Данный раздел не является каталогом номеров киножурналов. Наша задача познакомить посетителей сайта с многообразием кинопериодики, выходившей на экраны страны с 1925 по 1992 год.
***
Многие поколения советских кинозрителей помнят киножурнал «Новости дня» с которого начинался почти каждый киносеанс (в настоящее время киносеансы в кинотеатрах начинаются с рекламы).
Первые регулярные киножурналы начала выпускать в 1910 году фирма братьев Пате под названием «Пате-журнал». Бурно развивающаяся отечественная кинематография также начала выпуск киножурналов — «Обозрение России» Дранкова, «Хроника-Пегас» Ханжонкова, «Экспресс-журнал», «Кривое зеркало», журнал «Прода-фильма» и многие другие.
В РГАКФФД хранятся сотни номеров отечественных киножурналов.
В 1918 году на экран был выпущен первый советский киножурнал «Кино-Неделя». Первым руководителем «Кино-Недели» был писатель, журналист и публицист Михаил Кольцов. Составителем-монтажером ряда выпусков киножурнала «Кино-Неделя» (1918 — 1919) был один из основателей и
В 1922 году начинает выходить журнал «Кино-Правда» под руководством Дзиги Вертова. Это были немые выпуски (без звука), состоящие из нескольких не связанных между собой сюжетов.
В конце 1925 года вышел первый номер «Совкиножурнала» — экранный образ печатного журнала «Наши достижения». С 1926 года «Совкиножурнал» выходил регулярно.
По инициативе режиссера И. Посельского в 1933 году выходит журнал «Советское искусство».
Киножурнал «Пионерия» — первый в мире детский киножурнал, выпускался с 1931 года сначала в немом, а позднее в звуковом варианте. Сюжеты киножурнала были посвящены жизни школьников, деятельности Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, рассказывали об учебе, быте и отдыхе детей в СССР. Инициатором создания киножурнала была режиссер Арша Ованесова в содружестве с редактором Любовью Перцовой.
Анри Барбюс о советской кинохронике:
“Часами и просматривал выбранные отрывки из советской кинохроники за многие годы. Это было как бы большим путешествием, которое и совершил. Я видел советский мир сжато, но, несмотря на это, во всех его подлинных размерах, с его широтой и глубиной, с его жизнью. Это было уплотнением, синтезом времени. Я обозрел целую эпоху в несколько мгновений.
Это были великие исторические съезды, их кипение, популярные фигуры вождей. Торжественные демонстрации, военные парады с их архитектурными формами, эскадрильи самолетов, которые мгновенно меняют цвет неба, парашютисты, которые, как, падают с облаков и вдруг замедляют свой лет, приземляясь. Я видел массы в праздники и скорби. Я видел жизнь машин и рост промышленности, и коллективный труд на полях...
Несомненно, киножурналисты, создатели этой хроники большого размаха, вырванной прямо из жизни, имели богатейший материал. Но это делало еще более трудной их работу как художников: сознательно выбирать большая задача художника. Вот почему я горячо приветствую руководителей, сотрудников, техников и работников Союзкинохроники, которые сумели таким образом, одновременно выполнять дело создателей, документаторов, драматургов и историков".
(Источник: газета «Правда» № 315 (6201) от 16 ноября 1934 года)
«Совкиножурнал», с приходом звука в кино, был преобразован в «Союзкиножурнал» (премьера первого отечественного номера звукового киножурнала состоялась в декабре 1931 года), который в свою очередь в 1944 году был переименован в киножурнал «Новости дня». Первый номер вышел в июле 1944 года.
По инициативе режиссёра М. Варейкис в 1936 году начал выходить киножурнал (со звуком) для дошкольников «Звёздочка» (в РГАКФФД сохранились 13 номера, выходившие с 1936 по 1940 год).
