Полное имя:
Фёдор Александрович ЛЕОНТОВИЧ

Дата рождения:
23 августа 1904
г. Киев, Киевская губерния, Российская империя

Дата смерти:
25 января 1969 (64 года)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор, оператор подводных съемок

Краткая биография

Благодарим Димитрия Морозова-Никифоровского (Сан-Франциско) за помощь в подготовке материала.

Благодарим Наталию Леоновну Белл-Вешневу за предоставленные материалы и фотографии из семейного архива, которые помогли установить ранее малоизвестные факты биографии Федора Александровича Леонтовича.

Леонтович Фёдор Александрович (10 (23) августа 1904, Киев (ныне — Украина) — 25 января 1969, Москва) — оператор документального кино. Член РКСМ — ВЛКСМ (1922–1931). Член СК СССР (с 1958 года). Одним из первых в СССР освоил подводные съемки.

С 1922 — ученик слесаря на торфяных разработках в Шатуре.
С мая 1922 по март 1923 — организатор пионерской работы в окружном комитете РКСМ.
С 1923 году окончил Первые рабочие курсы физкультуры.

С марта 1925 — ученик осветителя кинофабрики «Культкино».

На фото (сидят слева направо): Коганович, Киров, Орджоникидзе, Калинин, Сталин, Ворошилов, Куйбышев. Работники «Союзкинохроники» стоят (слева направо): журналист Михаил Кольцов (предположительно), режиссер Илья Копалин (третий слева), режиссер Сергей Гуров (второй справа), асс. оператора Федор Леонтович (стоит справа). 1929 год. Фото из личного архива Юрия Барыкина.

С 1926 — ассистент оператора кинофабрики «Культкино» (фабрика культурфильмов «Совкино»). Работал в кинопериодике. 

1 апреля  1925 года на экраны выходит первый номер «Совкиножурнала». С 1926 года «Совкиножурнал» выходит регулярно. В штате киножурнала: Островский (зав. хроникой), заместитель и техруководитель Уланович, режиссеры-монтажеры Н. Н. Кармазинский и С. С. Лямин, операторы В. Л. Степанов и Б. Б. Цейтлин,  помощник Ф. А. Леонтович, осветитель Е. Д. Лозовский. 

В Музее кино хранится "Историческая справка" (ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13082317) о создании кинопериодики, составленная Н. Н. Кармазинским.

С 1929 — оператор дальневосточной базы «Совкино» (с февраля 1930 — «Союзкино»).
С 1930 — оператор Московской фабрики «Совкино» (с 1931 — Всесоюзная кинофабрика кинохроники СОЮЗКИНО «Союзкинохроника»).
В 1936 году создал отечественный киносъемочный аппарат для подводных съемок.
В 1937 году занимался научными разработками в ЭПРОНе.
С 1938 — оператор Московской студии треста «Союзкинохроника» (с 1940 — Центральная студия Союзкинохроники).

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с июня 1941 года. Звание: воентехник 2-го ранга. 

  • С августа 1941 — ассистент оператора киногруппы Ленинградского фронта.
  • С января 1942 — ассистент оператора киногруппы Брянского фронта.
  • С июля 1944 — оператор киногруппы ВВС РККА, 2-го Прибалтийского фронта.
  • С января по июль 1945 — оператор киногруппы 1-го Белорусского фронта.

Федор Леонтович во время награждения медалью «За боевые заслуги». 1943 год.

Участвовал в боевых полётах авиации. Снял ряд ценных кадров.
В апреле 1943 года был н
агражден медалью "За боевые заслуги" за разработку прибора для установки кинокамеры на самолёт, что позволило повысить качество съемок во время боевых полетов; в 1945 году награжден орденом Отечественной войны II степени.

Список состава киногруппы Военно-воздушных сил Красной Армии.

Участвовал в съемках фильмов «Орловская битва», «Берлин», «Парад Победы».

В 1945 — 1951 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С мая 1951 г. по июль 1968 г. руководил организацией и проведением подводных съемок на ЦСДФ.

Киносъемка осьминога. На фото операторы (слева направо): Федор Леонтович, (неустановленное лицо), (неустановленное лицо), Олег Лебедев, (неустановленное лицо). Дальний Восток. 1962 - 1963 гг. Фото из архива семьи Лебедевых.

В 1947 — 1950 гг. разработал крепления к самолетам для кинокамер.
В 1955 году первым в СССР освоил широкоэкранную оптику для кинокамер.

Одна из глав книги художника и зоолога, энтузиаста подводного спорта Ольги Флорентьевны Хлудовой «Волны над нами» (Изд.: — М.; Географгиз; 1960) рассказывает о кинооператоре Федоре Александровиче Леонтовиче и подводной киносъемке в Черном море у Кара-Дага.

