Иосиф МИЛЬКИН

главный инженер, киноинженер

Полное имя:
Иосиф Ефимович МИЛЬКИН

Дата рождения:
05 января 1913
г. Самара, Самарская губерния, Российская империя

Дата смерти:
18 ноября 2006 (93 года)
Государство Израиль

Профессии:
главный инженер, киноинженер

Краткая биография

Последнее обновление: 26.03.2024.

Иосиф Ефимович Милькин (05 января 1913, Самара — 18 ноября 2006, Госудорство Израиль) — киноинженер, офицер связи. Ветеран Великой Отечественной войны. Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года

В 1931 году окончил среднюю школу-девятилетку №12 имени Тургенева (г. Самара). 

В 1931 году по путевке Союзкино поступил в Ленинградский оптико-механическом институт на вновь организованный факультет по подготовке инженеров звукового кино. Через некоторое время факультет был преобразован в Ленинградский институт звукового кино, позже переименованный в Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ).

После окончания института в 1935 году работал инженерорм-конструктором Московского опытного завода киноаппаратуры («Москинап»). 

23 ноября 1935 года был призван на действительную военную службу в РККА  (8-й радиоразведывательный дивизион Забайкальской группы войск Особой Дальневосточной армии). 

Штаб дивизиона находился в Забайкалье, в городе Чите. Разведывательные группы были размещены вдоль границы с Манчжурией. Дивизион вёл радиоразведку за частями Квантунской армии. После окончания четырёхмесячной учёбы был назначен командиром радиовзвода, некоторое время командовал учебной ротой радиодивизина. Был аттестован как командир радиороты. После окончания срока службы в ноябре 1936 года вернулся в Москву.

(Из книги И. Милькина «Мои года — моё богатство»)

В 1936 — 1938 — начальник механосборочного цеха Центральных мастерских «Мособлкино» (г. Москва).

После ареста старшего брата Афанасия Ефимовича Милькина в апреле 1937 года был по суду выселен из квартиры в Фурманном переулке (Москва), в которой проживал вместе с братом, уволен с работы и исключен из комсомола.

(Из книги И. Милькина «Мои года — моё богатство»)

С 03 января 1938 года — старший инженер, заместитель руководителя кинопроекционной лаборатории Научно-исследовательского института киностроительства (НИИКС).

В июле 1938 года был призван на курсы усовершенствования командного состава запаса ( КУКС).

В июле 1940 года был переведён в Комитет по делам кинематографии при СНК СССР на должность руководителя группы кинотехники технического отдела.

В период работы в техническом отделе выполнил два крупных проекта по кинофикации — советского павильона на Нью-Йоркской выставке и большого зала Дворца Советов.

С сентября по ноябрь 1939 года участвовал в Польской компании РККА.

Ветеран Великой Отечественной войны. В РККА с 11 июля 1941 года. Призван Свердловским РВК г. Москвы. Воинское звание: гв. ст. лейтенант; гв. майор; майор. Воинская часть 8 гв. б-н связи 1 гв. ск 1 Уд. А СЗФ (8 гв. б-н связи1 гв. ск1 Уд. А СЗФ1 Уд. АСЗФ); штаб 14 гв. ск 3 ПрибФ (14 гв. ск3 ПрибФ); штаб 14 гв. ск (14 гв. ск); 67 опс СЗФ (67 опс СЗФ67 опсСЗФ); 14 гв. ск (14 гв. ск).

На фото (слева направо): начальник полевой почты, майор И. Яковлев, подполковник Н.Р. Лазарев, майор И. Милькин, офицер из хозуправления. Фото из личного архива И. Милькина.

