В газете «Правда» опубликована статья Г. М. Болтянского «Живой Ленин в кино». Источник:  КИНОЛЕНИНИАНА на сайте История кинематографа.

В кино образ вождя трудящихся, основателя первого в мире социалистического государства и Коммунистической партии Советского Союза В. И. Ленина был впервые запёчатлён советскими документалистами.

Известны следующие прижизненные съёмки Ленина:

  • после празднования 1 Мая 1918 на Ходынском поле в Москве;
  • во время прогулки в Кремле по выздоровлении после ранения (окт. 1918);
  • на открытии временного памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции и
  • мемориальной доски борцам за революцию на Кремлёвской стене (7 нояб. 1918);
  • во время выступления с балкона Моссовета на митинге протеста против убийства К. Либкнехта и Р. Люксембург (19 янв. 1919);
  • на похоронах М. Т. Елизарова в Петрограде (13 марта 1919) и Я. М. Свердлова в Moскве (18 марта 1919);
  • на Красной площади (1 мая 1919); на улице у здания, где проходил 1-й съезд по внешкольному образованию (6 мая 1919);
  • на празднике Всевобуча на Красной площади (25 мая 1919);
  • на военном параде на Красной площади (7 нояб. 1919);
  • во время беседы с американским журналистом Л. Эйром (февр. 1920);
  • на закладке памятника К. Марксу в Москве (1 мая 1920);
  • во время выступления на Пречистенской (ныне Кропоткинской (в 1921 — 1990 годах; — прим. ред.)) набережной в Москве по поводу закладки памятника "Освобождённый труд" (1 мая 1920);
  • во время выступления на митинге, посвящённом закладке памятника К. Либкнехту и Р. Люксембург, на площади Урицкого в Петрограде и на 2-м конгрессе Коминтерна в Петрограде (19 июля 1920);
  • в дни работы 2-го конгресса Коминтерна в Москве (июль - авг. 1920);
  • на заседании 3-го конгресса Коминтерна в Москве (июнь — июль 1921);
  • во время беседы во дворе Кремля с американским экономистом П. П. Христенсеном (28 ноября 1921);
  • с группой делегатов в дни работы 4-го конгресса Коминтерна в Москве (13 ноября 1922).

 В. И. Ленин на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу. Кадр из кинохроники. 1918 год.

Ленина снимали первые сов. операторы (Ф. Вериго-Даровский, А.Ф. Винклер, Г.В. Гибер, П.В. Ермолов, Ю.А. Желябужский, С. П. Забозлаев, Н. Ф. Козловский, А.А. Левицкий, А.Г. Лемберг, П.К. Новицкий, Э.К. Тиссэ) и зарубежные (В. Кьюбс и др.) для различных киновыпусков и киножурналов. С помощью различных точек съёмок, ракурсов и композиции кадра они стремились подчеркнуть самое характерное во внешнем облике Ленина и одновременно создать обобщённый образ вождя революции.

Киносъёмки Ленина стали источником вдохновения для мн. художников, писателей, артистов. Эти кадры легли в основу ряда док. ф.: "Ленинская Кино-Правда" (1925), "Три песни о Ленине" (1934) — оба реж. Д. Вертова, "Владимир Ильич Ленин" (1948, реж. М.И. Ромм, В.Н. Беляев), "Живой Ленин" (1960, реж. Ромм, М.Е. Славинская), "Три весны Ленина" (1964, реж. Л.М. Кристи), "Ленин. Документы, факты, воспоминания" (1970, реж. Л.М. Кристи) и др...

Большой вклад в К. внесли работники науч.-популяр. кино. Сц. Г. Е. Фрадкин и реж. Ф. А. Тяпкин создали трилогию "Рукописи Ленина" (1960), "Знамя партии" (1961), "Ленин. Последние страницы" (1963), в к-рой сделана попытка проследить ход ленинской мысли. По сценарию Фрадкина пост. ф. "Ленин в канун Октября" (1974) и "Ленин. Последнее подполье. (Рассказывает М. В. Фофанова)" (1975) - оба реж. А. Л. Цинемана.

