Константин РЯШЕНЦЕВ

оператор

Полное имя:
Константин Михайлович РЯШЕНЦЕВ

Дата рождения:
21 декабря 1921
г. Владикавказ, РСФСР

Дата смерти:
21 сентября 1970 (48 лет)
г. Амман, Иордания

Профессии:
оператор

Краткая биография

Ряшенцев Константин Михайлович (21 декабря 1921, Владикавказ — 21 сентября 1970, Амман, Иордания). Награжден двумя орденами «Красной Звезды» (1942 и 1970 ( посмертно)). Член ВКПб — КПСС с 1950 года. Член СК СССР (с 1959).

В 1922 году семья переехала в Москву.
В 1930 году поступил  в 498 московскую среднюю школу, которую окончил в июне 1940 года.

Участник Великой Отечественной войны. В РККА с сентября 1940 года (студентом 1-го курса операторского факультета ВГИКа Константин Ряшенцев был призван в РККА и направлен для прохождения службы на Черноморский Военно-Морской Флот). Звание: гл. старшина.  

С первых дней войны участвовал в боях и десантах в рядах морской пехоты в качестве бойца. Участвовал в обороне Одессы, Перекопа, Севастополя. После контузии в январе 1942 года взят в распоряжение Политического Управления Черноморского флота.

  • С декабря 1940 по июль 1941 — в учебном отряде Черноморского флота.
  • С сентября по ноябре 1941 — краснофлотец-автоматчик 1-го Перекопского отряда моряков ЧФ.
  • С ноября 1941 по январь 1942 — командир отделения взвода разведки в 1-м Перекопском батальоне морской пехоты 7-й бригады морской пехоты.
  • С января по февраль 1942 — находился в госпитале (г. Севастополь).
  • В феврале — апреле 1942 — фотокорреспондент 4-го отдела Политуправления Черноморского Флота (г. Севастополь).

Севастополь. 1942 год. На фото слева — Константин Ряшенцев.
Автор фото: оператор В. Микоша. Источник: МАММ / МДФ.

Фронтовой кинооператор

  • С апреля 1942 по март 1943 — ассистент оператора военной киногруппы Главного политуправления ВМФ.
  • С апреля 1943 по февраль 1946 — ассистент оператора Управления ВМФ и Центральной студии кинохроники (отдел военных фронтовых киногрупп); работу в киногруппе начал под руководством режиссера Василия Беляева с операторами Дмитрием Рымаревым и  Владиславом Микошей сняв самостоятельно ряд кадров (бомбежка Северной стороны, последние дни Севастополя), вошедших в фильм «Черноморцы»; на Кавказском побережье работал совместно с кинооператором Дмитрием Рымаревым на кораблях, в авиационных соединениях и частях Морской пехоты Черноморсокого Флота; принимал участие в съемках боев на Таманском полуострове и боев за Керчь.

После демобилизации в феврале 1946 года по направлению Центральной студии документальных фильмов поступил на операторский факультет ВГИКа (мастерская Александра Гальперина), который окончил с отличием в 1951 году.

На фото (слева направо): оператор Константин Ряшенцев, режиссер Григорий Чухрай, выпускница режиссерского ф-та ВГИКа Дина Мусатова. Фото из личного архива Д. Мусатовой.
С 1951 — ассистент оператора, с июля 1954 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Погиб в Аммане (Иордания) 21 сентября 1970 года от снайперской пули во время съемок документального фильма «Иорданский репортаж». 