  • Командир радиороты 67-го отдельного полка связи СЗ фронта с временным исполнением обязанностей командира батальона.
  • Командир радиороты 8-го гвардейского отдельного батальона связи 1-го гвардейского стрелкового корпуса СЗ фронта.
  • Помощник начальника радиоотдела оперативно-технического Управления связи СЗ фронта.
  • Помощник (затем и старшего помощника) по радио начальника отдела связи штаба 14-го гвардейского стрелкового корпуса, входившего поочерёдно в состав 1-го, 2-го Прибалтийских фронтов и Ленинградского фронта.

Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени (1944, 1985), медалями «За боевые заслуги» (1942), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945) и др.

Демобилизован в ноябре 1945 года.

В 1946 — 1949 — начальник отдела цветного кино Министерства кинематографии СССР.
В 1949 — 1952 — главный механик киностудии «Мосфильм».
В 1953 — 1956 — главный инженер Ашхабадской киностудии.

Во время приема гостей Московского международного кинофестиваля, ЦСДФ, Лихов переулок, дом 6. На первом плане (слева направо): старший редактор фильмотеки Владимир Дугин, директор киностудии Алексей Семин и гл. инженер Иосиф Милькин. На фтором плане (справа) кинооператор Евгений Аккуратов 1965 год. Автор фото: Л. Котляренко. Источник: #МузейЦСДФ.

С 29 сентября 1956 по 25 марта 1975 — главный инженер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Автор воспоминаний «Мои года — моё богатство» (редактор Елена Милькина; книга опубликована на сайте ПРОЗА.ру). 

СЕМЬЯ

В 1937 — 38 годах были репрессированы старшие братья — Борис и Афанасий.
Борис Ефимович Милькин — расстрелян вместе со всем руководством Западно-Сибирского военного округа, где он служил начальником сануправления. 
 Афанасий Ефимович Милькин — редактор газеты «Кино» (Москва); арестован 08 апреля 1937 года. Приговор: 28.05.1937 г.; ОСО при НКВД СССР; ст. КРТД; срок: 5 л. л/св. Приб. 22.06.1937 г. Дата смерти: 01.09.1938 г. (КомиКП-8 ч.1: Воркутинское отд-ние УхтПечлага).
Первая жена — Галина.
Сын — Афанасий Иосифович Милькин.
Вторая жена — Елена Милькина.

Библиография

1980 — Технико-экономические нормативы и основные положения по организации и технологии производства хроникально-документальных ф-в и к/ж (подготовили: Г. М. Бобров, Б. Д. Вайнштейн, В. О. Вертинская, И. Н. Воскресенская, И. Е. Милькин, А. Г. Семин и др.) (изд.: — М.: ЦСДФ / Долгопруднинская типография Упрполиграфиздата Мособлисполкома)

Цитаты

[...]Мой муж прожил долгую интересную жизнь трудную, как и у всех, но без сомнения, счастливую. У него была любимая профессия — киноинженер. Он прошёл всю войну, с первого дня и до последнего. Всё это нашло отражение в его произведениях.[...]

