Мостовой Петр Михайлович (род. 22 января 1938 года во Владивостоке) — оператор, режиссер-документалист, продюсер.
В 1961 году окончил Ленинградский электротехнический институт.
В 1972 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская П. Ногина).
В 1965 — 1969 — оператор, режиссёр «Ленкинохроники» / ЛСДФ.
В 1970 — 1976 — сценарист, режиссёр на различных киностудиях.
В 1977 — 1990 — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С 01 января 1991 по 1993 — художественный руководитель киновидеостудии «Риск».
Руководитель творческой мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров (Москва).
Руководитель семинара в Норвежском Национальном киноцентре (Осло).
С 1994 года работал как режиссер на 1-м канале Израильского телевидения — программы «Мабат шени» («Другой взгляд») и «Иёман», с 1996 года — на Телевидении «Хинухит» — в передачах «Ракурс» и «Визави», с 2003 — на канале «Израиль Плюс».
С 2000 по 2002 год — член Совета по кино Министерства науки, культуры и спорта Израиля.
Член жюри Международных кинофестивалей в Нионе (1992), Лейпциге (2002), Кракове (2003), Санкт-Петербурге (2003), Варшаве (2007), Пловдиве (2007).
Автор более 40 документальных и 2-х художественных телевизионных фильмов (один из которых 5-ти серийный).
В 2005 году выступил как автор сценария, режиссер и продюсер документального фильма «Сцена» об артистах-репатриантах из бывшего СССР, мечтающих найти работу по профессии.
Премьерные показы фильма состоялись в Тель-Авиве, Москве и Берлине. Фильм демонстрировался на 10-ти международных кинофестивалях — в Португалии, Польше, Германии, Мексике, России, Израиле, Болгарии, Швеции.
Фильм был удостоен Национальной премии России «Лавр» (2005) в номинации «Лучший полнометражный неигровой фильм»; Приз «Серебряный Феникс» (МКФ в Варшаве, 2005); Специальная награда на Московском фестивале «Реальное кино» (2005); Специального приза и медали «За светлое и доброе восприятие мира и любовь к людям» (2006), а также Приз имени Павла Когана «За верность себе и сохранение традиций ленинградской киношколы» на Международном кинофестивале в Санкт-Петербурге (2006).
Национальная премия в области неигрового кино и телевидения ЛАВРОВАЯ ВЕТВЬ вручена Петру Мостовому в 2014 году в номинации «За вклад в кинолетопись» .
1973 — От Софии до Берлина (о международном молодежном движении: 9-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Софии (Болгария); подготовка 10-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Берлине); режиссер Мостовой П.; авторы сценария: Гоник В., Греков В., Щербинский Н.
1973 — Юбилей В. В. Маяковского (о праздновании 80-летия со дня рождения В. В. Маяковского); реж.: Мостовой П.; операторы: Киселев А., Киселев С.; диктор: Хлебников А.
1975 — Судья. Дела и люди (фильма о народном судье Волгоградского района г. Москвы Н. И. Косыниной); режиссер П. Мостовой; оператор: А. Шафран; сценарий - Ю. Николина, П. Мостовой
1979 — Свидание (10 лет спустя); полнометражный; продолжение фильма «Всего три урока» (1968) — автор возвращается к своим героям — повзрослевшим детям и прослеживает их дальнейший путь в жизни, их разные судьбы; режиссер П. Мостовой; оператор: Гончаров А.; авторы сценария: Аграновский В., Мостовой П.
1980 — Визит партийно-правительственной делегации Сирии в СССР; режиссер Мостовой П.; операторы: Извеков В., Минаев А.
1981 — Визит президента Народной республики Мозамбик С. М. Машела в СССР; режиссер Мостовой П.; операторы: Воинов О., Черкасов С.
1981 — Симфония мира (фильм о 1-ом Московском фестивале симфонической музыки); полнометражный; режиссер П. Мостовой; операторы: Аккуратов Е., Доброницкий В.
1982 — Высокая трибуна сцены (фильм о XIV съезде Всероссийского Театрального общества, который проходил в Москве в октябре 1981 года); режиссер П. Мостовой; операторы: Аккуратов Е., Ермолаев Л., Петросов Р.
