Полное имя:
Татьяна Петровна ЮРИНА

Профессии:
педагог, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Член Союза Кинематографистов. Член Гильдии кинорежиссеров. Режиссер более 50 документальных фильмов и телевизионных программ.

В 1983 году окончила режиссерский факультет ВГИКа.

Документалист Татьяна Юрина. Фото из личного архива.В 1983 — 1993 — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1994 — 1996 — режиссер Российской центральной киновидеостудии документальных и учебных фильмов (РЦСДФ).
Работала на студиях: «Центр кино и телевидения для детей и юношества», «Золотая лента», ЦСНФ «ХХI век», «Альтаир»,  «Контакт-фильм», «Авторское телевидение» и др.

Жюри  Международного студенческого фестиваля ВГИКа. На фото (в первом ряду слева направо): киновед Петр Шепотинник, художник Михаил Ромадин (третий слева), режиссер Татьяна Юрина. Во втором ряду (слева): кинодрамаутрг Александр Миндадзе. Фото из личного архива Т. Юриной.
С 1990  в течение  ряда лет была членом Государственной экзаменационной комиссии ВГИКа. Участвовала в работе жюри и отборочных комиссий фестивалей документальных фильмов.

В настоящее время руководитель режиссёрской мастерской ВГИКа.

СЕМЬЯ

Муж — Никонов Валерий Владимирович (род. 03 февраля 1942), оператор кино и телевидения; Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008).

 ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ

1984 — Если распахать межу (фильм о деятельности районного агропромышленного объединения Раменского района Московской области); режиссер; оператор: В. Беляев
1985 — По Советскому Союзу № 212Кинообозрение; режиссер: операторы:  В. Никонов, Д. Парфёнов
1986 — По Советскому Союзу 1986 № 218; Кинообозрение; режиссер; операторы: А. Кочетков, В. Никонов, И. Филатов
1986   Волшебный фонтан и другие чудеса Сахновки
 (фильм о школе в селе Сахновка, построенной жителями села и учениками; музей; планетарий и многое другое); режиссер; оператор: В. Никонов
1986 — И слышится отечества волнующее слово (фильм о традициях русской словесности и проблеме сохранения культурных ценностей); режиссер; оператор: В. Никонов
1987 —По СССР 1987 № 221 Маленькие граждане большого мира (Международная выставка детского рисунка "Африка борется, Африка строит"); автор сценария и режиссер; оператор: В. Никонов
1987 — 
Без героя (рассказы людей искусства: художников, писателей, поэтов, критиков об искусстве на рубеже 20-х - 30-х годов 20 века, в том числе А. Штейна, А. Брянского, Кедрова, Бунимовича, Дьякова); режиссер; оператор: Ю. Сосницкий
1988 — Каждый десятый (фильм рассказывает о бедственном положении инвалидов в Советском Союзе); режиссер; оператор: В. Никонов
1988 — Сказки для золушек (о конкурсе красоты "Мисс Москва"); режиссер; оператор: В. Никонов, Е. Кокусев
1988 — Аншлаг в театре абсурда. (Планета сегодня № 4); режиссер; операторы: М. Неред, Г. Малкова
1989 — Несколько комментариев ко вчерашним анекдотам (дискуссия об исторических процессах в обществе, сознании, поведении людей разных поколений, о перестройке в СССР; в дискуссии участвуют: писатели В. Орешкин, Ю. Поляков, социологи П. Кудюкин и А. Фадин, издатель журнала "Параграф" А. Морозов, историк Рой Медведев); Производство: ТО "Человек и время" (ЦСДФ); реж.: Т. Юрина; операторы: В. Никонов, С. Кондаков
1989 — Несколько комментариев ко вчерашним анекдотам (дискуссия об исторических процессах в обществе, сознании, поведении людей разных поколений, о перестройке в СССР); Производство: ТПО Человек и время; реж.: Т. Юрина; операторы: В. Никонов, С. Кондаков
1990 — Рождественская открытка из 1913 года (фильм рассказывает об экономическом развитии России в 1913 году); Производство: ТПО Современник; реж.: Т. Юрина; оператор
1990 — В ожидании мецената(фильм о товариществе Московских художников "Марс"); Производство: ТПО Юность; реж.: Т. Юрина; оператор: В. Никонов
1990 — Абсолютное соло; (фильм о творчестве Михаила Чекалина); Производство: ТПО Юность; автор сценария и режиссер; оператор: В. Никонов

