Письмо Л.А. Антонова председателю Комитета по делам кинематографии И.Г. Большакову

О планах проникновения Голливуда на советский кинорынок.

Письмо Л.А. Антонова председателю Комитета по делам кинематографии И.Г. Большакову

Документ опубликован в книге В.И. Фомина «Кино на войне: Док. и свидетельства» (— М.: Материк, 2005; с. 569-571). Источник: www.docs.historyrussia.org. Фото: "Киностудия «Metro-Goldwyn-Mayer». Советские кинооператоры на съёмках кинофильма "Северная звезда". 1943 год". На фото (слева направо): Л. Антонов (предположительно – сотрудник посольства СССР в США), режиссер Л. МайлстоунВ. Микоша, оператор Джеймс Уонг ХауВ. Соловьёв, Н. Лыткин, актриса Энн БакстерР. Халушаков., Л. Антонов (слева). Фото из семейного архива Татьяны Степаевой. Фотография опубликована в фотовыставке «История в лицах».

ПИСЬМО Л.А. АНТОНОВА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ И.Г. БОЛЬШАКОВУ

О ПЛАНАХ ПРОНИКНОВЕНИЯ ГОЛЛИВУДА НА СОВЕТСКИЙ КИНОРЫНОК

25 июня 1943 г.

Секретно

Председателю Комитета по делам кинематографии при С НК СССР
тов. БОЛЬШАКОВУ И.Г.

Уважаемый Иван Григорьевич!

В связи с отправкой внеочередной почты с самолетом считаю необходимым информировать Вас о нижеследующем не по телеграфу, а письмом.

Сейчас сюда, в США, прибыл помощник посла в Москве мистер Янг[1].

После приезда, он провел секретное совещание с Президентами всех крупнейших компаний, на котором он сделал доклад о Советском Союзе и советской кинематографии.

Через наших американских друзей мне удалось узнать содержание его «доклада».

На этом совещании он заявил следующее:

1) Рынок в России свободен, и мы сейчас должны приложить все усилия для того, чтобы завоевать его.

2) В связи с тем, что Англия начинает проникать на советский рынок со своими картинами раньше нас, мы должны качеством своих картин парализовать ее попытки в самом начале.

3) В Союзе американские фильмы народ очень любит, и поэтому нам будет не трудно бороться с советской кинематографией, т.к. она (советская кинематография) представляет собою примитивное производство, стоящее на очень низком уровне развития и техники.

4) Давайте больше картин мне, а я с мистером Стэндли обеспечу их широкое проникновение на советский рынок.

В настоящее время между США и Москвой будет курсировать специальный самолет, который будет находиться в моем распоряжении.

5) Антонову картины не показывайте и не теряйте с ним напрасно времени, так как Россия, страна диктатуры и поэтому с мнением Антонова там никто не считается. Картины необходимо показывать только непосредственно Большакову, что я и буду делать. Уверяю Вас, что в ближайшее время наши (американские) картины займут господствующее место на советском рынке.

6) Мы имеем (американцы) в Москве прекрасный контроль за всем, что там делается над нашими фильмами. Мне поручено заявить Вам от имени Стэндли, что мы не позволим, не допустим, и Вы сами убедитесь в том, что ни одна наша картина не закричит в конце стандартного большевистского лозунга — «Да здравствует Сталин!»

7) Дальше произошло следующее: Президент компании «Юниверсал» заявил, что почему же они сейчас не защищают права компаний в Москве.
И привел пример, что, несмотря на окончание срока договора по фильму (я думаю, что это может быть «Сто мужчин и одна девушка») советский Кинокомитет продолжает прокатывать этот фильм.

Янг обещал заняться этим делом после возвращения в Москву.

8) Дальше Янг сделал политический обзор, в котором обрисовал Советский Союз как страну диктатуры, муштры и страха.

По секрету он даже сообщил президентам компаний, что в настоящее время Молотов дал негласное распоряжение особенно не вмешиваться в настоящее время в личную жизнь граждан.

9) В заключении он остановился на выступлении Стэндли в Москве в марте месяце сего года и заявил, что, мол, видите, стоило только немного поднять голос, как русские во весь голос заговорили о помощи со стороны США, которую последние оказывают Союзу.

Вот кратко все, о чем этот «франт в форме офицера» докладывал здесь на собрании президентов.

Он также посетил меня, и сообщил мне, что в ближайшее время он вылетает обратно и берет с собою 35—40 американских картин для показа и продажи их Кинокомитету.

Несмотря на то, что я не проявил по этому поводу никакого беспокойства, он пытался заверить меня, что это ни в какой мере не подорвет моего авторитета здесь в Америке, и что он будет счастлив, думать, что это поможет моей работе здесь в США.

Я, конечно, пожелал ему успеха, но однако должен сообщить Вам, что, если я буду исключен из операции покупки фильмов в США, это значительно затруднит мою работу с крупными фирмами, т.к. до сегодняшнего дня базировалась на авансах, которые я им сулил.

В частности, я несколько удивлен такому продолжительному молчанию «Союзинторгкино» на мои запросы относительно условий приобретения американских картин.

Фирмы ежедневно интересуются этим вопросом, т.к. в свое время я сам сильно надоедал им с этим вопросом, однако ничего положительного я им сообщить не могу.

«Сталинград»

Этот фильм Парамоунт выпускает 15—20 июля под названием «Город, который остановил Гитлера» («Героический Сталинград»).

Однако должен Вам сообщить, что работать с крупной компанией для выпуска через нее нашей картины оказалось очень трудным. Началось с того, что м-р Фриман (вице-президент — отъявленный Ку-клукс-клановец) заявил: «Мы не хотим, что бы кто-нибудь подумал, что мы агенты Москвы по распространению пропаганды. Поэтому диктор в картине должен говорить на
английском языке с русским акцентом. В картине не должно быть слов: Красная Армия, Советский Союз и т.д., и т.п.

Орсон Уэллс — замечательный актер, который изъявил согласие бесплатно комментировать фильм, оказался чересчур «левым» и поэтому Парамоунт от него отказался — боясь обвинения со стороны католиков в пропаганде.

Затем придрались к тому, что аналогия здесь ни к чему, и поэтому хотели выбросить всю историческую часть ЦАРИЦЫН — СТАЛИНГРАД.

Наконец удалось в целом ряде бесед непосредственно с президентом Балабаном и после целого ряда споров с поставщиками и начальником иностранного отдела Парамоунт мистером Хикс добиться того, что картину калечить мы не позволили.

Но тут встал вопрос о сроках...

Парамоунт заявил, что быстро он делать не умеет (мы большая компания) и не будет, и что если нам не угодно, то можете быстро делать через Арткино.

Сейчас, наконец, после всех нажимов работа идет к концу и 15—20 июля картина будет готова.

Постановщик, работающий над фильмом, большой мастер Парамоунта мр. Блюменталь.

Писатель, работающий над текстом, друг Советского Союза — мр. Бексли.

Комментатор — актер Брайан Донливи — известная голливудская звезда.

Думаю, что фильм будет хороший, т.к. все сведения, которые я получаю от друзей, говорят об этом.

На этом заканчиваю свою короткую информацию.

После 1-го июля 1943 г. высылаю очередной отчет со всеми приложениями.

С приветом АНТОНОВ Л.

РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 4. Д. 80. Л. 48-50.

_____________________________
1. В документе повсюду было «Ионг».