1985 — Военно-стратегический паритет (фильм о необходимости сохранения в международных отношениях военно-стратегического паритета для сохранения мира. Сняты различные виды вооружений СССР и США. Диалоги политического обозревателя газеты "Известия" А. Бовина с генерал-майором В. Татарниковым, член-корреспондентом Академии наук СССР В. Журкиным, первым зам. Международным отделом ЦК КПСС В. Загладиным.); режиссер Мостовой П.; оператор: Доброницкий В.
1985 — Сотрудничество (об экономическом сотрудничестве СССР с зарубежными развивающимися странами: Индией, Алжиром, Сирией, Колумбией, Аргентиной); по заказу Торгово-промышленная палата СССР; режиссер Мостовой П.; оператор: Аккуратов Е.
1985 — В интересах советско-зимбабвийской дружбы; режиссёр и автор текста: Мостовой П.; операторы: Воинов О., Филатов И.
1985 — В интересах советско-румынского сотрудничества; режиссер Мостовой П.; операторы: Воинов О., Ловков В., Черкасов С.
1986 — Визит Тоголезских парламентариев в Советский Союз; режиссёр и автор текста: Мостовой П.; операторы: Ловков В., Серов Ю.
1986 — Парламентарии Республики Сьерра Леоне в СССР; режиссер Мостовой П.; операторы: Ермолаев Л., Кочетков А.
1986 — 27-му съезду КПСС посвящается (фильм рассказывает о субботнике, проходившем в Москве, посвященном XXVII съезду КПСС. Съемки прошли на крупнейших предприятиях столицы: заводе им. Лихачева, заводе "Серп и молот", швейной фабрике "Большевичка", молочном комбинате и др.); режиссер П. Мостовой
1986 — Ядерная оспа (фильм второй из серии "Новое мышление в ядерный век". О проблеме запрещения ядерных испытаний); по заказу ССОД; режиссер П. Мостовой; авторы сценария: Бовин А., Пумпянский А.; оператор: Орлов Ю.
1987 — Визит Маргарет Тэтчер в СССР; реж.: Мостовой П.; операторы: Доброницкий В., Никонов В., Орлов Ю., Филатов И.
1987 — Звездные войны (о разработке США программы "Звездных войн"); режиссер Мостовой П.; авторы сценария: Бовин А., Пумпянский А.; оператор: Орлов Ю.
1987 — Визит парламентариев Гвинеи-Бисау в Советский Союз; режиссер Мостовой П.; операторы: Дурнов К., Левенберг М., Макаров В.
1987 — Жизнь прекрасна (об убийстве Льва Троцкого и его убийце Рамоне Меркадере); режиссер Мостовой П.; автор сценария Николин Ю.; оператор Тимлин Э.
1990 — Одна из многих блуждающих звёзд (фильм о еврейской коммуне, созданной в засушливых степях Крыма в 20-е годы); режиссер П. Мостовой; оператор: Е. Кокусев; фильм удостоен в 1991 году награды крупнейшей христианской организации — Международного Центра Евангелистских церквей
1977 — Советский спорт № 10; киножурнал; режиссер П. Мостовой; операторы: Кряквин Е., Леонгардт Ю., Арцеулов О., Копалин В., Трошкин В.
1979 — Советский спорт № 2; киножурнал; режиссер Мостовой П.; операторы: Леонгардт Ю., Максимов Л., Петросов Р., Прудников М., Русанов А., Соловьев Н., Федяев Е., Фрез И.
1980 — Пионерия № 7 (съёмки пионерского лагеря "Артек"); киножурнал; режиссер П. Мостовой; операторы: Лебедев О., Ермолаев Л.
1980 — Советский спорт № 3; киножурнал; режиссе Мостовой П.; операторы: Арцеулов О., Арцеулов К., Бочков Ф., Воронцов В., Голубов Г., Ломакин-Румянцев А., Соловьев Н.
1980 — Советский спорт № 12; киножурнал; режиссер Мостовой П.; операторы: Вилу А., Воинов О., Ермолаев Л., Петросов Р.
1981 — Советское кино № 64 (тематический киноальманах рассказывает о творческих отчетах республиканских киностудий 26-му съезду КПСС - о Всесоюзном кинофестивале "Советское многонациональное"); режиссер Мостовой П.; операторы: Сокольников Л., Русанов А.
