Варейкис Марианна (Марьяна) Сергеевна (02 апреля 1906, Мелитополь (ныне Украина)[1] — не ранее 1948) — режиссер-документалист. Беспартийная.
С 1923 по 1927 год училась в театральной школе в Москве.[2]
В 1927 году поступила в 1-й Московский государственный университет на литературный факультет, который окончила в 1931 году.[3]
В кино с 1932 года. Режиссер Всесоюзной кинофабрики Кино-Хроники СОЮЗКИНО «Союзкинохроника» / Московской студии кинохроники / Центральной студии кинохроники.
В 1941 — режиссер Ташкентской студии кинохроники.
В 1942 — режиссер Киргизской студии кинохроники.
С 1943 — режиссер Центральной студии кинохроники (с 1944 года — Центральная студия документальных фильмов).
По инициативе М. Варейкис начал выходить киножурнал для дошкольников «Звёздочка» (в РГАКФД хранятся номера с 1936 по 1938 гг.).[4]
Монтировала кинопериодику: "На страже", "На страже СССР", "Пионерия", "Новости дня", "Советское искусство".
Ряд киножурналов сделан в соавторстве с режиссером Виктором Моргенштерном.
В Музее кино хранится сообщение Варейкис М.Я. от комиссара Советской части Международной Выставки в Нью-Йорке Тихомирнова о направлении нагрудного значка с эмблемой Павильона СССР.
Осенью 1940 года Марианна Варейкис была направлена во Фрунзе для съёмок документального фильма «Поэма о высокой земле» (название рабочее). Сценарий написал известный дунганский поэт Ясыр Шиваза, операторы: Н. Самгин, И. Толчан, М. Каюмов.[5]
В марте 1941 года картина «На высокой земле» вышла в прокат. Название было изменено, но фильм стал именно поэмой, вдохновенной песней о республике. Известные композиторы В. Власов и В. Фере написали к нему музыку, которая подчеркнула эпическую суть фильма.[6]
В начале 40-х годов режиссер переживала творческий кризис, о чем свидетельствует письмо М. Варейкис (хранится в Музее кино: ГЦМК КП-18397/424) Роману Григорьевичу Кацману. В письме М. Варейкис говорит об искренности в творчестве, о мужестве признавать ошибки, о творческих планах.
Во время Великой Отечественной войны М. Варейкис находилась в эвакуации во Фрунзе, где в этот период также находилась небольшая группа специалистов: операторы М. Колсанов, Г. Николаев, А. Барковский, режиссер Д. Эрдман, звукооператоры И. Гугнер, Л. Копытов и работники лаборатории: С. Иванов (руководитель), А. Корыткина, С. Колесников и другие... В 1943 году ими на собственной производственной базе Фрунзенской студии кинохроники был выпущен первый киножурнал «Советская Киргизия» (с января 1940 года киножурнал «Советская Киргизия» выходил на Ташкентской киностудии).[7]
До конца войны было выпущено более 100 номеров киножурнала).[8]
Режиссер документального фильма (совместно с С. Коганом) «За китами в Арктику» (1947).
Последняя работа режиссера датирована 1948 годом — киножурнал «Пионерия» № 6 (учетный номер 7150 в каталоге РГАКФД).
Отец — врач.
Первый муж — Иосиф (Юозас) Михайлович Варейкис (1894 — 1938) — советский партийный и государственный деятель. В октябре 1937 года был арестован в Москве. 29 июля 1938 года Иосиф Михайлович Варейкис был расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР на полигоне НКВД «Коммунарка». 26 мая 1956 года был реабилитирован и восстановлен в партии.
Сын — Эрик Варейкис, работал директором картины на ЦСДФ.
Второй муж — Сергей Андреевич Семёнов (1906 — 1956), оператор, фронтовой кинооператор, режиссер; Лауреат четырёх Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949).
1941 — На высокой земле; полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники, сектор хроники Ташкентской киностудии; авторы сценария: М. Варейкис, Я. Ширваз; режиссер М. Варейкис; операторы: М. Каюмов, Н. Самгин, А. Брантман; музоформитель: А. Ройтман; звукооператоры: А. Камионский, М. Каплунский
1941 — Мы с вами, боевые товарищи; Производство: Центральная студия кинохроники; реж.: М. Варейкис, М. Славинская; операторы: К. Кутуб-Заде, М. Глидер; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: В. Нестеров
1942 — Киноконцерт (военнослужащие частей и соединений ПВО г. Москвы исполняют вокальные, музыкальные, танцевальные номера художественной самодеятельности); режиссер М. Варейкис; операторы: В. Доброницкий, С. Семенов ; ассистент режиссера Т. Ширман; звукооператор В. Котов
1944 — Наши женщины; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссеры: И. Венжер, М. Варейкис; операторы: Г. Симонов, С. Семенов, Д. Шоломович; ассистент режиссера: Е. Козина; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор В. Нестеров
1947 — Передача приветственных адресов и подарков иностранных демократических организаций на имя И. В. Сталина и Н. М. Шверника (делегации передают подарки на имя И. Сталина в честь тридцатилетия Октябрьской революции; выставка подарков); режиссер М. Варейкис; операторы: Б. Макасеев, В. Штатланд
1947 — За китами в Антарктиду (фильм рассказывает о китобойном промысле флотилии "Слава" в Антарктиде); режиссеры: С. Коган, М. Варейкис; оператор: С. Коган; асс. режиссера Е. Козина; диктор Ю. Левитан; звукооператор К. Никитин; музоформитель Д. Блок; художник Н. Кольцов
Режиссер киножурналов: "Звездочка", "На страже", "На страже СССР", "Пионерия", "Новости дня", "Советское искусство".
1933 — На страже СССР № 6/18; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Кушешвили, Ковнат, Сидоров, Ешазаров
1933 — На страже СССР № 7/19; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Шаповалов, Кушешвили, Н. Самгин, К. Писанко, Н. Вихирев, К. Саламаха, К. Сидоров
1948 — Пионерия № 6; режиссер М. Варейкис; операторы: И. Запорожский, Т. Арабов, Б. Небылицкий, О. Резман, А. Шафран, С. Школьников
_______________________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Госкаталог (Музей кино). Фото из частных архивов.
[...]По заказу «Союзкинохроники» осенью 1940 года режиссер Марианна Варейкис приступила в Кыргызстане к съемкам полнометражного документального фильма по сценарию известного дунганского поэта Ясыра Шивазы. Операторы Н. Самгин, И. Толчан, М. Каюмов отсняли высокогорные долины, озера, ледники, в том числе ледник Иныльчек, пик Хан-Тенгри, стремились передать новизну своих впечатлений, суровую экзотику Центрального Тянь-Шаня. Для киноленты, которая вышла на экраны в марте 1941 года под названием «На высокой земле», впервые известным композиторам В. Власову и В. Фере была заказана оригинальная музыка (российские композиторы В. Власов и В. Фере, начиная с 1937 года, неоднократно обращались к кыргызской тематике. В соавторстве с народным артистом СССР Абдыласом Малдыбаевым они создали первые в Кыргызстане оперы, балеты, оратории и кантаты).[...]
Лузанова Е. С. Киноискусство в Кыргызстане, Источник
[ Страница дополняется материалами ]