Был консультатом подводных съемок фильма «Золотой телёнок» (вышел в прокат в 1968 году; режиссер Михаил Швейцер).

Из воспоминаний  Наталии Белл-Вешневой:

"Мой любимый фильм — «Золотой телёнок», потому что дедушка был консультантом подводных съёмок и "угодил" в актёры. В фильме есть сцена, когда Остап допрашивает Скумбриевича прямо в море. Человек в чёрном на пляже, смотрящий в подзорную трубу, — это Фёдор Александрович Леонтович. Он рассказывал нам, что актёр опоздал на съёмку, и режиссёр предложил дедушкину кандидатуру. На мой взгляд, получилось неплохо!.."

Леонид Куравлёв и Фёдор Леонтович в фильме «Золотой телёнок» (1968).

Умер 25 января 1969 года в Москве.

Из воспоминаний Наталии Белл-Вешневой:

"Дедушка Фёдор был необыкновенным человеком: мягкий, ласковый, доброжелательный, любвеобильный, надёжный и прекрасный рассказчик с чудесным чувством юмора. Мы все его обожали! У него были свои любимые словечки, и для каждого из нас он придумывал прозвища. 
Его всегда можно было спросить: "Что такое...?", и он терпеливо, очень подробно и доходчиво объяснял. 
Помню, как в Крыму в бухте "Уютное", где снимался фильм о дельфинах, он безнадёжно старался научить меня плавать, приговаривая: "Мне стыдно, что моя внучка не умеет плавать!"
Помню такой смешной случай. Однажды я решила сшить себе купальник и попросила дедушку принести мне для лифчика кусочек пенопласта. Он принёс толстый, с одной стороны покрытый тонким слоем целлофана. Я была разочарована и сказала ему об этом. На что он с гордостью ответил: "Зато он звуконепроницаемый!"  
Его кончина была для нас настоящей трагедией...!"

В 2017 году в Курском военно-историческом сборнике (Выпуск 18) вышел материал  Коровина В.В. "Кинооператор, запечатлевший освобождение Курска" (страницы биографии Ф.А. Леонтовича). Материал содержит биографическую информацию о фронтовом кинооператоре Ф.А. Леонтовиче, чья съемка в феврале 1943 года освобожденного от немецко-фашистских захватчиков Курска легла в основу документального фильма «Курск. Возвращение». Имя автора съемки длительное время оставалось неизвестным, но благодаря научному поиску сотрудников РГАКФД, было установлено.

СЕМЬЯ

Мать — Леонтович Любовь Васильевна, революционерка, бестужевка; в 20-е годы работала директором детского дома для беспризорников в Шатуре. Любовь Васильевна познакомилась с будущим отцом Федора во время тюремного заключения за революционную деятельность. Известно, что он был революционером армянского происхождения. Ребёнка усыновил родной брат Любови Васильевны —  выдающийся учёный-физиолог Александр Васильевич Леонтович (1869 — 1943).
Двоюродный брат — Леонтович Михаил Александрович (1903 — 1981), выдающийся учёный-физик, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Академии наук СССР; специалист по физике плазмы, радиофизике.
Жена — Семёнова Мария Александровна; после смерти мужа — Вешнева Владимира Георгиевича (1881— 1932), писателя и литературного критика, Мария Александровна вышла замуж за Фёдора Леонтовича; в 1937 году у них родился сын Кирилл Федорович Леонтович, впоследствии детский врач-психиатр. 
Падчерицы: Ирина и Ксения (дочери Марии Александровны от брака с Вешневым Владимиром Георгиевичем).
Внучка — Наталия Леоновна Белл-Вешнева.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Документальные

1938 — Люди моря (фильм о водолазном техникуме в Крыму; фильм создан к 15-летию ЭПРОНа); реж.: В. Ерофеев; оператор: В. Штатланд; оператор подводных съемок Ф. Леонтович
1941 — Максим Горький; полнометражный; реж.: С. Бубрик; главный оператор: А. Шафран; операторы: О. Рейзман, Н. Самгин, С. Семенов; асс. оператора: Ф. Леонтович, А. Рубанович и другие 
1943 — Орловская битва; полнометражный; реж.: Р. Гиков, Л. Степанова
1944 — К вопросу о перемирии с Финляндией; Производство: ЦСДФ и Ленинградская студия кинохроники; полнометражный; реж.: Ю. Райзман
1945 В Померании; реж.: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин

