Владимир ЕРОФЕЕВ

журналист, оператор, редактор, режиссёр, сценарист

Полное имя:
Владимир Алексеевич ЕРОФЕЕВ

Дата рождения:
01 апреля 1898
Москва, Московская губерния, Российская империя

Дата смерти:
14 июля 1940 (42 года)
Аул Чох, Дагестан, СССР

Профессии:
журналист, оператор, редактор, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Ерофеев Владимир Алексеевич (01 апреля 1898, Москва, Российкая империя (по другим данным родился в Ялте) — 14 июля 1942, аул Чох, Дагестан, СССР) — один из выдающихся режиссеров советского документального кино. Член ВКП(б) с 1917 года.

С 1918 года работал в "Окнах РОСТА". С 1922 работал в кинопериодике
В 1923 — 1925 — редактор "Кино-газеты" (Ерофеев вместе с Н.А. Лебедевым был инициатором ее создания).
В 1923 — один из инициаторов создания Ассоциации революционной кинематографии и ее и активный деятель в 1923 — 1928 гг.
С 1927  — режиссер Ленинградской кинофабрик "Совкино", Московской кинофабрики культурфильмов.
Один из инициаторов съёмок первых звуковых документальных фильмовОдин из зачинателей жанра экспедиционных фильмов в советском кино.
С 1930 — режиссер к/с "Востоккино" (с 1932 г. — к/с "Востокфильм").
В 1935 — 1940 — режиссер  Московской студии «Союзкинохроники» / Центральной студии кинохроники.
В 1935 — 1937 гг. смонтировал несколько выпусков "Союзкиножурнала" и спецвыпусков "К событиям в Испании".

Автор ряда рецензий, статей о проблемах документального кино.

Возможно, был репрессирован в 1940 году. По другим данным умер 14 июля 1940 года в ауле Чох в Дагестане, где находился в киноэкспедициии.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1927 — За Полярным кругом; реж. и автор сценария совм. с В. Поповой
1928 — Крыша мира (Памир) (фильм об экспедиция на Памир); полнометражный; реж.-оператор, автор сценария
1928 — Поход советской эскадры в Стамбул (Константинополь)
1929 — Сердце Азии (Афганистан); реж.-оператор совм. с В.Н. Беляевым; автор сценария
1930 — К счастливой гавани (в фильме показаны страны Запада: США, Франция, Германия 30-х годов перед приходом Гитлера к власти в Германии; после нескольких показов фильм был изъят из советского проката; в 2011 году фильм был восстановлен и показан на фестивале редких и запрещённых фильмов «Полка. Освобождённое кино» в Центре современного искуства «Винзавод» в Москве); полнометражный; автор сценария; реж.-оператор совм. с Ю. К. Стилианудисом; второй оператор: Роман Кармен
1930 — Олимпиада искусств народов СССР; Производство: фабрика Культурфильм; полнометражный; режиссер; оператор В. Беляев
1931 — Далеко в Азии; полнометражный; режиссер и автор сценария; операторы: Р. Кармен, Г. Блюм; звук: З. Залкинд; музыка: З. Фельдман
1935 — Страна льва и солнца (Персия); Производство: к/с Востокфильм, Межрабпом-фильм; Реж.: В. Ерофеев, А. Головня; операторы: А. Головня, Ю. Фогельман
1937 — XX лет Октября (военный парад и демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве 7 ноября); режиссер совместно с Ф.И. Киселевым, А.А. Ованесовой, И.Ф. Сеткиной
1937 — Великий праздник (фильм о праздновании в Москве ХХ-ой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции); полнометражный; режиссер совместно с Ф.И. Киселевым, А.А. Ованесовой
1937 — Путь открыт (Химкинский речной вокзал. Пароходы идут по каналу Москва-Волга); режиссер; оператор: В. Соловьев
1937 — Сталинское племя (Физкультурный парад в Москве); совм. с И.М. Посельским, И.Ф. Сеткиной
1938 — В Уссурийской тайге; Производство: Московская и Хабаровская ст. Союзкинохроники; режиссер; оператор: Н. Лыткин
1938 — Героический перелет (спец. выпуск Союзкиножурнала, посвященный встрече участников беспосадочного перлета "Хабаровск-Москва" на самолете "Москва"); режиссер
1938 — Люди моря; режиссер; операторы: Штатланд, Ф. Леонтович 
1939 — Героический Китай; полнометражный; реж. и автор сценария
1939 — С. М. Киров; полнометражный; режиссёр; овтор текста:  М. Цейтлин
1940 — Библиотека им. Ленина; операторы: А. Шафран, Д. Плаксин
1940 — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1940 года; режиссеры: В. Ерофеев, Н. Кармазинский; операторы: М. Глидер, О. Рейзман 

КИНОПЕРИОДИКА

1935 — 1937 — режиссёр киножурналов "Союзкиножурнал",  "К событиям в Испании", Выпуски №№ 5,6,18 (совм. с М. Слуцким), № 20 (совм. с Н. Кармазинским)
________________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД.

