Аркадий Райкин

Полнометражный фильм, 1967 год

Фильм:
Аркадий Райкин
(год выпуска – 1967)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(8 частей, хронометраж – 01:18:33)

Правообладатель:
Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

Категории:
культура, личность, театр, эстрада

Ссылка на РГАКФД (24424)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Фильм с участием Аркадия Райкина и артистов Ленинградского театра миниатюр.

Ленинградский Театр Миниатюр иногда называют театром одного актера. В этой формуле справедливо, пожалуй, одно только слово ТЕАТР. Сцена, реквизит, декорации. Но это — еще и искусство контакта, искусство душевного взаимообмена.
Партнеры Райкина — мастера высокого класса! 
О, какое это рыцарское занятие — раздевать догола порок и вышвыривать его залатанные останки?! Но, увы, порок подчас обладает живучестью амёбы...
На встрече с журналистами Аркадий Исаакович говорил: "Мне кажется, что обязательное правило для сатирика — быть добрым человеком, прежде всего, быть патриотом, прежде всего, любить свою страну, ибо сатирик всегда что-то защищает: Что именно — свой народ, свою страну... Если сатирик критикует невежество — он пропагандирует знание и эрудицию.
К сожалению, на жанр, в котором я работаю, разные точки зрения... но главное — быть понятым."
Один на один со зрителем — таков старинный закон Эстрады. В жизни артиста понятия Театр и Эстрада тесно переплелись. В одной из первых своих ролей после художественного училища Райкин выступил в роли Мольера в "Смехотворной жеманнице". Далее он работает в театре и одновременно в качестве эстрадного конферансье — именно эстрада раскрыла его талант, принесла ему признание и популярность, и впоследствии именно талант сделал его актером и руководителем Ленинградского Театра Миниатюр.
Затем была война, фронтовые аэродромы и сигналы воздушной тревоги... Далее — 27 лет полных аншлагов, более 500 созданных образов, и ни по одному образу — в каждом спектакле! А еще он был драматургом, режиссером и художественным руководителем театра.
Его творчество — ни авации, а нескончаемая страда актерских будней...

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов...
Б. Пастернак (из стихотворения «Быть знаменитым некрасиво...»)

Авторы фильма попытались раскрыть перед зрителем секреты творчества известного артиста и режиссёра Аркадия Исааковича Райкина.

— С каких пор ты перестал понимать юмор?
— Какой юмор? Какой юмор...
— Тот самый — без которого люди быстро стареют...

Цитируется с экрана


В фильме участвуют артисты Ленинградского Государственного Театра Миниатюр: Л. Гвоздикова, В. Горшенина, В. Ильченко, Р. Карцев, Т. Кушелевская, В. Ляховицкий, М. Максимов, О. Малоземова, И. Минкович, Г. Новиков, И. Петрущенко, Р. Рома (Роза Иоффе), Н. Соловьева, А. Хасин, а также М. Жванеций и др.

В фильм вошли кадры:

Ленинградский театр миниатюр: подготовка рабочими сцены; сцена "Ресторан" (Р. Карцев в роли официанта (синхронно)); сцена "Химчистка" (участвуют актеры В. Новиков, Ляховицкий); сцена "Сломанный стул" (Райкин, Ляховицкий), "Врач" (Райкин, О. Малоземова); А. Райкин и М. Жванецкий; репетиция номера "Кибернетика". Постановщик нового спектакля — Р. Суслович.

Райкин за письменным столом в одной из комнат своей квартиры; город Баку; Райкин наблюдает игру в нарды, у газетного киоска, в сквере на скамейке, за столиком уличного кафе, беседует со стариками, на уличном базаре; сцена "Книга" (А. Райкин, Р. Рома).

Пресс-конференция А. Райкина (синхронно); афиша спектакля "Волшебники живут рядом"; Райкин беседует с исполнительницей масок Н. Кавко; Райкин примеряет маску; сцены из миниатюр "Зависть", "Няня"; репетиция с Р. Сусловичем; пролог к монологу "Юбилей"; Райкин в роли Пантюхова (синхронно); Райкин за прослушиванием песни; поет Т. Кушелевская; репетиция в буфете театра.

