Ривера на параде в честь 10-й годовщины Октября

Ривера на параде в честь 10-й годовщины Октября


07 ноября 1927

В 1927 году Ривера приехал в Москву для участия в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции в составе международной делегации рабочих и крестьян. Свои впечатления от торжеств на Красной площади восхищенный художник описывал так: «Миллионы трудящихся москвичей, отмечающих свой главный праздник… волнующееся море багряных полотнищ, стремительное, напряженное движение кавалерии… кубический узор грузовиков, груженых солдатами с винтовками… сплоченные квадраты марширующей пехоты… широкая, увенчанная знаменами, несущая транспаранты, змеящаяся река неторопливых, радостных, поющих мужчин и женщин большого города, целый день и до глубокой ночи марширующих через огромную площадь».

На параде в честь 10-й годовщины Октября Ривере, как видному мексиканскому коммунисту, отведено место на Мавзолее, недалеко от Сталина. Искусство художника, его революционный настрой и бьющая ключом пролетарская энергия высоко оценены молодым советским Правительством. 24 ноября Ривера подписывает договор с Наркомом  просвещения Луначарским о создании настенной росписи в клубе Красной армии, «а также о подготовке серьезного проекта для новой библиотеки имени В.И. Ленина, которая строится в Москве».

Во время пребывания в Москве Ривера преподает, читает лекции в Комакадемии (Коммунистической академии), его работы публикуются в художественных и литературных журналах. В марте 1928 года вместе с 28 советскими художниками, фотографами, кинематографистами и архитекторами он подписывает манифест группы «Октябрь». Членами «Октября» были А. А. и В. А. Веснины, М. Я. Гинзбург, А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Д. С. Моор, Э. И. Шуб, С. М. Эйзенштейн и другие. «Октябрь» пропагандировал пять основных видов деятельности: рациональное архитектурное планирование и строительство; художественный дизайн предметов массового потребления; дизайн центров «нового общественного способа жизни», включая клубы, читальни и столовые; организацию массовых фестивалей; художественное образование.

Несмотря на активное участие в культурной жизни молодой Страны Советов, Ривере не суждено было реализовать свои творческие планы  в Москве. Не простившись с друзьями и коллегами, 2 мая 1928 года он спешно покидает СССР, увозя с собой блокноты  и, разумеется, «зарисовки на скрижалях памяти». Истинные причины его  отъезда так и остались неизвестны, хотя посещение Советского Союза настолько  сильно повлияло на художника, что в 1929 году Ривера официально вышел из рядов Компартии Мексики и стал активным сторонником антисталинского движения в мире, не изменив при этом своим марксистским взглядам...

1932 год – время иконографического сближения между СССР и США. Эстетика коммунизма и эстетика капитализма – две параллельные прямые – вдруг пересеклись. Сближение их визуального словаря было воспринято многими как реальное идеологическое сближение: «Коммунизм – это американизм ХХ века» – вот девиз американских коммунистов. Как следствие, наброски Риверы с Красной площади, не реализованные на стенах клуба Красной армии в Москве, легли в основу росписи манхэттенского вестибюля. К исполнению Ривера приступил 7 марта 1933 года, сразу по завершении росписи в Детройте...

Фрагмент фрески «Человек, властелин вселенной» с изображением Ленина.

 

Подробнее о создании фрески Риверы в Рокфеллеровском центре:  Кремль на Пятой авеню