Сергей ВОРОНЦОВ

оператор

Полное имя:
Сергей Александрович ВОРОНЦОВ

Дата рождения:
25 июля 1957
Москва, СССР

Дата смерти:
14 августа 2014 (57 лет)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
оператор

Краткая биография

На Центральной студии документальных фильмов работал с 1974 года помощником оператора. В 1983 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская Р. Ильина). В 1983 — 1996 оператор ЦСДФ / РЦСДФ.
В 1997 — 1998 — оператор ЗАО «ОРТ», с 1998 года — оператор ЗАО «Компания ТЕМП», оператор программы «Женские истории» (ТК «ВиД»). С 2004 —  оператор телесериалов.

СЕМЬЯ

Отец — Александр Ефимович Воронцов, режиссёр-оператор, фронтовой кинооператора.
Мать — Нина Сергеевна Воронцова, редактор ЦСДФ.
Дочь Александра Воронцова, режиссёр, продюсер, выпускница режиссерского факультета ВГИКа (2009), руководитель Школы кино и телевидения АУРУМ.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно):

1984 — 125 строк в номер (встреча ветеранов 55-ой Гвардейской танковой бригады с ее командиром, генерал-полковником Д. А. Драгунским); реж. А. Воронцов
1984 — Баян; рекламный фильм; реж.: Н. Соловьёва
1984 — Здравствуйте, товарищ депутат; реж.: Т. Скабард
1985 — Дорога к большому хлебуреж. А. Соловьёва
1985 — Завтра на рассвете День Победы (рассказ о подготовке к празднованию 40-летия Победы); реж.: Л. Данилов; оперторы: Воронцов С., Киселев В.
1985 — 12 Всемирный. Страницы фестивального дневника; полнометражный; реж.: А. Опрышко
1985 —  Школа воспитания (о работе пропагандистов на московском заводе "Серп и молот"); реж. Л. Рамазина
1986 — Перегон (фильм о очетном железнодорожнике, лауреат Государственной премии СССР Егорове В. К.); реж. Т. Скабард
1986 — Добрая воля; полнометражный; реж.: Б. Рычков 
1986 — Предел (о последствиях алкоголизма: брошенных детях, родителях, лишенных родительских прав, преступления); реж.: Т. Скабард; операторы: С. Воронцов, А. Горемыкин
1985 — Раздумья о русской ниве; полнометражный; операторы: Операторы Воронцов В., Воронцов С., Касаткин П.
1987 — Московская семья: короткий рассказ (о  семье Лезжовых - рабочих московского автомобильного завода им. Лихачева, их быте, работе, учебе); по заказу ТПП; реж.: В. Ходяков; операторы: Воронцов С., Кузнецов И.
1987 — Крепи оборону Родины; по заказу ЦК ДОСААФ СССР; полнометражный; реж.: А. Воронцов; операторы: Воронцов С., Григорьев Н., Епифанов Г., Кочетков А. С., Марфель Е., Семин В.
1987 — Парламентарии Бирмы в СССР
1987 Делегация Национального Конгресса Мексики в СССР
1987 — Онежская быль (Оглянись) (о жизни северной русской деревни и судьбе людей); полнометражный; реж. Т. Скабард
1987 — Ваш спутник (О деятельности бюро международного молодёжного туризма "Спутник".); реж. А. Андреев; операторы: Воронцов С., Комм Р., Семин В.
1988 — Смена года (кинозарисовка: город в канун Нового года); реж. Т. Скабард
1988 — Повесть о маршале Коневе*; полнометражный; реж. Л. Данилов
1988 — Полководцы; полнометражный; по заказу Гостелерадио СССР; реж.: Л. Данилов
1988 — В свободной беседе о веке двадцатом; полнометражный; реж.: Л. Данилов
1988 — Был день и час (о трагической судьбе интеллигенции в годы сталинских репрессий, в годы "застоя" ; полнометражный; реж.: Т. Скабард
1988 — История войны по Брайлю; к/ж "Пионерия" №2 (о судьбе Николая Рябоконя, который, будучи ребёнком, потерял зрение во время войн); реж.: Л. Данилов
1990 — Штрафники (Сюжеты из приказа № 227 (фильм о сталинском приказе № 227, о судьбах людей воевавших в штрафных батальонах в годы Великой Отечественной войны); полнометражный
1990 — Досье на генерала Власова; полнометражный; реж.: Данилов Л.; операторы: Воронцов С., Двойников И.
1990 — Путь (о колхозе "12-ый Октябрь" Костромской области и его руководителе Прасковье Андреевне Малининой, дважды Герое Социалистического Труда); полнометражный; реж. Т. Скабард
1991 — Мегаполис; полнометражный
1992 — Несколько бесед ни о чем
1994 — Апология огня
1994 — Ой, бог ты мой! (фильм в гротесковой, игровой манере поднимает проблему пьянства в Росси); реж.: Т. Скабард
1995 — Об агрофирме «Белая дача»
1996 — Мень; полнометражный
1996 — Реквием
1996 — Успенский собор (видео)

Снимал сюжеты для кинопериодики.