СЕМЬЯ

Мать — Ряшенцева Анна Ильинична (1896 — 1957)
Отец — Ряшенцев Михаил Семенович (род. в 1902 году)
Сестра — Ряшенцева Ирина Михайловна (род. в 1932 году в Мосве), работала преподавателем Московского библиотечного института (МГБИ).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1942   Черноморцы (фильм посвящен событиям и героям обороны Севастополя 1941-1942 гг.; С беспримерным мужеством в течение двухсот пятидесяти дней город отражал сильный натиск немецко-фашистских войск. В фильме показана героическая эпопея обороны Севастополя, мужество и отвага его защитников, боевые действия Черноморского флота, защищавшего город с моря. Фильм заканчивается эвакуацией Севастополя, которая была произведена по приказу Верховного Командования); полнометражный;  режисер В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Рымаревым, Ф. Короткевичем, А. Кричевским, Г. Донец, А. Смолка, К. Ряшенцев (в титрах не указан)
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; режиссёр В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолко, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян, К. Ряшенцев (в титрах не указан)
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ); полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма:  Л. Варламов; режиссер: Ш. Чагунава; фильм снимали 17 операторов киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов; руководитель оператор М. Трояновский; операторы: Д. Шоломович, А. Казначеев, М. Пойченко, А. Каиров, С. СеменовД. КаспийА. ЛевитанС. Коган, В. Петров, Л. Котляренко, Л. Арзуманов, Л. Мазрухо, Г. Асатиани, А. Сологубов, О. Деканосидзе, Н. Петросов, В. Шанидзе; асс. оператора К. Ряшенцев
1945 — Будапешт (боевые действия 2-го и 3-го Украинских фронтов по освобождению советскими войсками г. Будапешта во время 2-й Мировой войны); режиссёр В. Беляев; операторы: В. Афанасьев, А. Лебедев, П. Касаткин, Д. Рымарев, О. Рейзман, Г. Асланов, Л. Аристакесов, Я. Берлинер, И. Грачев, С. Гольбрих, К. Дупленский, Ю. Кун, А. Рубанович, Б. Рогачевский, А. Сологубов, И. Сокольников, С. Стояновский, А. Фролов, Е. Яцун, К. Ряшенцев (в титрах не указан); асс. режиссера: В. Чекулаева, А. Гольберг; диктор Л. Хмара
1945 — Вена (наступление частей Советской Армии в Австрии); режиссер Я. Посельский; операторы: Г. Асланов, И. Грачев, И. Чикноверов, Б. Рогачевский, И. Сокольников, Д. Рымарев, В. Афанасьев, Д. Мамедов, К. Дупленский, С. Стояновский, А. Фролов, К. Ряшенцев (в титрах не указан); музоформитель Д. Блок, звукооператор В. Котов, диктор Л. Хмара, художник П. Соколов, автор текста Р. Кацман, асс. режиссера З. Дембовская, консультант С. Платонов, К. Васильченко
1954 Жиронда (Франция) — Динамо (Москва); реж.:  Б. Вейланд; операторы: А. Щекутьев, Д. Каспий, П. Касаткин, В. Комаров, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, К. Пискарев, А. Хавчин, К. Ряшенцев
1955 — Делегация японского парламента в СССР; режиссер М. Славинская; операторы: Е. Аккуратов, К. Ряшенцев, И. Сокольников, В. Цитрон
1955 — Французская парламентская делегация в СССР; режиссер А. Рыбакова; операторы: И. Михеев, А. Савин, Н. Соловьев, Ф. Овсянников, В. Придорогин, В. Страдин, К. Ряшенцев, В. Цитрон

Киногруппа ЦСДФ на съемках Международных конно-спортивных соревнований. На фото (слева направо): операторы Д. РымаревК. Ряшенцев, директор картины Н.М. Макеев, режиссер К.С. Эггерс, оператор С.И. Киселев. Московский ипподром, 1955 год. Фото из семейного архива Виктории Кузьмич (внучки Н. Макеева).

