«Наконец-то наши театры догадались о возможности снять свою работу на кинопленке — спектакли, черновые репетиции, чистки пьес, технический аппарат и проч. Робкий почин в этой области сделал МХАТ-второй, который заснял свою повседневную жизнь и демонстрировал эту ленту на днях перед рабочими во время выезда в рабочие районы. Пора понять, какую неоценимую услугу может оказать кино нашим театрам, закрепляя навсегда мимолетную жизнь спектакля. Если бы во времена Мочалова и Каратыгина существовало бы искусство кино, то наш театральный молодняк мог бы легко учиться приемам театральной игры у этих гигантов сцены. На место „устных преданий“ стали бы конкретные образы, и цепь сценических традиций была бы восстановлена. Кто следующий? Неужели же почином МХАТ-второго не воспользуются и другие театры?»

Источник: 1928 год в кино (В. Ф.: «Кино», 1928, 31 января)

СПРАВКА

Московский Художественный театр второй (МХАТ 2-й, МХАТ II) — драматический театр, существовавший в Москве в 1924 — 1936 годах.
В сентябре 1924 года из 1-й Студии МХАТ образован МХАТ 2-й во главе Михаилом Чеховым. Театр получил в своё распоряжение помещение бывшего Нового театра («Шелапутинский театр») (на Театральной площади).
Из воспоминаниий И. Ильинского (в том же году покинувшего театр): «Я был на том собрании, когда М. А. Чехов объявил товарищам, что он хочет стать руководителем студии, что он хочет строить театр, что он видит для этого путь, по которому должен идти театр-студия, и что если товарищи верят ему, то он станет во главе театра. Если же нет, то он вынужден уйти из студии и строить такой театр на стороне. Все студийцы призадумались — они поняли, что с этого дня изменится облик студии. Особенно это почувствовали старшие товарищи. Но авторитет Чехова был так велик в это время, вся молодежь так любила его, что не могло быть и речи об уходе Чехова. Предложение Чехова было принято…»

Стремясь в каждой пьесе к изображению особого сценического мира, актеры МХАТ 2-го изображают человека двумя-тремя выразительными чертами. Своеобразная стилизация внутреннего образа приводит к некоторой монументальности и неподвижности — не столько к развертыванию образа, сколько к его подчеркнутому показу. Таков стиль исполнения лучших актеров МХАТ 2-го — Дурасовой, Гиацинтовой, Чебана, Дейкун, Берсенева, Готовцева, Соловьевой, Бирман, Бромлей, Сушкевича, Подгорного и других. Среди них один из замечательнейших актеров нашей современности — Михаил Чехов — горячо и бурно ищет новых средств сценического выражения. Он переводит психологизм в символический план; символ вырастает из глубокой и вполне реальной психологической разработки.
Ко дню пятнадцатилетия МХАТ 2-й находится в обостренных поисках пути; он ищет точек опоры и той внутренней установки, которая поможет ему закрепить свое художественное лицо и определить свое миросозерцание. Вместе с ним в страстных поисках мечется и Чехов. История МХАТ 2-го сейчас обрывается на полуслове...

Из статьи "К ПЯТНАДЦАТИЛЕТИЮ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА ВТОРОГО"; газета «Правда», 1928, 28 января.

 В 1928 году Михаил Чехов покинул СССР, и художественным руководителем театра (и одновременно директором, официально — с 1933 года) стал Иван Берсенев, актёр МХТ с 1911 года, с 1922-го входивший в правление 1-й Студии, но во второй половине 20-х годов только начинавший приобщаться к режиссуре; фактически главным режиссёром театра, до своего ухода в 1931 году, был Борис Сушкевич, убеждённый студиец, тяжело переживавший утрату студийной атмосферы при Чехове

Источник: Золотницкий Д. И. Академические театры на путях Октября. — Л.: Искусство, 1982. — С. 294. — 343 с

Фото: из открытых интернет-источников.