1945 — Берлин; полнометражный; реж.: Ю. Райзман, Н. Шпиковский; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Б. Соколов, В. Фроленко, М. Шнейдеров
1945  Парад Победы; полнометражный (черно-белый вариант); режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельски; операторская группа: В. Беляев, М. Арабов, А. Лебедев, А. Кричевский, Б. Соколов, С. Школьников, В. Доброницкий, И. Беляков, Г. Гибер, М. Посельский, Ш.Н. Гегелашвили, В.В. Домбровский, Г.А. Кобалов, Б.К. Макасеев, В.В. Микоша, Ф.Ф. Проворов, Г.А. Рейсгоф, Д.Г. Рымарев, В.В. Соловьёв и другие 
1946 — День танкистов; полнометражный
1947 — На всеармейских конноспортивных соревнованиях 1947 года; реж.: М. Трояновский; операторы: А. Крылов, Ф. Леонтович, А. Щекутьев, М. Посельский, А. Хавчин, И. Беляков, Н. Вихирев, С. Кочин

1948 — На страже мира (30 лет Советской Армии); полнометражный; реж.: Р. Григорьев, М. Фиделева
1949 — Спортивная слава; полнометражный; реж.: Л. Кристи; сценарий: Л. Браславский; операторы: Н. Вихирев, Г. Монгловская, А. Никифоров, И. Михеев, Н. Соловьев, И. Гутман, С. Коган, В. Комаров, Ф. Леонтович, Ю. Монгловский, П. Русанов, А. Сидоренко, А. Хавчин, С. Школьников

1953 Повесть о нефтяниках Каспия; полнометражный; реж.: Р. Кармен; операторы:  М. Мамедов, А. Зенякин, С. Медынский, Ф. Леонтович (оператор подводных съемок)
1954 Праздник на стадионе "Динамо" (открытие летнего спортивного сезона в Москве); реж.: В. Бойков; операторы: А. Воронцов, Г. Голубов, И. Михеев, Е. Мухин, Ф. Леонтович и другие 
1955 — Международные соревнования легкоатлетов (фильм о встрече сборных команд Великобритании, Северной Ирландии и Советского Союза); реж.: Б. Вейланд; операторы: И. Беляков, М. Глидер, В. Киселев, С. Киселев, В. Комаров, А. Крылов, Ф. Леонтович, Л. Максимов, М. Ошурков, К. Пискарев, Н. Соловьев, В. Фроленко 
1955 — Международные соревнования по плаванию; реж.: А. Рыбакова; операторы: А. Грек, В. Комаров, В. Скоробогатов, А. Хавчин; Ф. Леонтович (оператор подводных съемок)

1956 — Чемпионы спартакиады советской России (финальные соревнования Спартакиады РСФСР в г. Ростове: состязания конников); реж.:  Б. Вейланд; операторы: Ю. Бородяев, Н. Вихирев, И. Гутман, Г. Голубов, В. Комаров, А. Кричевский, Ф. Леонтович, В. Микоша, В. Мищенко, Г. Серов, В. Скоробогатова, Л. Котляренко
1959 — На дне Голубой бухты (спортсмены-подводники обследуют морское дно Голубой бухты Чёрного моря в Крыму; кинооператоры проводят испытания аппаратуры во время подводных киносъёмок); реж.: А. Лебедев; операторы: Ф. Леонтович, О. Лебедев

На съемках фильма «Мы и дельфины» (1965). Съемочная группа ЦСДФ в Голубой бухте (Крым). Фото из архива Юрия Барыкина.1960 — Рассказы моря (фильм об экспедиции кинодокументалистов и спортсменов подводного плавания по Черному морю и побережью на катамаране); реж.: А. Лебедев; операторы: Ю. Егоров, О. Лебедев, Б. ЮрченкоФ. Леонтович (руководитель группы подводных съемок фильма "Человек-амфибия")
1960 На земле и под водой; круговая кинопанорама
1962 — На дне океана (экспедиция путешественников-подводников на один из вулканических островов Тихого океана — остров Манерон); реж.: А. Лебедев; руководитель группы операторов и оператор подводных съемок Ф. Леонтович
1963 — Подводными тропами; реж.: А. Лебедев; оператор: А. Голубчиков; руководитель и оператор подводных съемок Ф. Леонтович
1963 — На подводных скутерах; панорамный фильм; руководитель подводных съемок Ф. Леонтович
1964 — Подводные старты; руководитель подводных съемок Ф. Леонтович
1965 К нам пришли дельфины; руководитель подводных съемок Ф. Леонтович
1965 — Мы и дельфины; руководитель подводных съемок Ф. Леонтович

Игровые

1968 — Золотой телёнок; 2-я серия; производство: Мосфильм; эпизодическая роль

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для киножурналов: "Наука и техника" (1932 — 1933); "Пионерия"; "Союзкиножурнал".

