Решетников Юрий Васильевич (17 марта 1937, Москва — 02 июня 2012, Москва) — режиссер и художник-дизайнер, автор аудиовизуальных программ и фильмов о музеях, фотограф, дизайнер музейных экспозиций, педагог, член Союза дизайнеров России.
В 1960 году окончил Московский институт стали и сплавов.
В 1958 —1962 — создатель и художественный руководитель любительской киностудии при МИСиС — «МИСИС-фильм», где снял более 20-ти короткометражных фильмов, некоторые из которых отмечены на МКФ любительских фильмов в Ванкувере (1963), Белграде (1963).
В 1967 — 1968 годах, после окончания режиссерского факультета ВКСР (1966), работал режиссером Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1971— 1976 — главный художник-дизайнер отдела экспозиционных систем НИИ технической эстетики.
В 1979 — 1981 — режиссер студии «Диафильм». Автор более 12-ти звуковых диафильмов и музейных экспозиций с применением полиэкранных систем. Автор работ по проблемам полиэкранной проекции.
На протяжении многих лет Решетников организовывал полиэкранные зрелища: «Дизайн для Человека и Общества» для IХ Международного Конгресса дизайнеров ICSID, ВНИИТЭ, Москва (1975), для Днепропетровского Исторического музея (1977), для Киевского музея Великой Отечественной войны (1982), «Письма войны» для Музея истории города Днепродзержинска (1982), к 40-летию Победы в г. Волгограде и др. Автор аудиовизуальных программ: «Люблю Отчизну я…», Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы» (1979); «Последний дом Поэта» о последних днях А.С. Пушкина (1980-1988), «…И послесловие…» на темы песен А.А. Галича (1991), «Жить в Шахматово и умереть на сцене» и др.
С 1997 г. Юрий Решетников сотрудничал с Государственным Литературным Музеем и лучшие литературные выставки были созданы совместно с ним: «Булат Окуджава» (1997), «Александр Галич» (1998), «Андрей Платонов» (1999), «Неистовый Корней» (2007), «Шум времени. Голоса русских писателей от Л. Толстого до А. Солженицына» (2009), «Чаша жизни. К 140-летию И.А. Бунина» (2010), предпроектная разработка Дома-музея А.И. Солженицына в Кисловодске.
Весной 2013 года в Москве прошла выставка, посвященная Юрию Решетникову. На ней были представлены многочисленные материалы, раскрывающие все грани таланта Юрия Васильевича Решетникова. «Музей — это живой организм», — говорил сам Решетников. Посетители выставки смогли ознакомиться с материалами этого мэтра отчественного дизайна: дневники, разработки по современному дизайну, премия «Виктория», действующий граммофон с любимыми пластинками, видео-интервью и фильм, коллажи, фотовыставка Ю.В. Решетникова «Люди в желтом», репортаж о первой колымской экспедиции центра «Пермь-36» (2002) и многое другое.
Данных нет.
1967 — Артек. Лето 1967 года (фильм о 3-м Всесоюзном слёте пионеров, посвященном 50-летию Октябрьской революции, проходившем во Всесоюзном пионерском лагере "Артек"); режиссер; операторы: Р. Туморина, В. Головченко, Н. Соловьев; звукооператор: Ю. Оганджанов; автор текста: Л. Браславский
1967 — Новости дня № 27; режиссеры: А. Павлов, Ю. Решетников; операторы: Дупленский К., Ткаченко А., Мухин Е., Попова М., Бабасьев З., Сокольников И., Захарова Г., Хавчин А.
1967 — Новости дня № 29; режиссеры: А. Павлов, Ю. Решетников; операторы: Р. Туморина, В. Лезерсон, С. Киселев, В. Байков, А. Воронцов, И. Сокольников, Л. Кокошвили, А. Кричевский
1967 — Новости дня № 42; режиссер; операторы: Г. Монгловская, И. Сокольников, П. Опрышко, М. Попова, Б. Шер, В. Лезерсон, В. Алабердин, А. Хавчин, В. Альтшуллер, В. Байков, А. Крылов
1967 — Новости дня № 48; режиссер; операторы: П. Опрышко, Л. Михайлов, Б. Бычков, Р. Вилесова, Ю. Гибов, А. Гайгалс, Р. Лягинсков, Ю. Леонгардт
1968 — Новости дня № 6; режиссер; операторы: П. Опрышко, С. Коган, Н. Шмаков, К. Широнин, И. Попов, С. Киселев, Р. Вилесова, Р. Туморина, В. Лезерсон
1968 — Новости дня № 8; режиссер; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин, В. Ходяков, М. Попова, К. Расулов, П. Абукевичус, З. Путилов, В. Лезерсон, Р. Туморина
________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников, а также сайта: www.museum.ru. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.