Библиография

1926 — В.А. Ерофеев. Кино-индустрия Германии (изд.: — М.: Кинопечать)
1929 — По "Крыше мира" с киноаппаратом (Путешествие на Памир) (изд.: — М.: Молодая гвардия)
1931 — В. ЕРОФЕЕВ. Техническое новаторство документальной фильмы (Журнал "Пролетарское кино" №2-3 за 1931 год; с. 4-13)
1932 — В. Ерофеев, З. Залкинд. Техника звуковой киноэкспедиции (Журнал "Пролетарское кино" № 6 за 1932 год; с. 430
1932 — В. Ерофеев. Бесхребетная публицистика (Журнал "Пролетарское кино" № 5 за 1932 год; с.19-23)
1986 — А. Лебедев. Один из первых (о В.А. Ерофееве). Жизнь в кино. Ветераны о себе и своих товарищах. Вып. 3 (изд.: — М.: Искусство)
1987 — Г. Прожико. Владимир Ерофеев. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино (изд.: — М.: Искусство)
1996 — "Когда снимать друг друга будете, не снимайтесь без киноаппаратов..." (изд.: КЗ № 30)
1997 — А.С. Дерябин. Вертов и Ерофеев — две ветви документалистики (Каталог фильмов "Флаэртиана-95") (изд.: — Пермь)
1998 — Владимир Алексеевич Ерофеев (1898 — 1940). Материалы к 100-летию со дня рождения (изд.: — М.: Музей кино)
1998 — Владимир Ерофеев. Три письма из Берлина (изд.: КЗ, № 40)
2001 — "Эта фильма должна быть показана первым экраном". АРРК. 21 февраля 1929 года. Просмотр картины "Афганистан" Публ. и комм. А.С. Дерябина (изд.: КЗ, № 54)
2001 — А.С. Дерябин. "Наша психология и их психология — совершенно разные вещи". Владимир Ерофеев и советский культурфильм 1920-х годов (изд.: КЗ, № 54)