С использованием опыта хроник, съёмок связана и первая попытка воспроизвести образ Ленина в игровом кино. В 1919 реж. В. Р. Гардин и оператор Левицкий сняли одну из актёрских сцен агитфильма "Девяносто шесть" на Красной площади в момент выступления Ленина с грузовика. Детская картина "Как Петюнька ездил к Ильичу" (1925) завершалась док. съёмками похорон Ленина. Обращение сов. кинематографистов к образу Ленина было одним из наиболее стимулирующих и высоких моментов в истории советского кино. Док. кадры похорон Ленина использованы также в фильме Я. А. Протазанова "Его призыв". В фильме "Октябрь" (1927) С. М. Эйзенштейн сделал первую попытку средствами игрового кино воссоздать на экране образ Ленина. В сцене встречи Ленина на Финляндском вокзале на броневике в лучах прожекторов появлялась фигура вождя, окружённая тысячной толпой,- знаменитый кадр, достоверный, как документ, и выразительный, как плакат.

В последующем развитии К. отражала, концентрировала в себе осн. тенденции сов. кино, влияя, в свою очередь, на его тематику, поэтику и стиль. Если в ф. "Октябрь" Ленин выступал как центр эпич. композиции, его образ оставался частью поэтич. картины борьбы революц. масс, то в 30-е гг. акцент в творч. поисках кинематографистов переносится на раскрытие индивидуального характера. Появившиеся на сов. экране образы Чапаева и Максима, Полежаева и Щорса, Шахова и Соколовой подготовили создание образа Ленина в ф. "Ленин в Октябре", 1937, и "Ленин в 1918 году", 1939 (актёр Б. В. Щукин), "Человек с ружьём", 1938 (актёр М. М. Штраух) и др. Используя накопленный сов. кино опыт изображения человека революции на крупном плане - в неповторимости его "живой индивидуальности", А. Я. Каплеру, Ромму, Н. Ф. Погодину, С. И. Юткевичу, Щукину, Штрауху удалось создать образ Ленина, органически соединяющий в себе историч. масштаб личности вождя великой революции и душевность "самого человечного человека". Умение всегда быть с массами, выражать и организовывать их волю, поднимать жизненные интересы человека труда на уровень партийной программы и политики, органически соединяя революц. мысль и действие,- эти качества Ленина нашли яркое художественное воплощение в лучших фильмах К., созданных в 30-е гг.

При всей разности актёрских индивидуальностей Щукина и Штрауха замыслы художников близки в главном - в глубине проникновения в великий образ. В др. лентах - "Выборгская сторона" (1939, реж. Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг), "Яков Свердлов" (1940, реж. Юткевич), "Его зовут Сухэ-Батор" (1942, реж. А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц) - ленинская тема возникала в кульминационные для героев моменты их жизни.

Начиная с 50-х гг. активизация исследовательского аналитического начала в советском кино получает своё выражение в успешных попытках показать движение мысли Ленина, отражающей ход истории и влияющей на историю. Особенно характерны в этом смысле ф. "Рассказы о Ленине" (1958) и "Ленин в Польше" (1966) - оба реж. Юткевича (Штраух в гл. роли) и "Синяя тетрадь" (1964, реж. Л. А. Кулиджанов, М. П. Кузнецов в роли Ленина).

В стремлении к достоверности, граничащей с документализмом,- в духе творч. исканий кинематографа 60-х гг.- реж. Ю. Ю. Карасик, сц. М. Ф. Шатров и актёр Ю. И. Каюров максимально приблизили свой ф. "Шестое июля", рассказавший о драм, эпизоде в истории Сов. гос-ва - мятеже левых эсеров 6 июля 1918, к историч. хронике, открывая новые возможности обогащения и развития иск-ва К.

В ф. "Сердце матери" (1966) и "Верность матери" (1967) - оба реж. М. С. Донского рассказано о М. А. Ульяновой, матери В. И. Ленина (в роли Ленина - артист Р. Р. Нахапетов), об атмосфере любви и дружбы в семье Ульяновых.

В 1981 вышел ф. "Ленин в Париже" (сц. Габрилович и Юткевич, реж. Юткевич), воскресивший на экране время пребывания Ленина во Франции в 1910 - 12, когда он создал школу в Лонжюмо, где готовились партийные кадры. Мыслящим глубоко и страстно, умеющим быть в споре гневным или ироничным, беспощадным или доброжелательным, но всегда искренним и безраздельно принципиальным стремились показать Ленина авторы ф. и актёр Каюров.

Сов. кино, обращаясь к ленинской теме, обнаруживает новые подходы к изображению истории и её переломного момента - революции, подходы, часто различные и тем не менее плодотворные. (Илл. табл. LVI - LXIV.)

Источники: 1928 год в кино (Вен. В.: «Правда», 1928, № 19, 21 января, с. 7.); Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.