За последние годы мне довелось сделать несколько работ (экспозиции, фильмы) о ГУЛАГе. Тема эта для меня бессрочная, въелась в душу как пороховая пыль. Постоянно приходится о ней думать, слушать других, говорить самому. О чем? В конечном счете – об идеальной коммуникации, которая обеспечила бы трансляцию уроков Прошлого (как их понимаем мы) – в тревожное Настоящее и светлое Будущее. Я уверен, что каждый, кто отдает свои силы теме ГУЛАГа, кто верен памяти миллионов погибших, не может не видеть сегодня эту апокалипсическую картину: неумолимо погружается в Лету чудовищная глыба Архипелага. И когда над ним сомкнется трясина общественного сознания, на его месте останутся слова, сказанные одним из экскурсантов, стоявшим около барака музея «Пермь–36»: «Не было этого. Этого быть не могло!» Материалы, опубликованные в этом номере «Мемориала», безусловно, актуальны. Вызывает глубокое уважение работа В.А.Тихановой, М.Д.Игнатова, И.А.Паникарова. Я готов оказать посильную помощь в реализации проекта М.Д.Игнатова «Музей-усадьба раскулаченного крестьянина». Понятно, что каждый из нас уповает прежде всего на тот канал информации, который профессионально лучше себе представляет. Но в то же время каждый профессионал своего дела, озабоченный не только судьбой конкретного проекта, но и проблемой в целом, обязан трезво оценивать возможности и границы избранного им жанра. В этом смысле мне нечего добавить к тому, что сказал в своем интервью Михаил Гнедовский. Разве что разукрасить его текст картинками из музейной жизни. Вот одна из них. 1975 год. Всесоюзная конференция «Новая техника – музеям». Более ста участников со всех сторон необъятной Родины. Каждый второй доклад – о голографии. Общее мнение: в ближайшие 5–10 лет следует заменить большинство музейных экспонатов голографическими изображениями. Этот пример – мой камень в огород энтузиастов интернета. Безусловно, интернет нынче – мощнейшее информационное средство коммуникации. Но количество здесь никогда не перейдет в качество. Я имею в виду качество живого общения с человеком, с произведением искусства, с архитектурной средой, с природой. Сколько надо просидеть у монитора, чтобы познать «культурные ресурсы Кемеровской области»? «А пива попить?» «Надо чаще встречаться!» Пройдет время, пройдет мода, люди снова пойдут в музеи, интернет найдет свой ареал. А о голографии сегодня помнят только специалисты. На страницах этого бюллетеня каждый из нас говорит о нашей общей проблеме так, как он ее видит. Но мне думается, что мы говорим о том, чего в целом не видим. Мы, например, уделяем слишком много внимания музеям. Не надо волноваться: музеи вернутся к обществу, они выживут и без темы ГУЛАГа. А вот проблема сохранения исторической памяти, осмысления уроков недавнего прошлого (дающего, как мы можем видеть, ядовитые метастазы уже в настоящем) требует, с моей точки зрения, серьезного комплексного подхода.
Юрий Решетников, режисер и художник-дизайнер, член Союза дизайнеров России, Источник
Я не рискую предлагать рецепты, но опыт подсказывает, что надо срочно начинать работу над чем-то вроде стратегии национальной Программы по спасению Памяти жертв репрессий и тоталитаризма. Смысл ее в том, чтобы разумно, в соответствии с реальными возможностями различных средств коммуникаций распределить информационные потоки и установить систему обратных связей. Тогда возможно будет определить в этом едином процессе задачи, посильные школе и частным коллекциям, прессе и интернету, попсовой эстраде и музеям. Я возвращаюсь к тому, с чего начал: универсальных средств коммуникации не существует. Мы должны говорить о том, что мы можем и обязаны сделать, чтобы наша тема, наша боль ненавязчиво, но явственно оставалась в активе общественного сознания и противостояла забвению.