской кинохронике. Пионеры советской кинохроники — Тиссе, Новицкий мечутся по фронтам, фиксируя ценнейшие документы гражданской войны. Нет пленки. Снимают на позитиве. Снимали: Зимний дворец, Смольный, Гатчину, Лугу, Гельсингфорс, петлюровщину, Киевскую раду, роспуск Учредительного собрания, Восстание анархистов в Москве, наступление Юденича и т. д.
Выходят регулярные киножурналы.
Значительный расцвет советской кинематографии в годы нэпа в некоторой степени обескровливает хронику: ряд работников уходит в игровую кинематографию. Остается незначительная, тесная кучка хроникеров, продолжающая дело советской киножурналистики». Ведущие позиции занимает группа киноков во главе с т. Вертовым. Эта группа, несмотря на ряд ее серьезнейших методологических ошибок, сыграла в деле развития советской кинохроники большую и прогрессивную роль.[...]

Виктор Моргенштерн, режиссер, Источник