Елена Милькина, Источник

Я родился в Самаре в 1913 году и жил в этом городе до восемнадцати лет.
В те далёкие времена Самара была небольшим губернским городом с населением около 120 тысяч жителей, включая пригороды. Расположена Самара на высоком левом берегу полноводной красавицы Волги при впадении в неё небольшой речки Самарки, давшей название городу.
В навигацию на Волге было интенсивное движение: вверх и вниз по реке шли пароходы, пассажирские и грузовые; юркие, пыхтящие и сильно дымящие буксиры тащили то по одной, а то и сразу несколько барж. Сновало много прочих, крупных и мелких, судов и судёнышек. Пароходы в то время были колёсными: это значит, что они приводились в движение при помощи огромных колёс с плицами, укреплённых по обе стороны корпуса парохода и прикрытых декоративными решётками, на которых было написано названием парохода. Из трубы шёл дым, колёса крутились, плицы весело шлёпали по воде, и пароход плыл по реке. Течение на Волге было сильное и скорость транспортов, плывущих против течения, была значительно ниже идущих вниз по течению.
Часто вниз по Волге перегонялись гигантские плоты, длиной до полутора-двух вёрст. Так сплавлялся к низовьям реки лес. Плоты были составлены из связанных между собой толстых брёвен. На них шла своеобразная жизнь: были построены избушки или шалаши, вместе с людьми плыли коровы, козы, домашняя птица, на верёвках сушилось бельё, на походных печках готовилась еда. Управляли плотами опытные плотогоны при помощи длинных шестов и огромного руля, укреплённого в конце плота.
Фарватер реки был обозначен бакенами. Вдоль одного берега на бакенах зажигались красные огни, а вдоль другого – жёлтые. Каждый вечер бакенщик на лодке подплывал к каждому бакену, чтобы зажечь лампу, находящуюся на бакене и прикрытую стеклом. А рано утром он же гасил эти лампы.
Когда я был маленьким, работа бакенщика казалась мне очень интересной, и я думал: когда вырасту, обязательно буду бакенщиком. Но, когда немного подрос, то твёрдо решил стать кучером. Когда учился в старших классах, мечтал стать лётчиком, а потом - геологом. Правда жизнь внесла коррективы в мои планы, стал я киноинженером и о своём выборе никогда не пожалел.[...]

Иосиф Милькин. Ах, Самара-городок..., Источник

[...]К моменту окончания школы я твёрдо решил поступать в геолого-разведочный институт. Скорее всего, меня привлекала не будущая работа геолога, а романтическое название института. Приняв решение, я приехал в Москву и направился на Большую Калужскую улицу, где располагался геолого-разведочный институт, подавать заявление о приёме. Прежде, чем сдать документы в приёмную комиссию, я подошёл к стенду, на котором были приклеены листы с названиями специальностей, по которым производился набор студентов. Я внимательно изучил эту информацию, и тут меня постигло разочарование. Оказалось, что институт готовит узких специалистов по розыску залежей каменного угля, отдельных специалистов по розыску каких-то сланцев и ещё каких-то ископаемых, названия которых я как не понимал тогда, так не понимаю и сейчас. Эти сланцы и каменные угли, один из которых почему-то назывался «бурый», навели на меня смертельную тоску и сожаление – погибла мечта о романтике и приключениях в разведке. Я повернулся и навсегда покинул стены этого учебного заведения.
Тут надо сказать, что жил я в Москве у своего старшего брата Афанасия, который работал редактором газеты «Кино». В это время он проводил конференцию по развитию в СССР звукового кино. Конференция проходила в первом в Союзе звуковом кинотеатре, находившемся на Арбатской площади. Я регулярно ходил на все заседания этой конференции, но не для того, чтобы слушать речи ораторов, а потому, что после заседаний там демонстрировались звуковые фильмы. Помню, что в этом кинотеатре я впервые увидел снятый в Америке цветной звуковой фильм. Назывался он «Чемпионы плавания». В фильме показывали своё мастерство лучшие пловцы Америки.
На одном из заседаний конференции я услышал, что в Ленинграде в оптико-механическом институте организуется факультет для подготовки инженеров звукового кино. Это решило для меня вопрос выбора профессии. Я сказал брату о своём желании. Он одобрил мой выбор и взял для меня в Союзкино путёвку для поступления в институт.
В то время молодых людей, окончивших полную среднюю школу, принимали в институты без экзаменов. Таким образом, сдав документы в приёмную комиссию, я стал студентом первого курса механического факультета Ленинградского оптико-механического института. В первый же год моей учёбы наш факультет был преобразован в самостоятельный институт, получивший название: Ленинградский институт звукового кино. А ещё через некоторое время стал называться – Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ).[...]

Иосиф Милькин. Студенческая пора, Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в том числе  книги И. Милькина «Мои года — моё богатство»; ГЦМК (— Ф. 56. — Оп. 4). Документы о награждении: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Фотографии из частных архивов.