В Красногорске открыли памятник фронтовому оператору

Прототипом памятника стал фронтовой оператор Владимир Сущинский.

Опубликовано: www.tvkultura.ru 04.09.2020 | 20:05 

Первый в России памятник «Фронтовому кинооператору» установили в Подмосковье.

Памятник фронтовому кинооператору установили на Яблоневой аллее в Красногорске недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов. По замыслу скульпторов Андрея и Станиславы Смольяниновых постамент напоминает объектив кинокамеры. За спиной оператора — кадры фронтовой кинохроники. Инициатором установки памятника стал Союз кинематографистов России. Монумент был создан при участии Российского военно-исторического общества.

«Есть самые подлинные свидетельства того, что было в годы Второй мировой. Свидетельства, которые невозможно фальсифицировать и извратить. Это кинохроника, это фотодокумены», — отметил председатель Российского военно-исторического общества, помощник Президента РФ Владимир Мединский.

Председатель Союза кинематографистов России, народный артист РСФСР Никита Михалков. Красногорск, 04 сентября 2020 года. Фото Станислава Анисимова.

«Это памятник памяти. И это памятник документу. Потому что ничего более убедительного, чем документ, политый кровью этих великих людей, по-моему, нет», — считает председатель Союза кинематографистов России, народный артист РСФСР Никита Михалков.

Прототипом памятника стал фронтовой оператор Владимир Сущинский. Выпускник ВГИКа, он работал на Центральной студии кинохроники. В сентябре 41 года его призвали на фронт, всю войну он прошел с кинокамерой «Аймо».

Первая съемка: в составе киногруппы Волховского фронта на подступах к Ленинграду, затем кровопролитные бои под Мгой. С войсками четвертого украинского фронта Сущинский был на Днепре, форсировал Сиваш, снимал освобождение Крыма. В 1945 его перевели в киногруппу первого украинского фронта, вместе с которым он вошел в Польшу и оказался на подступах к Бреслау. Этот город называли последней крепостью Гитлера. Здесь 22 февраля Сущинский снимал бои за окраинные кварталы. Он поднялся на железнодорожную насыпь, чтобы снять оттуда панораму боя. Это были его последние кадры. Рядом разорвался вражеский снаряд и Владимир Сущинский был смертельно ранен осколком.

«Это безусловно заслуживает каких-то особых оценок. Потому что самоотдача оператора, когда он вынужден, он обязан, это его работа, это его служба, это его долг, наверное. Он не может сидеть в окопе и снимать. Он ничего не снимет. Он должен встать вместе с солдатом, который рядом», — рассказал вице-президент Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России Виктор Доброницкий.

Сегодня в Государственном архиве кинофотодокументов хранится вся фронтовая кинолетопись, более трех с половиной миллионов метров кинопленки. Более 500 номеров киножурналов, 101 документальный фильм. А вот это действительно редкие кадры. Чистая случайность: операторам удалось заснять своих коллег за работой. Многие из них не вернулись с фронта. Каждый второй оператор был ранен, каждый четвертый убит. Память о них хранят не только эти пленки, но родственники, приехавшие в Красногорск.

Владимир Ешурин, сын фронтового оператора Владимира Ешурина: «У нас даже дома есть уголок, посвященный отцу. Со всеми его регалиями, портретами. И как его не помнить? Когда человек прошел пять войн».

Алексей Лебедев, внук фронтового оператора Алексея Лебедева: «Слава богу, что дедушка прошел живой всю войну. Здесь как-будто центр памяти, который находится рядом с архивом, который они и создали».

По идее авторов, памятник фронтовому оператору должен подчеркнуть преемственность поколений, напоминать о военных корреспондентах, которые в наши дни жертвуют собой в горячих точках.

Станислав Анисимов