В период 1936 — 1937 гг. выходит киножурнал «К событиям в Испании» — репортажи Романа Кармена, Бориса Макасеева с фронтов Гражданской войны в Испании. Журнал монтировала группа кинорежиссёров: Н. Кармазинский, И. Посельский, Л. Степанова, В. Ерофеев, И. Копалин, Ф. Киселев, И. Сеткина, М. Фиделеева, О. Подгорецкая, М. Слуцкий. Двадцать выпусков этого киножурнала хранятся в РГАКФФД.
В трудные для Москвы дни 1941 года, когда враг оказался на расстоянии 25-30 километров от города, москвичи увидели на экранах новый киножурнал — «На защиту родной Москвы». Журнал выпускала группа кинорежиссёров — Л. Варламов, Б. Небылицкий, Р. Гиков, Н. Кармазинский, И. Копалин, С. Гуров, оставшихся в Москве после эвакуации Центральной студии кинохроники (с 1944 года — ЦСДФ). Из материалов, присылаемых на студию военными кинооператорами, монтировались короткие очерки. Авторы сюжетов рассказывали о боях на подступах к Москве, о военных буднях советской столицы. Последние номера киножурнала информировали зрителя о ходе контрнаступления частей Красной Армии и разгроме фашистских войск под Москвой. Киножурнал выходил с ноября 1941 по февраль 1942, всего было выпущено девять номеров.
«Боевой киносборник № 5» (1941) — совместное производство киностудии «Мосфильм» и Центральной студии кинохроники (режиссеры: М. Слуцкий, П. Аташева; операторы: И. Беляков, И. Вейнерович, М. Глидер, О. Рейзман, В. Соловьев), был посвящен обороне Москвы, это единственный документальный киносборник; в период 1941-1942 гг. было выпущено 12 «Боевых киносборников»; первоначально «Боевые киносборники» состояли из 4-5 короткометражных игровых сюжетов, посвященных событиям первых дней войны. Первый «Боевой киносборник» вышел через полтора месяца после начала Великой Отечественной войны — 2 августа 1941 года.
В феврале 1946 года вышел первый номер киножурнала «Советский спорт» (режиссер: Иосиф Посельский). В первые послевоенные годы отечественные любители спорта получили свой спортивный киножурнал. Журнал демонстрировал достижения и успехи в спорте.
Выпущенный на экран в августе 1955 года первый номер киножурнала «Иностранная кинохроника» (редактор: Евгений Семенович Козырев) приподняла «железный занавес» для советского кинозрителя, демонстрируя сюжеты о жизни в разных уголках мира.
В период 1957 – 1959 годов выходит киножурнал «Дружба» для показа в СССР и КНР, посвященный советско-китайским дружественным отношениям. Всего вышло 12 номеров.
Начиная с 1965 года на экраны выходит киноальманах «Советское кино» (авторы первого номера — Лев Данилов и Василий Катанян), который знакомил зрителей с новинками кинопроката, рассказывал о мире мирового и отечественного кинематографа.
В 1960-е годы выходят военно-патриотические киноальманахи — «Советский воин», «Советская Армия»., которые рассказывали об истории армии, о различных сферах армейской жизни, видах и родах войск, демонстрировали зрителям достижениях СССР в области вооружений и военной техники, показывали военные учения.
В 1967 году выходит киноальманах «Советский патриот», посвященный деятельности Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
В 1968 году вышел первый номер киножурнала «Ровесник», который рассказывал о деятельности молодежных организаций, учебных заведений, молодежного творчества и других сферах жизни молодого поколения страны.
В 1972 году выходит кинообозрение «Москва», в котором авторы рассказывали зрителям о столице Советского Союза как о культурном, историческом, политическом и научном центре страны, об истории и развитии города, о его жителях, инфраструктуре, культурно-исторических памятниках.
В 1984 году журнал «Новости дня», который выходил с 1944 года, поменял своё название на «Хроника наших дней», также изменилась заставка и музыка журнала.