КИНОПЕРИОДИКА

1984 — Пионерия № 6 / Тысяча сыновей. Здравствуй, Пушкин. Кулинарные секреты; режиссер; оператор: Л. Сокольников
1984 — Пионерия № 7 / Изобретём велосипед. Как наши деды воевали. Летом на лыжах; режиссер; оператор: О. Воинов
1984 — Советский Патриот № 70 / Всесоюзная вахта памяти. Юные досаафовцы БАМа. За виражом — победарежиссер; операторы: Завьялов Г., Лебедев А.
1985 — Пионерия № 3 / Уходят в море корабли. Делаем передачу. Цирк; режиссер; оператор: Е. Аккуратов
1985 — Пионерия 1985 № 4 / 60-летие "Пионерской правды"режиссер; операторы: Ю. Горулев, Р. Петросов
1986 — Москва № 68 / Время меняет нас; режиссер; оператор: В. Никонов
1987 — Пионерия 1987 № 3 / Дом, в котором я живу; режиссер; оператор: Е. Аккуратов
1992 — Хозяин 1992 № 6 / Образ бытия (сюжет рассказывает о настоятеле храма Дмитрия Солунского в селе Петрово-Дальнем Московской области отце Александре); режиссер; оператор: В. Никонов
________________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД.

Фильмография других студий

1990 — Образ бытия (режиссёр, автор сценария) — Российское телевидение
1991 — Июнь 1991 (режиссёр) — ВПТО «Видеофильм»
1991 — Очень вредное производство на фабрике грез (режиссёр) — Центр кино и телевидения для детей и юношества
1992 — Кино до востребования (программа о документальном кинематографе) — ЦТ Останкино
1992 — Легенды и мифы космоса (Из сериала "Красный космос") (режиссёр, автор сценария) — ОРТ, Видеокосмос и "RUDI,bic.Film+Video CANADA"
1992 — Потерянный народ (Фильм об осетино-ингушском конфликте; совместно с бельгийской компанией "Night & day Ltd") (режиссёр) — «Контакт»
1993 — Охота за "красной" мафией (Совместно с бельгийской компанией "Night & day Ltd") (режиссёр) — «Контакт»
1995 — В поисках утраченного. Грета Гарбо (режиссёр) — АТВ
1995 — В поисках утраченного. Лолита Торез (режиссёр) — АТВ
1995 — Время перемен (режиссёр, автор сценария) — Студия «ЛИК +»
2002 — Страницы ненаписанной истории (режиссёр) — ЦСНФ «ХХI век»
2003 — Хмурое утро. Красная армия (режиссёр, автор сценария) — ЦСНФ «ХХI век»
2004 — Покушение на очевидное (режиссёр, автор сценария) — «НИКИНО»
2005 — Золото Кремля (автор сценария) — Студия «Золотая лента»
2005 — Космические лоцманы (автор сценария) — ЦСНФ «ХХI век»
2005 — Кровавый круг рода Романовых (режиссёр, автор сценария) — «НИКИНО»
2006 — Номинант (режиссёр, автор сценария) — «Золотой меридиан»
2006 — Сказка про Ивана-Царевича (режиссёр, автор сценария) — «НИКИНО»
2007 — Новый московский адрес и старомосковские жители (режиссёр, автор сценария) — «Альтаир»
2008 — Гибель Арбата (режиссёр, автор сценария) — «Альтаир»
2009 — Откровение в грозе и буре (режиссёр, автор сценария) — «Альтаир»
2009 — Стихи до востребования (режиссёр, автор сценария) — «Альтаир»
2010 — Музей Большой Мечты (режиссёр, автор сценария) — «Инвесткино»
2010 — Незавершённая «пятилетка» Павла I (режиссёр, автор сценария) — «Альтаир»
2011 — Батальон имени Чайковского (режиссёр, автор сценария) — «Альтаир»
2012 — Закат надменной цивилизации (режиссёр, автор сценария) — «Альтаир»
2013 — Кир Булычёв. Между прошлым и будущим (режиссёр, автор сценария) — «Альтаир»
2013 — Фабричные девчонки (режиссёр, автор сценария) — «Альтаир»
2015 — Бизнес-вернисаж (режиссёр, автор сценария) — «Альтаир»

Награды

2007 — Почетная грамота Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Приказ № 149 от 14 февраля 2007 года)

Цитаты

«Когда все это только начиналось, один из наших кинематографистов, объясняя смысл перемен в советском кино, похвалился, что теперь у нас сами художники будут управлять искусством. В ответ кто-то сказал сочувственно: «да, это давняя мечта каждого сумасшедшего — стать директором сумасшедшего дома». Этой байкой закончила свой анализ перестройки кинематографа режиссер Татьяна Юрина журнале «La Revue du cinéma».[...]
Обычно женщина, овладевшая мужской режиссерской профессией, претендует на исключительный ум или особый талант. Результатом такого самоутверждения становит ся неизгладимая печать претенциозности, по которой всегда можно узнать женскую руку автора, какими бы достоинствами ни обладал снятый фильм. Но Татьяна Юрина — действительно умная женщина, и, войдя в мужской коллектив, она овладела известным искусством: казаться проще, чем ты есть на самом деле. Документалистика от этого только выиграла: подтекст ее фильмов всегда скрыт за непритязательной простотой формы, своеобразной «обманкой», подкупающей зрителя.[...]

Лилиана Малькова, историк документального кино, Источник

[ Страница дополняется материалами ]