Цитаты

[…] Немой кинематограф, хотя и ставил на пути документального фильма ограничения и барьеры в создании выразительного образа современности, вместе с тем оставил истории кино широкую панораму различных стилистических направлений, проб и поисков возможностей документального «взгляда» на жизненный материал.
[…] В одних случаях путь лежит от авторской идеи и материал, дробясь на отдельные яркие символические образы, служит пластической иллюстрацией ведущего тезиса.
В иных случаях мы встречаемся с большей привязанностью к самому жизненному материалу, со стремлением сделать «единицей документальности» не отдельный кадр, а систему кадров, образующих эпизод.
В этом условном делении того калейдоскопа стилистических направлений, которые нам дают 20-е годы, Владимир Алексеевич Ерофеев занимает позицию, связанную с — назовем его «аналитическим» — подходом к жизненному материалу. Он был последовательным сторонником самостоятельной выразительности жизненных фактов и явлений И потому все картины Ерофеева этого времени построены не столько на оригинальности декларированной в них идеи, сколько на выразительности самих фактов. Уже в первой съемочной работе — «Крыша мира» — (ей предшествовал опыт монтажа лент из фильмотеки), которая носила, скорее, просветительский характер, внимание режиссера и оператора В. Беляева сосредоточено и на экзотических пейзажах Памира, и на особенностях быта живущих здесь киргизов и таджиков. В фильме «Сердце Азии» — на материале Афганистана — происходит вторжение в обычную форму экспедиционного фильма элементов анализа социальной структуры общества с целью передать диалектику его развития.
Чтобы более полно оценить творческий вклад Ерофеева советскую документалистику, следует обратиться прежде, всего к фильму «К счастливой гавани».
[…] В 1930 году, когда этот фильм появился на экранах, его автору исполнилось 32 года. Для иных современных режиссеров — возраст дебютов. К тому времени Владимиру Ерофеев проработал в кино уже восемь лет. Он начинал, в кинопрессе, куда пришел сложившимся журналистом, редактором ряда газет, военным корреспондентом POCTa . У него уже было 13 лет партийного стажа, в партию он вступил в марте 1917 года. Перед тем как уйти на творческую работу, Ерофеев был редактором «Киногазеты», руководителем книгоиздательства, заведующим фотокиноотделом Советского торгпредства в Берлине.
К 1930 году он уже снял несколько фильмов, преимущественно «экспедиционных» по тогдашней терминологии, — о Памире, об Афганистане, о Германии. Одновременно вышли книги о путешествии с киноаппаратом по Памиру и исследование о киноиндустрии Германии. В это время он снимает первую звуковую документальную ленту, посвященную Олимпиаде искусств 1930 года. На страницах специальной печати регулярно появляются его статьи, касающиеся актуальных проблем развития нового вида кинематографа.
Причина нашего особого интереса к картине «К счастливой гавани» заключается прежде всего в том, что здесь теоретические концепции документального фильма Ерофеева находят наиболее полное воплощение в практике. Не случайно впоследствии, доказывая свою методику документальной съемки, он опирается на примеры из этого фильма.
У фильма не слишком счастливая судьба. Появившись в 1930 году, в пору яростных критических перепалок, он не получил достаточно убедительного критического разбора. Даже газета «Кино» откликнулась лишь заметкой рабкора. И впоследствии в исторических исследованиях эта работа Ерофеева почему-то надолго застряла в числе «фильмов-путешествий».
[…] Картина являет собой новаторскую в основе своей попытку — причем удавшуюся! — попытку создания кинематографического памфлета. Эта столь сложная жанровая форма складывается не только из включения ироничных надписей, но и из всей структуры фильма.
[…] Картина В. Ерофеева представляет серьезное исследование социальных проблем немецкого общества, далекое от спокойной описательности, в ней четко ощущается авторская позиция. В фильме как бы соприсутствуют две интонации: серьезная, сочувственная, с которой рассказано о положении рабочего класса, и ироническая, иногда принимающая гротесковый оттенок в эпизодах, посвященных миру имущих. В первом случае преобладает точность наблюдений и деталей, воссоздающих глубоко верную атмосферу быта рабочих окраин (дети у помоек, рваное белье, руки безработных у биржи труда). Для выражения иронии авторы применяют надписи, вскрывающие скрытый смысл явлений, а также такие чисто кинематографические приемы, как стоп-кадр, изменение скорости съемки, неожиданные монтажные столкновения.
Среди документальных лент того времени рассказ Ерофеева выделяется прежде всего именно конкретностью, точным обозначением географии событий. Фильм привлекает своей обстоятельной повествовательностью, ориентацией на создание целостного впечатления о явлениях жизни немецкого общества. Поэтому особую роль приобретает здесь репортаж, не только информирующий о конкретных жизненных фактах, но и воссоздающий процесс наблюдения. Репортаж как бы подчеркивает достоверность происходящего. Вместе с тем этот прием дает почувствовать авторское отношение к событиям, что передается не только через надписи, но и самим процессом наблюдения через систему пластических акцентов.
[…] Режиссер и журналист, Ерофеев тесно связывал задачи и методы съемки документального фильма со своей практикой. В его работах реализовалась цельная концепция документального кино. В пору большой терминологической разноголосицы Ерофеев настаивал на термине «документальная фильма» как наиболее точном, отражающем природу этого вида кино. Привычные термины — культурфильма, неигровая, хроникальная — носили аморфный или односторонний характер. Как один из веских аргументов против ерофеевского определения выдвигался тезис о фактографической сути документального фильма. Ерофеев отвечал: «Очень ходячее возражение против документализма основывается лишь на том, что термин „документальная фильма“ истолковывается как „протокольная“ фильма или, вернее, как серия диапозитивов» [Пролетарское кино. М., 1931, № 2—3].

ПРОЖИКО Галина. Владимир Ерофеев // Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. М., 1987.

[...]Ерофеев – это человек, который представляет очень важную тенденцию в документальном кино, но который, к сожалению, до сих пор не получил оценки и мало исследован. Он представляет такую «флаэртианскую» линию. Понятно, что всем известна линия Дзиги Вертова, которая изначально была запрещена, а потом реабилитирована, но ведь кроме Вертова были и остаются другие линии, которые тоже нуждаются в реабилитации.[...]
Мне кажется, что сейчас очень важно познавать через кино не только другие народы и культуры, но и другое время, приближать прошлое к настоящему и понимать, какой путь мы прошли за восемьдесят лет. Такого рода просмотры дают ощущение исторического времени, и мне кажется, что сейчас очень важно вырабатывать у людей двойное ощущение времени: осознавать цельность секунды сегодняшнего дня и в то же время понимать «большое время», как говорил Флаэрти. «Крыша мира. Памир» зрители смотрели замечательно и потом как-то взволнованно говорили о нём… Хотя фильм очень скромный, но он снят героически, в сложнейших условиях – и это не только кино как отпечаток реальности, но и кино как подвиг.[...]