Баку: выступление Райкина на нефтеперерабатывающем заводе (синхронно); учитель Райкина В. Соловьев (фото); первая роль А. Райкина (фото); Райкин выступает на военном аэродроме перед летчиками, обсуждает эскизы декораций с художником Манделем. Райкин на телевидении, на репетиции с актерами Ильченко, Суслович; миниатюра "вокруг бифштекса"; Райкин в роли командировочного (синхронно).

Югославия (Белград): А. Райкин на смотровой площадке города; один из театров Белграда; выступление А. Райкина, аплодируют зрители. Райкин в роли швейцара, грузчика, японца (синхронно); Райкин в роли председателя колхоза, в пантомиме "Защита диссертации".

11 ноября 1967 года. На премьере фильма «Аркадий Райкин» в Доме кино. На фото (слева направо): асс. режиссера Е. Спиридонова (третья слева), оператор Оттилия Рейзман, режиссер Василий Катанян, Аркадий Райкин с супругой Розой Иоффе (вторая справа), директор картины Нина Мжедлова (на фото справа). Фото из частного архива.

ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ (Третье творческое объединение)

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Авторы сценария: В. Катанян, Р. Рома (Роза Иоффе)

Режиссер В. Катанян

Оператор О. Рейзман

Автор текста Г. Шергова

Текст читает Н. Александрович

Композитор М. Меерович

Асс. режиссёра Е. Спиридонова

Редактор С. Суркова

Звукооператор И. Гунгер

Директор картины Н. Мжедлова

 ___________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников, а также сайта http://www.ruscircus.ru/ 

Цитаты

Некоторые постановки Райкина привели к конфликту с партийным руководством Ленинграда (партийную организацию города тогда возглавлял Романов – сторонник «жесткой линии»). Райкин просит у Брежнева, с которым он познакомился во время войны, на Малой земле, разрешения переехать вместе с театром в Москву. Брежнев дает соответствующие поручения и в 1982 году театр Райкина переезжает в столицу, где ему предоставляют помещение кинотеатра «Таджикистан». Вскоре он переименовывается в Государственный театр миниатюр, а в апреле 1987 года получает имя «Сатирикон».

Редакция сайта #МузейЦСДФ

[...]Снимая фильм о Райкине, я включил в картину его рассказ о Раневской, который с тех пор стал широко известен: «Когда привезли в Москву «Сикстинскую мадонну», ее пришли смотреть чиновники из Министерства культуры. Один из них и скажи: «А, знаете, на меня она не производит такого уж впечатления…» Фаина Раневская, стоявшая неподалеку, заметила: «Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!»[...]

Василий Катанян, Источник

1967
[...][4 декабря. 11 ноября прошла пышная премьера "Райкина" в Доме кино. Мы все были нарядные. Успех был большой, зал битком набит. После просмотра фильма мы пировали в ресторане - Райкин с Ромой, Оття*, Лена, Шергова с мужем, Кассиль и Собинова, Инна и я. Угощали я и Шергова.
Картину - еще до выхода - смотрят всякие клубы. Я несколько раз выступал на устных журналах. Появились рецензии, и вдруг...
Главк говорит, что надо сократить "Юбилей". Кто сказал? Намекают, что кто-то приказал Романову. Начинается обычная история - не дают справку для выплаты денег. Сокращаю номер на 70 метров. Райкин как-то вяло реагирует на это. Ждут Романова. Был безобразный разговор с Романовым и еще один, в присутствии Райкина... В конечном счете обещали кое-что сократить. В конце разговора Романов благодарит Райкина и меня за картину, говорит, что выпустят ее как художественную. Собираемся расходиться. И вдруг Головня:
- Не сочтите меня перестраховщиком, но вот эту фразу о слабом звене в цепи империализма я бы посоветовал убрать. Вы поймите меня правильно - вашу картину увидят миллионы, будут над этой репликой хохотать. А потом они придут в Университет марксизма, в школы, услышат эту ленинскую фразу и снова будут смеяться. Нехорошо.
Романов, конечно, поддержал это предложение, я начал было спорить, но Райкин тоже стал на их сторону: "Конечно, ее можно вырезать. Даже будет лучше..."
А когда мы одевались внизу, он говорит: "Очень прошу, Васенька, вставьте обратно фразу, которую вы раньше вырезали: "В искусстве я продержался долго с той поры, когда сатиру ругали, и до той поры, когда ее вновь стали ругать". Умоляю. Они же никогда больше не увидят картину".]

Василий Катанян, режиссер, Источник