1981 — Советское кино № 65 (тематический киноальманах рассказывает о создании историко-публицистической киноэпопеи "Всего дороже", явившейся логическим продолжением кинопрограммы "Великая Отечественная". В журнале представлены создатели фильма: А. Александров, В. Игнатенко, К. Славин, Г. Боровик, С. Пумпянская, Т. Семенов, И. Григорьев, И. Гутман); режиссер П. Мостовой, Скитович В.; операторы: Копалин В., Черкасов С.
1981 — Москва № 66 "Знакомьтесь: служба ГАИ"; киноальманах; режиссер Мостовой П.; оператор: Доброницкий В.
1982 — Советский спорт № 3; режиссер Мостовой П.; операторы: Аккуратов Е., Воинов О., Ермолаев Л., Лебедев О., Петросов Р.
1984 — Советский спорт № 12; режиссер Мостовой П.; операторы: Воинов О., Петросов Р., Ратас М., Кузьмин Т.
1986 — Москва № 69 "О Москве с тревогой и надеждой" (фильм об архитектуре старой Москвы и бездумном уничтожении памятников архитектуры. В фильме звукооператор ЦСДФ Кирилл Васильевич Никитина показывает свою уникальную коллекцию гравюр, фотографий, газетных статей «Истории московских улиц и московских домов»); киножурнал; режиссер П. Мостовой; операторы: Комм Р., Кондаков С.
1986 — По СССР № 216 "От первого старта" (фильм о праздновании 25-летия полета Ю.А. Гагарина в космос); киноальманах; режиссер Мостовой П.; операторы: Комм Р., Кондаков С.; автор сценария: Тарнорудер Л.
[...]В январе 1966 года я уволился из Научно – Исследовательского института и был принят на Ленинградскую студию кинохроники « исполняющим обязанности ассистента оператора»: заряжать кассеты и носить тяжелый деревянный штатив. Ниже этой должности на студии ничего не было.… Но пробыл я на ней недолго. Уже через несколько месяцев я как оператор снимал свою первую картину.
Пётр Мостовой, Источник
Режиссера, который предложил мне снимать с ним фильм, звали Павел Коган. Мы познакомились, когда он увидел мою «Живую воду». Оказалось, что наши взгляды на то, какое надо делать кино, совпадают.
В те годы советские документалисты воспевали трудовые подвиги рабочих, успехи ученых, достижения космонавтики.…Это была как бы кинематографическая доска почета. Мы же с Павлом хотели делать совсем другое кино: увидеть через глазок кинокамеры обыкновенных людей – такими, какими они были в жизни.
Фильм нам предстояло снимать в Эрмитаже. Здесь всегда толпы. Но мы хотели увидеть людей. Различить среди толп лица. Вглядеться в них.[...]
[...]Иногда думаю, как хорошо, что я вовремя ушел из научно-исследовательского института, всего лишь пять лет проработал. В кино проживаешь разные жизни, сколько интересных людей встречаешь. Например, мне повезло застать писательницу Ширу Горшман — человека необыкновенного таланта и невероятной судьбы. Родилась в Литве, приехала в Палестину, воодушевилась идеей коммунизма и вернулась одна с тремя детьми в Советской Союз в Крым на пустую землю строить коммуну. А в 30-е начались репрессии… Потом выяснилось, что Шира — теща Иннокентия Смоктуновского. Я снял о ней фильм «Одна из многих блуждающих звезд», который получил приз в Германии.[...]
Пётр Мостовой, Источник
[...] Человек двадцатого века — это и человек мира, человек труда, стоящий перед проблемами своего времени, перед проблемами мирной, спокойной, но отнюдь не легкой жизни.
Н. Орлова, М. Черненко, спец. корреспонденты «СЭ», Источник
Показательно, что победителями обоих фестивалей (1969 — МКФ в Кракове (Krakowski Festiwal Filmowy); — Прим. ред.) оказались именно фильмы о людях мира. Главный приз Международного фестиваля — «Золотой дракон» — был присужден советской ленте ленинградского документалиста Петра Мостового «Всего три урока». Улыбчивый рассказ о человеке самой мирной, самой важной профессии, об учительнице, о ее непростых отношениях с классом будущих людей, будущих граждан, будущих личностей завоевал симпатии зрительного зала и судей.[...]
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 139-140). Фотографии — персональная страница П. Мостового в facebook.