Живой Ленин в кино


В газете «Правда» опубликована статья в Г.М. Болтянского «Живой Ленин в кино».

Опубликована статья Г. М. Болтянского «Живой Ленин в кино».

 В. И. Ленин на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу. Кадр из кинохроники. 1918 год.

В кино образ вождя трудящихся, основателя первого в мире социалистического государства и Коммунистической партии Советского Союза В. И. Ленина был впервые запёчатлён советскими документалистами. Известны следующие прижизненные съёмки Ленина: после празднования 1 Мая 1918 на Ходынском поле в Москве; во время прогулки в Кремле по выздоровлении после ранения (окт. 1918); на открытии временного памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции и мемориальной доски борцам за революцию на Кремлёвской стене (7 нояб. 1918); во время выступления с балкона Моссовета на митинге протеста против убийства К. Либкнехта и Р. Люксембург (19 янв. 1919); на похоронах М. Т. Елизарова в Петрограде (13 марта 1919) и Я. М. Свердлова в Moскве (18 марта 1919); на Красной площади (1 мая 1919); на улице у здания, где проходил 1-й съезд по внешкольному образованию (6 мая 1919); на празднике Всевобуча на Красной площади (25 мая 1919); на воен. параде на Красной площади (7 нояб. 1919); во время беседы с американским журналистом Л. Эйром (февр. 1920); на закладке памятника К. Марксу в Москве (1 мая 1920); во время выступления на Пречистенской (ныне Кропоткинской (в 1921 — 1990 годах; — прим. ред.)) набережной в Москве по поводу закладки памятника "Освобождённый труд" (1 мая 1920); во время выступления на митинге, посвящённом закладке памятника К. Либкнехту и Р. Люксембург, на площади Урицкого в Петрограде и на 2-м конгрессе Коминтерна в Петрограде (19 июля 1920); в дни работы 2-го конгресса Коминтерна в Москве (июль - авг. 1920); на заседании 3-го конгресса Коминтерна в Москве (июнь — июль 1921); во время беседы во дворе Кремля с американским экономистом П. П. Христенсеном (28 ноября 1921); с группой делегатов в дни работы 4-го конгресса Коминтерна в Москве (13 ноября 1922).

Ленина снимали первые сов. операторы (Ф. Вериго-Даровский, А.Ф. Винклер, Г.В. Гибер, П.В. Ермолов, Ю.А. Желябужский, С. П. Забозлаев, Н. Ф. Козловский, А.А. Левицкий, А.Г. Лемберг, П.К. Новицкий, Э.К. Тиссэ) и зарубежные (В. Кьюбс и др.) для различных киновыпусков и киножурналов. С помощью различных точек съёмок, ракурсов и композиции кадра они стремились подчеркнуть самое характерное во внешнем облике Ленина и одновременно создать обобщённый образ вождя революции. Киносъёмки Ленина стали источником вдохновения для мн. художников, писателей, артистов. Эти кадры легли в основу ряда док. ф.: "Ленинская Кино-Правда" (1925), "Три песни о Ленине" (1934) — оба реж. Д. Вертова, "Владимир Ильич Ленин" (1948, реж. М.И. Ромм, В.Н. Беляев), "Живой Ленин" (1960, реж. Ромм, М.Е. Славинская), "Три весны Ленина" (1964, реж. Л.М. Кристи), "Ленин. Документы, факты, воспоминания" (1970, реж. Л.М. Кристи) и др....

Полность материал КИНОЛЕНИНИАНА на сайте История кинематографа.

Источники: 1928 год в кино (Вен. В.: «Правда», 1928, № 19, 21 января, с. 7.); Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.