1955 Международные конно-спортивные соревнования (Московский ипподром. Скачки на призы городов — Москвы, Тираны, Праги, Бухареста; заключительная скачка на приз Мира); режиссер; К. Эггерс; операторы: С. Киселев, Д. Рымарев, К. Ряшенцев, В. Скоробогатова
1956 Артисты Индии в СССР; реж.:  С. Гуров; операторы: О. Рейзман, К. Ряшенцев
1956 — Советско-польские научно-техническое совещание горняков; реж.: В. Беляев; оператор
1956 — Юность советского спорта (3-я Всесоюзная Спартакиада учащихся); реж.: В. Вейланд; операторы: В. Аккуратов, О. Арцеулов, В. Воронцов, Ю. Егоров, А. Кричевский, К. Ряшенцев
1958 — Бирманские парламентарии в Советской стране; реж.: В. Бойков; операторы: И. Грачев, К. Ряшенцев
1960 — В добрый путь, Нигерия!; полнометражный; реж.:  В. Ешурин; операторы: В. Ешурин, К. Ряшенцев
1960 — На приз имени братьев Знаменских; режиссер: К. Эггерс; операторы: А. Воронцов, Г. Голубов, К. Ряшенцев
1961 — Друзья из Вьетнама; реж.: И. Генина; операторы: И. Грачев, А. Кочетков, К. Ряшенцев, В. Цитрон
1963 — И все-таки "Спартак"; реж.: Я. Бабушкин; операторы: Г. Асланов, И. Бганцев, К. Богдан, И. Грачев, Г. Земцов, Ф. Каминский, С. Коган, Л. Кокошвили, А. Крылов, Е. Мухин, М. Ошурков, М. Попова, Д. Рымарев, А. Саранцев, Ю. Серов, И. Сокольников, К. Ряшенцев, З. Чернявский
1963 — Товарищ такси;  реж.: Я. Бабушкин; операторы: К. Ряшенцев, Г. Голубов, А. Савин
1963 — Бирманские гости в СССР; реж.: З. Тузова; операторы: К. Ряшенцев, А. Савин
1965 — Под флагом Родины; реж.: В. Плотникова; операторы: О. Афанасьев, Н. Виноградский, И. Грек, И. Запорожский, С. Масленников, Л. Михайлов, Е. Мухин, П. Опрышко, М. Попова, К. Ряшенцев, С. Скраливецкий, Н. Соловьев, Б. Шер
1967 — Праздник моды (Международная выставка "Одежда"; павильоны СССР, Польши, Японии); реж.: А. Зенякин; операторы: И. Бганцев, К. Ряшенцев
1967 — Фильмы и встречи (5-й Международный кинофестивль в Москве); реж.: А. Зенякин; операторы: И. Грачев, А. Кричевский, К. Ряшенцев
1968 — Через восемь морей и два океана; реж.:  Д. Рымарев; операторы: Д. Рымарев, К. Ряшенцев
1968 — Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ); реж.:  Д. Рымарев; оператор: К. Ряшенцев
1969 — К службе воинской готовы; реж.: Д. Рымарев; оператор: К. Ряшенцев
1970 — Иорданский репортаж; реж.: Д. Рымарев; операторы: К. Ряшенцев, Д. Рымарев

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снимал сюжеты для кинолетописи, а также для киножурналов: "Советский воин", "Новости дня".

1943 — Черноморское побережье (Черноморская группа войск Закавказского фронта, 01.1943 г.); кинолетопись; операторы: Д. Рымарев, К. Ряшенцев
1943 — Батарея Зубкова (Черноморская группа войск Закавказского фронта, январь 1943 г. Общий вид города Новороссийска. Герой Севастопольской обороны корректировщик лейтенант В. К. Пелых.); операторы: Д. Рымарев, К. Ряшенцев 
1945 — Бои за город Вену и г. Вена после освобождения; кинолетопись: сюжет «АВИАЦИЯ И ДУНАЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ»; операторы:  Афанасьев В.И., Асланов Г.Г., Рымарев Д.Г., Ряшенцев К.М., Запорожский И.А., Петросов Р.В.; сюжет «ПРОДВИЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И БОИ НА БЛИЖНИХ ПОДСТУПАХ К Г. ВЕНЕ», операторы:  Фролов А.И., Стояновский С.А., Мамедов Д.М., Сокольников И.И., Запорожский И.А., Петросов Р.В., Чикноверов И.А.; сюжет «БОИ НА ПОДСТУПАХ К ВЕНЕ», операторы: Афанасьев В.И., Мамедов Д.М., Сокольников И.И., Рымарев Д.Г., Ряшенцев К.М., Запорожский И.А., Петросов Р.В.
___________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников, фильмография — электронный каталог РГАКФД, фотография оператора во время проведения съемок на Московском ипподроме из семейного архива Виктории Кузьмич.

Награды

1942 — Медаль «За оборону Одессы»
1942 — Медаль «За оборону Севастополя»
1942 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 61с от 05.11.1942 г.; Издан: ЧФ. Архив: ЦВМА.)
1943 — Медаль «За оборону Кавказа»
1944 — Орден Отечественной войны II степени
1945 — Медаль «За взятие Будапешта»
1945 — Медаль «За взятие Вены»
1945 — Медаль «За освобождение Белграда»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1952 — Орден Труда (Албания)
1970 — Орден Красной Звезды ((29 ноября 1970 года; посмертно))