Фильмография других студий

1958 — Голубая стрела (Игровой; по мотивам одноимённой повести Владимира Черносвитова) (оператор подводных съемок) — Киностудия имени А. Довженко
1961 — Человек-амфибия (Игровой; по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева) (оператор подводных съемок) — Киностудия «Ленфильм»

Библиография

1965 — Ф. Леонтович, инженер «Пластмассовый подводный бокс для аппарата «Конвас» (изд.: ДОСААФ; сборник «Библиотечка спортсмена подводника»; выпуск 13; стр. 60 – 67))
2017 — Коровин В.В. Кинооператор, запечатлевший освобождение Курска (Страницы биографии Ф.А. Леонтовича) // Курский военно-исторический сборник. Вып. 18. – С 50 – 54) (изд.: – Курск)

Награды

1942 — Медаль «За оборону Москвы»
1943 — Медаль «За боевые заслуги» (Приказ подразделения № 13/н от 06.04.1943 г.; Издан: ВС 15 ВА. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Отечественной войны II степени (18 июня 1945 г.)

Цитаты

В 1960 году мой научный руководитель по подводным наблюдениям за поведением рыб кандидат биологических наук Марлен Павлович Аронов, сотрудник Севастопольской биологической станции Академии наук Украинской ССР познакомил меня с киносъемочной группой ЦСДФ. Группа Федора Александровича Леонтовича размещалась на территории Херсонесского археологического музея. Из его помощников запомнил только Ярослава Малышева, который позднее работал на Центральном телевидении.
Следующая моя встреча с группой подводной киносъемки ЦСДФ и Федором Александровичем была в Крыму в бухте Новый свет в 1965 году.
Там был поставлен сетевой вольер типа морского ставного невода на деревянных столбах – гундерах. Это был первый опыт содержания в неволе черноморских дельфинов белобочек для подводной съемки. Для съемок использовали специальный катамаран с лебедкой для погружения бокса с кинокамерой снимавшей сразу на три 35 мм негатива одновременно.
На следующий год Федор Александрович Леонтович сделал доклад об этой экспедиции в Академии наук СССР в помещении Института эволюционной морфологии и экологии животных (проспект Ленина 33) и материалы его доклада были опубликованы в научном сборнике.
В 1969 году в Москве издательством «Наука» был выпущен сборник «Морские подводные исследования». Академия наук СССР, Океанографическая комиссия, Секция подводных исследований.

Димитрий А. Морозов-Никифоровский

[...]Леонтович Федор Александрович (1904–1969).
Оператор документального кино. Родился в Киеве. Русский. Беспартийный. Руководитель подводных съемочных групп.
В 1936 создал советский подводный киносъемочный аппарат.
Фронтовая биография началась в киногруппе Брянского фронта.
Начальником киногруппы Брянского фронта Гиковым работа Леонтовича была охарактеризована вполне положительно: «Леонтович Федор Александрович, ассистент оператора. Работает на хронике 15 лет. Как ассистент является одним из наиболее опытных и квалифицированных.
Самостоятельно может снимать ряд несложных сюжетов и отдельные эпизоды. Технически работает очень хорошо. Во фронтовой работе проявил себя с самой лучшей стороны. Тов. Леонтович прекрасно знаком с киноаппаратурой, что очень помогает группе в текущем ремонте и профилактике аппаратуры».
Участвовал в съемках фильмов «Орловская битва», «Берлин», «Парад Победы».
В более поздней служебной характеристике отмечалось: «На 1-м Белорусском фронте с 25 декабря 1944 г., работал в воздушных частях 16-й армии как специалист по узкопленочному кино. Дело любит, работает с энтузиазмом в области фиксирования на узкую пленку целей противника и результаты работы пулеметов и пушек».
В 1947–1950 разработал крепления для кинокамер к самолетам для съемок работы боевой авиации. В соединениях ВВС руководил установкой этой автоматической аппаратуры.
После войны работал на ЦСДФ, где активно занимался разработкой методики и приборов для наладки и испытания съемочной аппаратуры.
В 1955 первым в СССР освоил широкоэкранную оптику.
Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За боевые заслуги» (1941).

Валерий Фомин, киновед (из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (2018); с. 748)

Источники информации

При подготовке материала использована информация открытых источников, фильмография — электронный каталог РГАКФД,  Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 494; ссылка на источник: РГАЛИ. — Ф. 2431. — Оп. 2. — Ед. хр. 5. — Листов 213 / — Ф. 2936. — Оп. 2. — Ед. хр. 228. /  — Ф. 2944. — Оп. 30. — Ед. хр. 139.); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 748); материалы из семейного архива Наталии Леоновны Белл-Вешневой. Фотографии из частных архивов.