У-2 (в 1944 г. переименован в По-2; первый советский «кукурузник») — один из самых массовых самолётов в мире. В годы Великой Отечественной войны широко применялся для «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника. «Kaffeemühle» (кофемолка) и «Нaltsnähmaschine» (швейная машина) — так прозвали солдаты вермахта этот доставлявший им большое количество проблем самолет.

Модификации самолёта

У-2ЛШ — лёгкий штурмовик; большое количество предвоенных самолётов было переделано в этот стандарт; вооружён одним пулемётом ШКАС калибра 7,62 мм, имел крепления для 120 кгбомб плюс рельсовые направляющие для четырёх реактивных снарядов РС-82.
У-2ЛНБ — лёгкий ночной бомбардировщик, производился начиная с 1941 года.
У-2ВС — основной самолёт связи советских ВВС, также использовался старшим командным составом; более 9000 экземпляров находилось на службе в 1945 году под новым обозначением По-2ВС.
По-2 на гусеничном шасси С.А. Мостового
По-2 учебный
По-2 санитарный
По-2А сельскохозяйственный
По-2Л пассажирский
По-2ЛС (связной лимузин М.М. Кулика)
У-2АП — сельскохозяйственная модификация на который устанавливался аэроопылитель для распыления удобрений и ядохимикатов.
У-2М — выпущенный небольшой серией гидросамолёт.
У-2СП — трёхместный (2 пассажира) самолёт специального применения.
У-2Л — вариант с комфортабельной закрытой кабиной.
У-2С (С-1) — самолёт санавиации с отсеком для больного на носилках в фюзеляже (1934 —1938 гг., М-11А).
С-2 — вторая версия самолёта санавиации (1940 — 1945 гг., М-11Д).
С-3 (СКФ, санитарная кабина Филатова)
ВОМ-1 (У-2 Воздушный огнемет)
CSS-13 обозначение польских самолетов. Некоторые имели стеклянные фонари над кабинами
E-23 — исследовательская модель1935 года для перевернутых полетов. Различные варианты: множество экспериментальных моделей.

СПРАВКА

1. Начиная с 1919 г., основным нашим учебным самолетом являлся У-1, созданный на базе английского разведчика Авро-504, первый полет которого состоялся еще в 1913 году. Не случайно поэтому в 1922 г. встал вопрос о необходимости разработки более современной учебной машины, тем более, что к этому времени методика обучения летному делу претерпела существенные изменения. Было признано необходимым осуществлять обучение самостоятельным полетам на самолетах первоначального обучения, а отшлифовывать мастерство на тренировочных (переходных) машинах.

2. Николай Николаевич Поликарпов непосредственно занялся разработкой учебных самолетов в 1923 г. Одной из первых его работ в этом направлении был проект двухместного «малого учебного самолета с мотором ABC» мощностью 18 л. с. Машина представляла собой свободнонесущий моноплан чистых форм с максимальной скоростью полета до 107 км/ч. Однако малая мощность двигателя не позволяла проводить обучение фигурам высшего пилотажа. Проект реализован не был.

3. В 1927 году разрабатывается учебный самолет Поликарпова У-2 (с 1944 года По-2), который завоевал признание как очень удачная конструкция легкого и дешевого многоцелевого и учебного самолета. По-2 сыграл большую роль в подготовке летчиков в летных школах и аэроклубах Осоавиахима, он выпускался до 1954 года в различных модификациях для гражданского и военного применения.