[Страница дополняется материалами]

Фильмография других студий

1997 — Русский снег (видео, сериал) (оператор)
2004 — Как добивали Хрущёва (фильм-эссе Василия Пичула); 2 серии; документальный; по заказу ФГУП ГТК "Телеканала "Россия" (оператор) — Кинокомпания "DiXi"
2004 — Пятый Генсек; документальный, 2 серии; (фильм Василия Пичула); по заказу ФГУП ГТК "Телеканала "Россия" (оператор) — Кинокомпания "DiXi"
2007 — Безмолвный свидетель-2; (60 серий); игровой (оператор) — "Зодиак-Восток, "Дикси-ТВ"
2007 — Платина (16 серий); игровой; по заказу НТВ (оператор) — Лента-М
2007 — Сваха (80 серий); игровой; по заказу СТС (оператор) — Телекомпания «DIXI-TV»
2008 — Глухарь; телесериал (3 сезона) (оператор-постановщик) — Телекомпания "Дикси-ТВ"
2011 — Под прикрытием (12 серий); игровой (оператор) — ДТ Продакшн
2012 — Проснёмся вместе? (24 серии); игровой; по заказу НТВ (оператор) — Телекомпания DixiМедиа
2013 — Поцелуй невесту (64 серии); игровой (оператор) — студия Гармония
2013 — Следователь Протасов (16 серий); игровой (оператор) — КиноАтелье
2014 — Мама в законе (4 серии); игровой (оператор) — Мостелефильм
2014 — УГРО. Простые парни-5 (24 серии); игровой (оператор)

Цитаты

[…]На съёмках Глухаря возникла проблема с режиссером, на проекте работало их два, один снимал две серии, другой монтировал свои две серии отснятые и готовился к следующим.
Такой производственный поток. Две серии снимались в девять дней. Очень сложный и напряжённый график. Работали мы по двенадцать, четырнадцать часов. Группа катастрофически уставала. В каждой серии новые персонажи, локации. Нужен новый реквизит, оборудование.
За три года было снято около 166 серий и полный метр "глухарь в кино". Режиссёры менялись, а герои оставались. Возникла заминка с приходом нового режиссёра. А к тому времени уже я о себе заявил на площадке, что мне интересно себя попробовать в новом качестве. Оператор - постановщик Сергей Александрович Воронцов, человек удивительного характера, но сложного, точнее он был просто очень прямолинейным, говорил открыто, выражал свои мысли чётко, иногда жёстко, а это не всегда всем может понравится. Ещё на пробах он поверил в меня, подошёл, поддержал.
Мы могли с ним во время работы поспорить и даже обидеть, и обидеться друг на друга. Это нормально в творческом процессе, я уверен, что это даже правильно. Спокойно, уныло и плавно плавает только (сами знаете что).
Но в спорах мы придумывали наше кино. Нам хотелось делать свою работу интересной. А если нам интересно, значит и зрителю тоже. Воронцов был удивительным оператором. Думаю, что из-за своего характера он сильно пострадал и мог бы добиться много большего в профессии. И его нерастраченная энергия часто выплёскивалась в прекрасные кадры. […]
Когда три года назад Дяди Сережи не стало, я познакомился с его прежней семьёй, с его удивительной дочерью Александрой. Так многое совершенно нового, интересного открылось об этом человеке.
⁃ Саша, я очень хочу написать об отце.
⁃ знаешь, - кино... Это действительно была его болезнь. И я помню его очень счастливым, когда вы работали вместе, когда он мне рассказывал про то, что ты теперь режиссер, про то как он тихо, но радостно сообщил, что вы получили тэфи...
Он был великим критиканом, под его разнос попадали многие, может быть практически все, но если он рассказывал что-то про тебя, он помню как-то раз замолчал и сказал что-то вроде просто "талантливый парень, у него получится"...
Ах, мой дорогой Сергей Александрович! Как часто я вспоминаю Вас! Как мне была бы необходима Ваша поддержка!
Именно дядя Серёжа и подтолкнул к режиссуре.
⁃ чего ты сидишь, начинай сам снимать! Я тебя поддержу!
Сейчас как раз то время! Продюсер тебе не откажет, ты в материале.
⁃ Сергей Александрович, одно дело быть в кадре, тут я уже знаю чего и как, а другое дело сочинять раскадровку, придумывать планы, крупность и т.д.
⁃ если ты сумеешь убедить двоих человек, значит и больше за собой поведёшь!
И группа пошла за мной! И это благодаря Сергею Александровичу!
Началась работа! Ох, какое это было удивительное время!
С Воронцовым мы придумывали кадры, я рассказывал о том, как вижу и что хотел видеть в этой истории. Мы хотели уйти от шаблонов производства сериала. Работа кипела у нас. В съёмках были задействованы скайлифты, стедикамы. Каждую серию мы продумывали, как полнометражный фильм. Удивляли внимание деталям, выбирали натуру.
Дядя Серёжа по отечески относился к моим новым амбициям. Наверняка он был снисходителен, но в этом было столько доверия. И вполне возможно, что этот эксперимент ему дался большой кровью, даже большей, чем мне. Во мне бурлила кровь и авантюризм, а в нём опыт и ответственность.
Я помню, как сильно он переживал, что не он снимает полный метр "Глухарь в кино". Ведь он знал, как никто, как передать эту историю на широкий экран. Он бы не допустил тех ошибок, которые сейчас я вижу в этой картине спустя много лет. В кино не может быть равнодушных людей! Любая деталь, случайно оказавшееся в кадре, выпирает на передний план и нарушает органику. И в этом искусство оператора, который выстраивая кадр, движение камеры, её дыхание, своим визиром, открывает нам эту прекрасную атмосферу фильма, погружает нас, заставляет быть соучастником.[…]
Хотя он и при жизни не был открытым человеком. Но за всей этой баррикадой я почувствовал очень трепетного человека. Неравнодушного к своей профессии. Настоящего мастера!

Максим Аверин, актёр театра, кино и телевидения, режиссёр, телеведущий. Заслуженный артист РФ, Источник