Наум Клейман, киновед, Источник

[...]Экспедиционную картину «Афганистан» Владимира Ерофеева — это первая в мире съемка тогда еще королевства — в самом Афганистане так и не увидели. В нашей стране лента почти сразу пропала. Николай Изволов отыскал ее в прошлом году в чешском киноархиве. Снятым в период Большой игры, борьбы за влияние в Афганистане, фильмом засматривались не только рядовые зрители.
«Экспедиция, которая туда попала, исполняла не только этнографические функции, но, очевидно, и разведывательные. Потому что любая информация визуальная о том месте, где предстоит вести какие-то действия, полезная», — рассказывает киновед Николай Изволов.[...]

Фестиваль архивного кино «Белые столбы» (2013), Источник

[...]Между тем, на местном материале сняты сюжеты для киножурналов «Совкиножурнал» (1925-1930), «Союзкиножурнал» (1930-1944), «Социалистическая деревня», киножурнал «АРК» (1925-1926) и др. Кинооператоры «Востоккино» запечатлели выступление председателя ЦИК Киргизской ССР С. Орозбакова
на встрече с дехканами по Декрету о земельно-водной реформе (№49), занятие делегаток на «курсах советизации» (№5) в 1928 году. В 1929 году в №57 рассказывается о кыргызском кочевье, технологии установки юрты. Материал об оркестре народных инструментов представлен в киножурнале №68. В 1930 году на всесоюзном экране показаны занятия студентов первого в республике учебного заведения – сельскохозяйственного техникума.
Киносюжеты 1931 года представили советскому кинозрителю, а это, по данным тех лет, почти полтораста миллионов человек, деятельность Пишпекского предприятия «Интергельпо» – пример международной солидарности рабочих СССР и Чехии. В центральные киножурналы включались развернутые документальные повествования о работе этнографических экспедиций Академии наук СССР в высокогорные районы республики.
На основе этой тематики снят киноочерк «Далеко в Азии» (режиссер В. Ерофеев, 1933). В создании фильма принял участие Роман Кармен, впоследствии известный кинодокументалист, фронтовой оператор, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР.[...]

Лузанова Е. С. Киноискусство в Кыргызстане, Источник

[...]Главным событием, определившим решительно и бесповоротно мое приобщение к профессии кинодокументалиста, был увиденный мной фильм режиссера Владимира Ерофеева «К счастливой гавани». Это был первый фильм, снятый советскими документалистами о капиталистическом мире. Острый кинодокумент, обличающий капитализм, повествующий о революционной борьбе рабочего класса. Впервые в документальном кино были показаны контрасты капиталистического мира — роскошь богачей, нищета рабочих кварталов, стачки, безработица, отупляющий человека рабский труд. Фильм этот был еще немой, звук еще не пришел в кино, но он был блистательно снят и смонтирован с виртуозной выразительностью. Фильм был сюжетен в самом широком понимании сюжетности произведения, основанного на чистопробном репортаже.[...]
Я познакомился с Владимиром Ерофеевым. Уже рождалось звуковое кино, Ерофеев был энтузиастом применения звуковых съемок в документальном фильме. Он задумал создать в Средней Азии фильм, основанный на синхронных звуковых репортажах. Меня ошеломило предложение Ерофеева принять участие в фильме в качестве второго оператора. Мальчишку, фоторепортера, студента ВГИКа, еще ничем себя не проявившего в кино, приглашает в свою группу режиссер, которого я по-юношески буквально боготворил. Я решился спросить, почему же все-таки он берет меня. «Я не рискую, верю своему чутью, — сказал он, — вижу в вас единомышленника, знаю ваши фото».
Большой школой была для меня работа с Ерофеевым, этим подлинным фанатиком кинорепортажа. Фильм был интересным экспериментом вторжения в жизнь с микрофоном. Мы снимали шумы экзотических восточных базаров, народные праздники, говор народных балагуров, колхозный оркестр, хлопковые обозы. Шесть месяцев, гордый доверием, я трудился не покладая рук, с невероятным усердием. И хотя снимал ручной камерой, учился работать и со звуком. Каждая удачная документальная звукозапись казалась волшебством, техническим всемогуществом. Уроки этого первого кинопутешествия оказались полезными, запомнились на всю жизнь. Приверженность Ерофеева к звуку в документальном кино впоследствии сыграла огромную роль и в моей работе.[...]

Роман Кармен, оператор, режиссер-документалист (из книги Р. Кармена «Но пасаран!» — М.: «Сов. Россия», 1972), Источник

[ Страница дополняется материалами ]