Цитаты

[...]Шел к концу третий месяц войны. Фронтовые операторы за это время уже стали военными людьми. Вдоволь натерпелись, привыкли смотреть смерти в глаза. Многие из нашего отряда фронтовых кинохроникеров сложили головы. Погиб жизнелюб, охотник, неразговорчивый Коля Самгин. Он был убит в первый месяц войны. Остался последний его снимок — в стальной каске, обросший щетиной, усталым взглядом смотрит на нас — живых. Паша Лампрехт, застенчивый, мечтательный, хрупкий, похожий на подростка. Товарищи видели, как его голова скрылась под балтийской волной. Всегда трудно примириться с гибелью товарища, но эти, первые потери, были особенно ощутимы, особенно тяжелы.
Кинооператора теперь можно было уже встретить во всех родах войск — на флоте, в танковых войсках, в пехоте. Воины Красной Армии привыкли в трудную минуту видеть рядом спокойного человека с киноаппаратом. В эти дни кинооператоры Марк Трояновский и Соломон Коган снимали героические будни обороны Одессы. Владик Микоша снимал в Севастополе, мы слышали, что он был контужен, но не прекращал съемки. Вместе с ним работали операторы Дима Рымарев, Кротик-Короткевич, Костя Ряшенцев. Перешел линию фронта старейший кинохроникер Сергей Гусев. Сейчас он снимает в партизанском отряде, в немецком тылу. На днях в «Правде» мы видели крупно напечатанный кадр из кинохроники, снятой оператором Николаем Вихиревым с борта боевого самолета, — бомбежка вражеских колонн. Он снимал на Южном фронте.
Материал со всех фронтов шел в Москву. Каждые три дня на экранах теперь появлялся «Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны». Уже определяется система фронтовых групп кинохроники.[...]

Роман Кармен, Источник

[...]Невольно вспоминается моя первая встреча с Микошей. 1947 год. Мы с Костей Ряшенцевым идём по Петровке. Костя – бывший морской пехотинец, а сейчас – студент ВГИКа. Вдруг из Столешникова выходит красивый, крепкий моряк. Фуражка с «крабом». Чёрная морская шинель. Она чуть расстёгнута и под крепкой шеей – полоски тельняшки. Хорош – слов нет!
Костя кидается к нему, они жмут друг другу руки, о чём-то оживлённо «травят», как сказали бы на флоте. Я стою в сторонке, понимая – мне с ними не равняться. Наконец они прощаются, моряк идёт своей дорогой, Костя – ко мне.
«Кто это?» – простодушно спрашиваю я. Костя смотрит на меня как на последнего придурка. «Да ты что? – говорит он с искренним изумлением. – Это же Владик Микоша!»
Помнится, тогда подумалось: а почему «Владик»? Хотя Костя имеет право на «Владика» – он воевал в Севастополе, Микоша его снимал, а потом, узнав, что Костя мечтает о ВГИКе, добился его перевода из боевой части в свою киногруппу, сделал своим ассистентом.[...]

Сергей Медынский, лауреат Ленинской премии (1960), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997)., Источник

[...]В Севастополе – на этом узком участке тогдашнего большого фронта – киноработников было немного: два оператора – Владислав Микоша и Дмитрий Рымарев, два ассистента – Константин Ряшенцев и Фёдор Короткевич, начальник киногруппы С. Левинсон. Они всё время были вместе. Первым здесь появился Микоша. Хотя нет, Ряшенцев тоже был в Севастополе. Студент 1 курса операторского факультета ВГИКа Костя Ряшенцев был призван в начале войны в армию и направлен в батальон морской пехоты. Он отличился в бою, был ранен и лежал в госпитале. О нём узнал Микоша и попросил начальство из Политуправления откомандировать юного моряка в киногруппу. После госпиталя Ряшенцев вошёл в киногруппу Черноморского флота как ассистент. Так что здесь, в Крыму, создалось целое киноподразделение – сильное и оперативное. Уже после войны, окончив ВГИК, Костя стал известным хроникёром. Оператор-боец, он и погиб на боевом посту – на Ближнем Востоке, в стране Иордании, 21 сентября 1970 года… Пуля израильского снайпера сразила его в тот момент, когда он поднимал аппарат для своего очередного – последнего – неснятого кадра. Пуля пробила объектив аппарата «Конвас-автомат», прошла сквозь плёнку и попала Косте в голову…[...]

Лев Данилов, режиссер, Источник

[ Страница дополняется материалами ]